В. Струве (ред.) - Древний Восток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древний Восток"
Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.
«Книга для чтения по истории древнего Востока» состоит из небольших научно-популярных рассказов, посвящённых важнейшим событиям историй древнего Египта, Двуречья, Урарту, Хорезма, Индии, Китая и ряда других стран. Большое внимание уделено быту непосредственных производителей древневосточных обществ. Значительное место отведено также истории культуры.
Книга представляет собой пособие для внеклассного чтения в средней школе.
Смотри, я совершаю это, плывя на юг, в столицу. Смотри, я совершаю это из любви к тебе. Полезен для тебя день в школе, работы в ней вечны, подобно горам…
Смотри, отсылай толпу и слушай слова вельмож… Смотри, нет писца, который не кормится от вещей дома царя… Вот на что указываю я тебе и детям твоих детей».
Школьники не только переписывали тексты, они также писали диктанты.
Наряду с обучением письму шло и обучение языку и красноречию. Образованный египтянин должен был уметь хорошо и красиво говорить. Красноречие вообще высоко ценилось в Египте. Недаром находим мы в египетских текстах такие суждения и пословицы:
«Речь сильнее, чем оружие».
«Будь искусен в речи, и ты победишь».
«Прекрасная речь лучше, чем драгоценный зелёный камень».
«Уста человека спасают его, но речь его может и погубить его».
Много времени в египетских школах уделяли и изучению математики. Это вполне понятно: хорошие знания математики были нужны и для строительства огромных храмов и для сооружения каналов, при подсчёте урожая, вычислении нильских подъёмов, обмере земли, при организации экспедиций и походов в далёкие страны, при сложных астрономических записях.
Математический папирус.Сохранились письма, в которых высмеивают писца, который плохо знает счёт и не умеет в нужную минуту вычислить количество людей, необходимых для перевозки колоссальной статуи в 15,5 метра высотой или определить норму выдачи продуктов отряду воинов.
Вот как издевается над таким незадачливым невеждой писец Хори:
«Вот тебе дают пруд, который ты должен выкопать. И тогда ты приходишь ко мне, чтобы узнать относительно провианта для людей, и говоришь: „высчитай мне это!“… Вот, нужно построить насыпь[24] в 730 локтей длиной и в 55 локтей шириной… Наверху она в 70 локтей, в середине — в 30 локтей… Спрашивают, сколько нужно для неё кирпичей, — все писцы собрались, и никто из них ничего не знает. Все они полагаются на тебя и говорят: „Ты — учёный писец, друг мой, так разреши это нам поскорее! Вот, твоё имя известно — пусть же не случится, чтобы о тебе сказали: „есть вещи, которых ты не знаешь!“ Ответь нам, сколько нужно кирпичей?“
Вот, сделан новый обелиск в 110 локтей высотой и 10 локтей в основании. Рассчитай нам, сколько нужно людей, чтобы его тащить. Не заставляй посылать дважды, ибо этот памятник лежит готовый в каменоломне. Отвечай быстро!»
Египетский школьник учился и начаткам географии, причём ему надо было уметь начертить тот или иной «план» местности. До нас дошёл папирус с начертанным на нём планом золотых рудников. План этот сделан, разумеется, без всякого масштаба и представляет собой лишь приблизительный набросок наиболее отличительных черт данной местности — дорог, гор и т. п.
В специальных школах готовили и будущих врачей.
У египтян были большие знания в области медицины.
Вот что пишет о египетской медицине греческий историк Геродот, посетивший Египет в V веке до н. э.:
«Врачебное искусство разделено у них таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь… одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвёртые — желудок, пятые внутренние болезни».
Сохранилась часть одного медицинского папируса, где приведено 48 случаев болезней; каждый из них содержит: а) описание болезни, б), определение ее и в) указание способа лечения: В некоторых случаях помещаются ещё и объяснения отдельных употреблённых выражений, что, по-видимому, сделано с целью облегчить начинающему врачу понимание содержания рукописи.
Все случаи разделены на три группы: 1) «Болезнь, которую я вылечу»; 2) «Болезнь, с которой я буду бороться» (т. е. такое заболевание, исход которого неясен); 3) «Болезнь неизлечимая».
Вот описание одного из случаев ранения лица и способ излечения такой раны:
«Указание относительно раны в его надбровий:
„Если ты обследуешь человека, имеющего рану в его надбровий, доходящую до кости, — ты должен ощупать его рану и стянуть затем её края стежком.
Ты должен сказать о нём: „имеющий рану в его брови, — болезнь, которую я вылечу““.
После того, как ты зашьёшь его рану, (ты должен забинтовать на ней) в первый день свежее мясо. Если ты найдешь, что „вы раны ослабли, ты должен стянуть её двумя полосами полотна, и ты должен смазывать её жиром и мёдом каждый день, тюка она не залечится“.
Что же касается „двух полос полотна“ — это значит два свёртка полотна, которые нужно положить на края раны, чтобы один сошёлся с другим.
Однако, несмотря на высокую степень знаний египетских врачей, медицина в Египте была связана с различными суеверными представлениями, так же как и астрономий с астрологией. Не умея понять подлинной причины заболеваний человеческого организма, египетские врачи считали, что болезни вызываются различными злыми демонами, колдовством враждебных данному человеку людей и т. п. Поэтому наряду с описаниями способов лечения мы находим в текстах и многочисленные заговоры и заклинания, которые произносил врач, давая больному лекарство или перевязывая ему рану.
Вот что должен был, например, говорить врач, когда он отмеривал в особом сосуде точную дозу лекарства для больного:
„Этот измерительный сосуд, в котором я отмеряю лекарство, — это измерительный сосуд, в котором Гор измерил свой глаз. Он был измерен правильно, и были найдены жизнь, здравие и благополучие.
Измерение этого лекарства в измерительном сосуде, — чтоб прогнать им всякую болезнь, которая в этом теле“».
Мы познакомились с тем, каким наукам обучались молодые египтяне.
В школах древнего Египта учились почти исключительно сыновья знатных и богатых родителей. Самое положение школ при главных учреждениях и храмах уже говорит о их классовом характере.
Сатирический рисунок: кот пасёт гусей, а волк — козлит (Новое царство).В «Поучении Ахтоя, сына Дуау» говорится, что он везёт сына в школу ко двору, чтобы его учили «среди сыновей знатных». То же самое читаем мы и в другом поучении: «Вот, я отдаю тебя в школу вместе с сыновьями знатных, чтобы тебя воспитать и подготовить к этой прекрасной должности писца».
Многие вельможи и полководцы также рассказывают в своих автобиографических надписях на стенах их гробниц о том, что они воспитывались в школе среди детей вельмож.
Особенно же яркое свидетельство того, что доступ в школу был открыт только детям Знати, даёт нам одна надпись, в которой верховный жрец Уджахорресент рассказывает об организации школ: «Сделал я по приказу фараона и учредил я школы со всеми их учениками из сыновей знатных, но не из сыновей бедняков».
Таким образом, образование могли получать только дети знатных и богатых, а вся система этого образования обеспечивала состав будущего чиновничества и его воспитание так как это было желательно в интересах господствовавшего класса, эксплуататоров.
Египетские звездочёты[25]
Едва только заходило солнце и желтизна гор, окаймлявших горизонт Нильской долины на востоке и на западе, начинала синеть и превращаться сначала в лиловую лазурь, а затем в тёмные массы причудливых очертаний — на плоские кровли египетских храмов поднимались молчаливые жрецы. В строго определённом порядке рассаживались они попарно, один против другого, и начинали свои наблюдения над звёздами.
Представим себе ночь в Фивах и юного ученика, сидящего рядом с опытным жрецом-астрономом на одной из крыш главного храма всего Египта — Карнакского храма царя богов Амона-Ра.
Спит расположенный на восточном берегу Нила огромный город, великолепная столица самого могущественного государства мира в XV в. до н. э.
Широкой серебряной лентой вьётся Нил.
А дальше за ним, на пустынном скалистом западном берегу — город мёртвых, обширное фиванское кладбище. Ближе к Нилу виднеются громады вытянувшихся в ряд заупокойных царских храмов. Справа этот ряд начинается белеющими в темноте террасами колоннад храма царицы Хатшепсут, слева он заканчивается храмом Аменхотепа III, перед пилонами которого возвышаются гигантскими стражами две колоссальные статуи этого царя. От храмов спускаются вниз, к пристаням на Ниле, длинные аллеи сфинксов.
А напротив этих пристаней, на восточном берегу, — две другие пристани, и от них новые аллеи сфинксов поднимаются к воротам главных святилищ Фив — Карнакскому храму Амона-Ра и к Луксорскому храму, силуэты гигантских колонн которого поднимают к тёмному небу огромные каменные цветы своих капителей.
Около храмов темнеют деревья священных рощ и сверкает гладь озёр.
Тишина изредка нарушается лаем собак и воем шакалов в горах западного берега.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древний Восток"
Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Струве (ред.) - Древний Восток"
Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.