» » » » В. Струве (ред.) - Древний Восток


Авторские права

В. Струве (ред.) - Древний Восток

Здесь можно скачать бесплатно "В. Струве (ред.) - Древний Восток" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Учпедгиз, год 1951. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Струве (ред.) - Древний Восток
Рейтинг:
Название:
Древний Восток
Издательство:
Учпедгиз
Жанр:
Год:
1951
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Восток"

Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.



«Книга для чтения по истории древнего Востока» состоит из небольших научно-популярных рассказов, посвящённых важнейшим событиям историй древнего Египта, Двуречья, Урарту, Хорезма, Индии, Китая и ряда других стран. Большое внимание уделено быту непосредственных производителей древневосточных обществ. Значительное место отведено также истории культуры.

Книга представляет собой пособие для внеклассного чтения в средней школе.






Кое-где мелькают огни факелов. Во дворе храма горят светильники. Лёгкий ветер колеблет их пламя и заставляет трепетать флаги на высоких кедровых мачтах у храмовых ворот.

Учитель ведёт наблюдение. Он сидит лицом к северу. В руке у него два незамысловатых «инструмента»: простой отвес и дощечка с расщепом.

Против наблюдателя, лицом к нему, сидит его помощник, который тоже держит отвес. Его фигура чётко вырисовывается на фоне звёздного неба. Одна звезда видна у его плеча, другая — у локтя, третья — над головой.

Учитель наблюдает за расположением звёзд, глядя через расщеп дощечки так, чтобы от его глаза можно было бы провести воображаемую линию через расщеп дощечки и об, а отвеса — его собственный и помощника — к Полярной звезде. Эта линия является, в сущности, меридианом местности, пользуясь которым и определяли положение различных звёзд. Разумеется, этот меридиан не имеет ничего общего с тем, которым пользуются в современной астрономии или географии: египетский меридиан — это полуденная линия.

Рядом с учителем лежит разграфлённый папирус, на котором в центре нарисована фигура сидящего человека, соответствующая фигуре помощника. И вот вокруг этой фигуры учитель и рисует звёзды так, как он их видит в определённый час вокруг фигуры помощника, отмечая в соответствующей строке папируса час наблюдения и название звезды. Постепенно у него получается своеобразная звёздная карта. Такие карты чертились для каждого часа каждой ночи в году. Некоторые из них дошли до нас, и, изучив их, египтологи и астрономы смогли выяснить ряд интересных данных относительно познаний египтян в астрономии.

Схема для наблюдения за звёздами (Новое царство).

Названия звёзд на этих картах показали, что египетские астрономы соединяли звёзды в созвездия, которые представлялись им в виде различных священных животных или богов. Дошли до нас и изображения подобных созвездий. Среди них чаще всего встречается созвездие, которое мы называем Малой Медведицей, в него входит Полярная звезда. Оно изображалось египтянами то в виде бедра быка, то в виде животного с головой быка. Известны были им и некоторые планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, но, разумеется, египетские астрономы называли их иначе.

Для того чтобы иметь возможность вести наблюдение над звёздами и отмечать эти наблюдения на звёздных картах, жрец-наблюдатель должен был всегда точно знать время, следовательно, — иметь при себе часы. И действительно, около учителя мы и увидели бы также древнеегипетские «часы». Это каменный сосуд в форме усечённого конуса, обращённого узким концом книзу. В сосуд налита вода, внизу же имеется маленькое отверстие, через которое вода вытекает по каплям.

На внутренних стенках, такого сосуда имеются небольшие точки-выемки. Они расположены в 12 вертикальных столбцах, каждый из которых имеет по 12 таких точек. Каждый, столбец to ответствует одному из месяцев года, а точки в пределах столбцов — часу. То обстоятельство, что точки, отмечавшие время в различных столбцах, находятся на одном уровне, связано с тем, Что учитывалась различная продолжительность ночи в разные периоды года.

По счастливой случайности известно имя человека, изобретшего такие водяные часы. Это был некий египтянин по имени Аменемхет, живший в XV в. до н. э. Вот что он рассказывает о своём изобретении: «Я нашёл, что ночь времени наводнения длиной в 14 часов, в то время как ночь времени жатвы в 12 часов… я нашёл возрастание продолжительности ночи от месяца к месяцу и уменьшение от месяца к месяцу… Я сделал „мерхит“[26], рассчитанный на год. Он был приятнее для царя Верхнего и Нижнего Египта Аменхотепа I Правогласного, чем вес другие. Он был правилен для каждого дня года. Никогда не делалось ничего подобного в предыдущие времена… Каждый час наступал в своё время. Вода вытекала из одного отверстия».

Задолго до Этого египтяне изобрели солнечные часы. Они были основаны на том, что тень, падающая от какого-либо предмета, в течение дня меняет положение. Такие часы представляли собой дощечку с загнутым концом. От этого конца на дощечку падала тень, и в зависимости от того, на какое место дощечки приходился конец тени, определялось время. В первую половину дня дощечку ставили так, чтобы загнутый конец был обращён к востоку, а в полдень дощечку поворачивали загнутым концом к западу. На самой дощечке наносили 5 отметок; таким образом она делилась на 6.частей, по количеству часов в четверти суток. Позже были изобретены часы в виде двусторонней лестницы. Такие часы не надо было поворачивать, и они давали возможность устанавливать время с большей точностью.

Естественно, что любые солнечные часы годились только для вычисления времени в течение дня, после же захода солнца высчитывать время надо было уже каким-то иным способом. Вот для ночного-то времени и были изобретены водяные часы.

Изучая ночью движение звёзд, египетский школьник постепенно привыкал к самостоятельным наблюдениям. Днём же он заучивал остальные сведения по астрономии.

Однако ему приходилось заучивать не только данные, основанные на фактах, полученных при наблюдениях. Дело в том, что, несмотря на всю значительность сведений, которыми располагала египетская астрономия, наблюдения над звёздами были в Египте неразрывно связаны с астрологией, т. е. с верой в тесную связь земных событий, судеб отдельных людей и целых народов с движением звёзд.

Египтяне верили, что по звёздам можно заранее предвидеть будущее. Жрецы составляли особые календари, где были указаны «счастливые» и «несчастливые» дни и даже части дня. Бывали и такие, когда нельзя было начинать никакого дела, нельзя было даже выходить из дому, — иначе человеку грозило несчастье.

Подобные суеверные представления, основанные на непонимании подлинной связи явлений природы между собой, продолжали существовать в Египте до конца его истории и наряду с подлинно научными сведениями были заимствованы из Египта другими народами древности, а затем и средневековья.

Сказки древнего Египта[27]

Из сохранившихся памятников египетской литературы самое видное место принадлежит сказкам.

Содержание их разнообразно. Мы знаем сказку «О двух братьях», «О правдивом и лжеце», «О взятии города Яффы», «О царе Хуфу (Хеопсе) и колдунах»… В одной из сказок рассказывается о жизни и приключениях «Обречённого царевича», которому при рождении было предсказано умереть от змеи, крокодила или от собаки; в другой — о пастухе, встретившем в болотных зарослях чудесную красавицу, в третьей — о том, как верховный жрец Хонсемхеб увидел дух древнего вельможи, который рассказал ему о себе и потребовал, чтобы нашли и поправили его заброшенную гробницу.

Не все египетские сказки возникали одинаково. Различны были и их источники и пути развития. Подобно сказкам других народов, сказки Нильской долины рождались в народных массах и, переходя из поколения в поколение, жили веками в устной передаче. С течением времени многое менялось в жизни Египта — новые завоевания человеческой мысли оттесняли старые навыки, иные общественные группы приобретали роль в государстве, изживались древние представления, отпадали обычаи. Соответственно и сказка, следуя за развитием жизни, также в какой-то мере отражала в себе новую, современную рассказчику обстановку.

Представим себе поле во время уборки урожая. Полдень. Нестерпимо жгут прямые лучи солнца. В синем небе кружат ястребы. Воздух прозрачен: Нил с белыми парусами лодок, сжатые поля на его берегах, серая пустыня и жёлтые горы на горизонте — всё затоплено светом. Тишина. Только слышно журчанье воды да крики птиц на берегу.

Под тенью нескольких сикомор и акаций лежат отдыхающие Жнецы. Они с рассвета в поле. Уже много ячменя сжато. Уже много раз, подгоняемые погонщиками, уносили ослы корзины с колосьями на гумно номарха. Наступил час отдыха. Поев ячменных лепёшек с несколькими головками лука, жнецы слушают старика-пастуха, пригнавшего на водопой стадо. Чудесны приключения братьев Анупу и Бата, о которых рассказывает старик, но, пожалуй, ещё увлекательнее сказка о пастухе и красавице.

Представим себе теперь базарную площадь в египетском городе или крупном селении — с сутолокой и пылью, с криками продавцов и покупателей. Здесь и крестьяне, привезшие на ослах из соседних оазисов свои продукты — дичь, соль, целебные Травы; здесь же ремесленники изготовляют и продают свои изделия. Сгибаясь под тяжёлым грузом, проходят носильщики. Люди покупают и продают птицу, рыбу, масло, овощи, фрукты, льняные ткани, сандалии, духи, ожерелья, рыболовные снасти, сосуды. Тут же пекут лепёшки, жарят рыбу, продают лёгкое вино и ячменное пиво.

А рядом под навесом небольшой лавчонки уличный певец Или старик-сказочник нараспев говорит свои сказки. Его окружают присевшие на корточки слушатели. На таком базаре в большом городе встречаются люди из разных мест. Приезжая, из далёких путешествий, моряки рассказывают о новых, неведомых землях, о чужих людях и невиданных зверях, о необычайных приключениях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Восток"

Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Струве (ред.)

В. Струве (ред.) - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Струве (ред.) - Древний Восток"

Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.