Георгий Александров - Диалектический материализм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалектический материализм"
Описание и краткое содержание "Диалектический материализм" читать бесплатно онлайн.
Подготовляя к выпуску в свет работу "Диалектический материализм", Институт философии АН СССР ставил задачу дать книгу, которая могла бы служить пособием для изучающих основы марксистско-ленинской философии. Тематическая книга построена в соответствии с ныне действующей программой курса диалектического материализма в высших учебных заведениях.
Издание 1954 г.
Закономерности физиологических процессов мозга отрыты И. П. Павловым на основе многолетнего изучения высшей нервной деятельности животных и человека методами условных рефлексов. Павлов экспериментально установил, что психическая деятельность причинно-обусловлена влиянием внешнего материального мира на мозг человека, и таким образом подтвердил правильность положения марксистского философского материализма о том, что не материя порождается сознанием, как полагают идеалисты, а сознание представляет собой порождение материи.
Марксистский философский материализм разоблачает не только идеализм в его разнообразных проявлениях, но также и дуализм.
Дуализм исходит из признания двух противоположных начал - материи и сознания. Материя и сознание, согласно дуализму, имеют равное значение, они не предшествуют друг другу и развиваются параллельно. Антинаучные воззрения дуалистов приводят в конечном итоге к одухотворению всей природы, к объективному ил субъективному идеализму.
В современной буржуазной философии и психологии дуализм проявляется в многоразличных формах и неизменно ведёт к идеализму.
Буржуазные психологи считают, что наряду с материальными - физиологическими - процессами существуют психические процессы, якобы совершенно независимые от материального субстрата, от материальных процессов в головном мозгу. Эта теория получила название теории "психофизического параллелизма". Противопоставляя психические процессы физиологическим, буржуазные психологи обычно сводят материальные процессы к психическим процессам, к восприятиям и представлениям, скатываясь таким образом на позиции субъективного идеализма.
В советской психологии до последнего времени тоже не были изжиты некоторые пережитки дуализма. Психические процессы авторами ряда учебников рассматривались как особые изолированные процессы, не связанные с деятельностью мозга. Дуалистические ошибки имели место и у ряда советских физиологов, выдвигавших неправильную "теорию психонервной деятельности", согласно которой у животных и человека существует особый вид не детерминированной психонервной деятельности. "Теория психонервной деятельности" в конечно" итоге приводила к идеализму, утверждая, что существуют такие психические процессы, которые якобы не являются отражением внешнего мира. Эти идеалистические ошибки были раскритикованы советской научной общественностью.
МОНИЗМ МАРКСИСТСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ МАТЕРИЕЙ И СОЗНАНИЕМ. В противоположность дуализму, утверждающему извечное существование двух противоположных начал - материи и идеи, бытия и сознания марксистский философский материализм проводит точку зрения монизма.
Отвергая дуалистическую точку зрения, марксистский философский материализм рассматривает идеальное как отражение материального.
"Единая и неделимая природа, выраженная в двух различных формах - в материальной и идеальной; единая и неделимая общественная жизнь, выраженная в двух различных формах - в материальной и идеальной, - вот как мы должны смотреть на развитие природы и общественной жизни.
Таков монизм материалистической теории" [2].
Марксистский философский материализм считает, что материя первична, в своём развитии она предшествует сознанию и порождает его. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания; она является источником ощущений, сознания, тогда как сознание производно от материи и представляет собой отражение материи. Только дуалисты могут приписывать равное значение сознанию и материи, идеальной и материальной сторонам единой неделимой природы.
Из того, что идеальное и материальное являются двумя формами единой материальной природы, вовсе не следует, будто они тождественны, будто сознание есть та же материя, как это утверждали вульгарные материалисты Бюхнер, Фогт, Молешотт. Мышление как отражение соответствует отражаемому, но по форме отлично от того, что отражается. Предметы наших представлений отличаются от наших представлений. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, тогда как сознание, будучи особым свойством мозга, существует только "в нас", оно - идеально. Отождествление материи и сознания ведёт к смешению материализма и идеализма.
Критикуя неправильные положения И. Дицгена [3], который пытался в понятие материи включить и мысль, называя мысль материальной и утверждая, что дух не больше отличается от стола, света, звука, чем эти вещи отличаются и друг от друга. В. И. Ленин в произведении "Материализм и эмпириокритицизм" писал: "Тут явная неверность. Что и мысль и материя "действительны", т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом" [4].
В противоположность вульгарному материализму марксистский философский материализм вскрывает качественные различия между материей и сознанием. Сознание - это особое свойство высокоорганизованной материи, особое свойство нашего мозга отражать объективный, вне нас существующий мир. Идеальное, говорил Маркс, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но это отнюдь не значит, что идеальное и материальное тождественны, что между ними нет никакого различия.
Мышление нельзя отделять от материи, от мозга как органа мышления, но на этом основании было бы совершенно ошибочным отождествлять его с материей, с мозгом. Мышление необходимым образом связано с биохимическими и физиологическими процессами, происходящими в человеческом мозгу. Эти процессы составляют материальную основу мышления, без них оно невозможно
Сущность мышление составляет способность адекватно отражать внешний мир. Мышление, таким образом, есть процесс отражения материального мира в мозгу. Мышлению всегда предшествует движение материи вне нас, обуславливающее характер и содержание мыслительной деятельности. Мышление невозможно без материи, тогда как материя существует независимо от мысли, от мышления. Следовательно, материальное может существовать без идеального, тогда как идеальное не может существовать без материального.
Для марксистского понимания природы мышления важно признание определяющей роли внешних условия зависимости мышления от внешнего мира. Мышление, сознание не может быть первичным, возникать до природы и создавать закономерности природы. Оно может лишь отражать их. Сознание, как указывали Маркс и Энгельс, есть прежде всего осознанное бытие, отражение объективного мира. Поэтому сознание и бытие, мышление и материя не отрицают друг друга и в то же время не представляют собой одного и того же явления. Развитие сознания находится в зависимости от развития природы и общества, материальных процессов, совершающихся во внешнем мире. Определённые материальные изменения в конце концов вызывают соответствующие изменения в нашем сознании.
Марксистское решение вопроса об отношении мышления к бытию является вместе с тем обоснованием материалистического принципа детерминированности мышления, признанием объективного характера закономерностей природы, отображением которых является наше мышление.
Таким образом, в отличие от вульгарного материализма марксистский философский материализм не отождествляет материю и сознание, но в то же время не проводит абсолютной грани между ними, как это делают дуалисты, потому что сознание не может быть ничем иным, как продуктом особым образом организованной материи, отражением объективно существующего мира и его закономерностей, и вовсе не составляет самостоятельной субстанции.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ. Марксистский философский материализм, подчёркивая противоположность между материей и сознанием при решении основного вопроса философии, не абсолютизирует этой противоположности за пределами этого вопроса.
"...Противоположность материи и сознания, - указывает В. И. Ленин, - имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противопоставления несомненна" [5].
При решении основного вопроса философии мы сравниваем сознание как отражение с тем, что им отражается, и подчёркиваем адекватность сознания по содержанию отражаемому и вместе с тем отличие его от отражаемого. Сознание, ощущение, субъективный образ внешнего мира, совпадая по своему содержанию с природой, по своей форме отличаются от неё.
Противоположность материи и сознания ограничена рамками основного вопроса философии и имеет решающее значение при определении различных направлений в философии. За этими пределами противопоставлять мышление материи, психическое - физическому, рассматривать их как абсолютную противоположность было бы неправильно.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалектический материализм"
Книги похожие на "Диалектический материализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Александров - Диалектический материализм"
Отзывы читателей о книге "Диалектический материализм", комментарии и мнения людей о произведении.