Георгий Александров - Диалектический материализм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалектический материализм"
Описание и краткое содержание "Диалектический материализм" читать бесплатно онлайн.
Подготовляя к выпуску в свет работу "Диалектический материализм", Институт философии АН СССР ставил задачу дать книгу, которая могла бы служить пособием для изучающих основы марксистско-ленинской философии. Тематическая книга построена в соответствии с ныне действующей программой курса диалектического материализма в высших учебных заведениях.
Издание 1954 г.
Следовательно, ощущение представляет собой продукт высокоорганизованной материи, т. е. живой природы, а не всеобщее свойство всякой материи; не вся природа, а лишь её высшая форма - органическая материя - обладает свойством ощущать.
Подчёркивая, что ощущение необходимым образом связано лишь с живой природой, марксистский философский материализм в то же время рассматривает жизнь как продукт длительного естественно-исторического развития материи, как качественно особую форму её существования Жизнь материальна по своей природе; она возникает на определённом этапе закономерного исторического развития материи, в самой тесной зависимости от окружающих условий и отнюдь не является результатом мифического "творческого акта" божества, как это утверждают идеалисты, различные мракобесы от науки.
Вопрос о сущности жизни и её возникновении имеет большое философское и естественно-научное значение, вокруг него всё время идёт ожесточённая борьба между материализмом и идеализмом.
Положения марксистского философского материализма о том, что ощущающая материя возникла из неощущающей, что живая и неживая природа находятся в неразрывном единстве, подтверждаются всеми данными естествознания и наносят смертельный удар по идеалистическим и религиозным взглядам о существовании якобы непроходимой пропасти между живой и неживой природой, о нематериальности жизни.
Идеализм издавна распространял ложную, антинаучную версию о том, будто жизнь есть не что иное, как проявление какого-то нематериального начала, какой-то сверхъестественной "жизненной силы", стоящей над природой и определяющей её развитие. Реакционные ненаучные воззрения на жизнь широко пропагандируются буржуазными учёными в биологической науке в виде витализма, объясняющего процессы жизни наличием в организмах особой "жизненной силы".
Точка зрения витализма находится в прямом противоречии с наукой.
Жизнь представляет собой качественно особую форму существования материи. Она материальна. Жизнь возникла в процессе закономерного естественно-исторического развития материи. Живой организм находится в постоянном процессе взаимодействия с материальными условиями, от которых непосредственно зависит его существование.
Жизнь организма состоит в постоянном обмене веществ между ним и внешней средой и ничего сверхприродного, нематериального в себе не содержит. "Жизненная сила" как нечто вложенное в материю извне, как какой-то формообразующий принцип жизни ость выдумка идеалистов, с помощью которой они одурманивают людей.
ЕДИНСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ. Диалектический материализм решительно отвергает антинаучное и реакционное утверждение виталистов о существовании особого, нематериального "жизненного начала" и в полном согласии с естествознанием подчёркивает, что между органической и неорганической природой существует не только качественное различие, но и неразрывное единство. Это единство состоит прежде всего в том, что сама неорганическая материя на основе присущих ей закономерностей при наличии определённых условий порождает органическую, ощущающую материю. "...Материя, - говорит Энгельс, - приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы, а потому это с необходимостью и происходит во всех тех случаях, когда имеются налицо соответствующие условия..." [9]. Неорганическая материя не обладает ни ощущением, ни мышлением, но в ней заложена возможность возникновения живой, ощущающей материи.
Между органической и неорганической природой нет и не может быть абсолютной грани.
Положение марксистского философского материализм о единстве органической и неорганической природы, происхождении ощущающей материи из неощущающей всецело подтверждается данными естественных наук о живой и неживой природе. Современное естествознание (в особенности химия и биохимия) установило, что материальную основу всех организмов (животных и растений) составляют те же химические элементы, которые содержатся и в неорганической природе: углерод, водород кислород, азот, фосфор, железо и т. д. Все эти химически элементы, из которых построены органические тела живых существ, существовали ещё задолго до возникновения жизни на Земле.
Таким образом, данные науки неопровержимо показывают, что живая и неживая природа имеет одну и ту ж материальную основу: они подтверждают выводы марксистского философского материализма о существовании единства между органической и неорганической природой о том, что живое нельзя рассматривать как нечто нематериальное.
КАЧЕСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ. Подчёркивая неразрывное единство живой и не живой природы, марксистский философский материализм в то же время показывает качественное отличие живой природы от неживой и решительно выступает против механического сведения сложных процессов жизни к простым физико-химическим процессам.
В противоположность механическому материализму, который не признаёт качественного различия между органической и неорганической природой и рассматривав жизнь как простую сумму физических и химических явлений, марксистский философский материализм истолковывает жизнь как новую, качественно отличную форму существования материи, имеющую свои особые биологические закономерности. Живой организм состоит из тех же химических элементов, которые имеются и в неорганической природе, но в организме эти элементы находятся в высшем, качественно ином единстве, чем в неорганическом веществе. Благодаря весьма сложным отношениям химические вещества неживой природы при определённых условиях образуют качественно особую форму существования материи - жизнь.
Никто из философов и учёных в домарксистский период не мог дать правильное научное понимание сущности жизни. Жизнь понималась либо как нечто нематериальное, резко противоположное материи, т. е. идеалистически, либо как механическое соединение различных природных веществ. Только диалектический материализм впервые дал единственно правильное, подлинно научное понимание жизни и тем самым указал науке истинный путь исследования явлений живой природы и их возникновения.
"Жизнь, - говорит Энгельс, - есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел" [10]. Это марксистское определение жизни как формы существования белковых тел является отправным материалистическим принципом, способствующим познанию объективных законов развития живых организмов. Белок ость основа, главный носитель жизни. Все организмы - микроорганизмы, животные и растения состоят из белковых веществ; наличие же в живом организме других химических соединений не исключает того, что именно белок играет решающую и определяющую роль в жизненных процессах организма. Поэтому повсюду, где имеется жизнь, она связана с белковым телом.
В чём же состоит качественное отличие живых тел от неживых?
Жизнь белковых тел, а следовательно, и качественное отличие живых тел от неживых, состоит в постоянном самообновлении и самовосстановлении их химического состава благодаря одновременному протеканию двух противоположных процессов: ассимиляции и диссимиляции, питания и выделения.
Белковое тело постоянно поглощает нужные ему вещества из окружающей его среды, ассимилирует их и этим восстанавливает то, что разрушается в процессе жизнедеятельности организма.
Энгельс указывает, что и неживые тела тоже изменяются, разлагаются или комбинируются в ходе естественного процесса, но они при этом перестают быть тем, чем были раньше. Скала, которая подвергается выветриванию, постепенно разрушается; металл в результате окисления превращается в ржавчину. "Но то, что в мертвых телах является причиной разрушения, у белка становится основным условием существования" [11]. Как только в организме прекращается обмен веществ и связанные с ними процессы развития и разрушения, организм умирает.
Следовательно, основное качественное отличие живой материи от неживой состоит в обмене веществ путём ассимиляции и диссимиляции. Живой организм с самого начала своего существования всё время поглощает из окружающей его внешней среды разнообразные химические вещества, перерабатывает и затем ассимилируя претворяет их в своё тело, в вещества самого организма. В то же самое время в организме происходит и обратимый процесс - процесс диссимиляции, т. о. разложение веществ живого организма и выделение получившихся вследствие этого продуктов распада. Таким образом, в живом организме постоянно происходит процесс обмена веществ, благодаря чему сохраняется относительное постоянство состава и строения живого организма, несмотря на процесс постоянно происходящего распада.
Из обмена веществ как из существенной жизненной функции организма вытекают все остальные существенные признаки жизни - изменчивость и наследственное рост, размножение, раздражимость и т. п.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалектический материализм"
Книги похожие на "Диалектический материализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Александров - Диалектический материализм"
Отзывы читателей о книге "Диалектический материализм", комментарии и мнения людей о произведении.