» » » » Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том первый


Авторские права

Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том первый

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том первый" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наукова думка, год 1981. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том первый
Рейтинг:
Название:
История Украинской ССР в десяти томах. Том первый
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1981
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Украинской ССР в десяти томах. Том первый"

Описание и краткое содержание "История Украинской ССР в десяти томах. Том первый" читать бесплатно онлайн.



Освещается исторический процесс становления первобытнообщинной, рабовладельческой и феодальной общественно — экономических формаций на территории Украинской ССР. Рассматриваются вопросы социально — экономического и этнокультурного развития древних цивилизаций, проблемы славянского этногенеза, становления и развития Древнерусского государства — Киевской Руси.






Расселившись на значительной территории, племена ямной культуры испытали на себе влияние местных племен и их соседей, значительные группы которых сохранились, сохранив и традиции в культуре.

Остатки оборонительной стены поселения вблизи с. Михайловка Херсонской области

Племена ямной культуры были одним из самых больших человеческих объединений раннего периода бронзового века в Восточной Европе. В их состав входили несколько союзов племен. В современных пределах Украины известны донецкая, степная приднепровская, бугская, среднеднепровская и приазовско — крымская группы племен.

В пределах громадной территории Степи были разные климатические и ландшафтные зоны — полупустыни, ковыльные степи, а также речные долины с плодородными поймами, в какой — то мере определившие специфику ведения хозяйства в различных ее районах и наложившие отпечаток на быт племен. Однако общее направление экономического развития, в котором скотоводство играло ведущую роль, было единым. Это нашло свое отражение и в погребальном культе — курганном обряде, который как бы нивелировал племенные различия.

Обычай сооружать курганы возник у скотоводческих племен еще в эпоху энеолита и существовал на протяжении всего бронзового века, отражая патриархальный культ, который все время усложнялся. Курганы насыпались в открытой степи, но всегда вблизи источника воды. Еще и теперь стоят тысячи курганов, которые, очевидно, фиксируют границы родоплеменных территорий.

В речных долинах встречаются разбросанные следы временных стоянок первобытных пастухов — сезонные стойбища; за все время открыты всего два постоянных укрепленных поселения, бывшие, надо полагать, своеобразными племенными центрами. Они объединяли ямные племена, крепили экономическое, социальное и религиозное общение между ними. Исследования этих поселений дает возможность восстановить картину жизни ямных племен.

Из двух поселений уникальным является укрепленное поселение возле с. Михайловка на Херсонщине. Оно расположено на высоком берегу р. Подпольной. Поселение размещалось на двух возвышениях — на холмах с крутыми и труднодоступными склонами и примыкающей к ним части плато. Основную часть поселения занимал центральный, самый большой холм. Позже были освоены еще два холма с частью плато. В общей сложности поселение занимало площадь около 1,5 га. Вокруг поселения были оборонительные сооружения. Наиболее укрепленной частью поселения был центральный холм. Целая система стен и рвов, сооруженных у подножья, защищала поселение со стороны реки. Со стороны плато по склону холма была воздвигнута стена длиной 60 м. Для лучшей защиты наиболее уязвимой, прилегающей к плато части поселения построено дополнительно еще несколько стен, расположенных с противоположной стороны седловины. Только преодолев эти преграды, можно было оказаться перед главной линией обороны, которая защищала поселение. Здесь кроме жилищ размещались сооружения общественного и культового назначения. Сюда во время опасности могло прятаться все население. Оборонительная система была замкнутой. Каменные стены и рвы могли перемежаться в ней с деревянным частоколом. От некоторых оборонительных стен сохранилась только нижняя часть — цоколь. Местами высота остатков стен превышает 2 м. Мощные оборонительные стены были сложены из больших плит известняка или известнякового туфа. Для сооружения стен использовались преимущественно необработанные камни различных размеров (только изредка прослеживаются следы грубой обтески).

Жилища располагались на укрепленной стенами площадке, часть которых примыкала к оборонительным стенам. Это были наземные прямоугольные жилища, разделенные перегородками на несколько помещений, принадлежащих отдельным семьям. Нижняя часть жилища высотой до 1 м возводилась из камня, а верхняя — была глинобитной. Этот способ строительства применялся в степной зоне Украины на протяжении всего бронзового века. Небольшие очаги были наружными и выкладывались из мелкого камня. Кроме наземных строили и полуземляночные жилища. Впервые при сооружении жилищ начали применять двухрядную кладку стен с перевязкой швов на земляном растворе — так называемую «кладку на грязи».

Остатки больших и сложных оборонительных сооружений дают основание уверенно говорить о значительном развитии у племен ямной культуры строительного дела. А укрепленный характер таких поселений, как Михайловка, свидетельствует о сложной исторической обстановке в Степи.

Второе открытое укрепленное поселение раннего периода бронзового века находилось в Надпорожье, возле с. Волосское. Возможно, что в этих двух укрепленных поселениях, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, сосредоточивались богатства степных племен.

Этнографическими чертами материальной культуры ямных племен была глиняная посуда, в частности горшки яйцевидной формы, украшенные оттисками шнура и гребенчатого штампа, костяные изделия — молоточковидные булавки, которые нередко находят вместе с костяными бусами и подвески — амулеты из клыков хищников. Использование клыков и зубов убитых животных для бус имело широкое распространение в древности.

Эти амулеты, по тогдашним представлениям, охраняли людей от злых сил при жизни и в потустороннем мире после смерти.

Большие долговременные поселения свидетельствуют об оседлости племен ямной культуры Нижнего Поднепровья. Основным занятием населения ямной культуры было скотоводство. На поселениях найдены тысячи костей домашних животных, среди которых преобладали кости крупного рогатого скота.

Преобладание скотоводства в хозяйстве племен ямной культуры Поднепровья не исключало занятия земледелием. Об этом свидетельствуют находки зернотерок, растиральников, вкладышей для серпов. Но удельный вес земледелия был незначительным.

В погребениях ямной культуры второй половины III тысячелетия до н. э. найдены остатки деревянных повозок. В качестве тягловой силы использовали быков. Остатки древнейших повозок обнаружены в кургане Сторожевая Могила возле Днепропетровска, в курганах вблизи совхоза «Аккермен» на Мелитопольщине, недалеко от с. Софиевка Новобугского района и пгт. Новой Одессы Николаевской области, а также во многих других местах.

У племен ямной культуры были развиты домашние промыслы — гончарство, ткачество, изготовление каменных орудий труда и оружия. Высокого уровня достигло строительное дело, связанное с возведением оборонительных сооружений и жилищ. Имеются данные, свидетельствующие о наличии специализации у племен ямной культуры. Так, в Надпорожье, в пределах поселений Скеля — Каменоломня и Стрильча Скеля, обнаружены мастерские, в которых изготовлялись топоры — молоты не только для обеспечения потребностей местного населения, но и для обмена.

Кромлех вместе с гробницей. Кичкас, окраина Запорожья

Ямные племена владели и металлообработкой. Найденные на поселениях каменные орудия — ступы, песты и глиняные сопла — подтверждают это неоспоримо. Но она была несовершенной. Поэтому Северный Кавказ надо считать основным районом, откуда степное население в ранний период бронзового века получало металлические изделия и сырье. Форма орудий и химический состав металла красноречиво подтверждают такую точку зрения.

На поздний период существования племен ямной культуры, на время их наибольшего расцвета и мобильности, когда они достигли Балканского полуострова, приходятся и связи со Средиземноморьем, но не ослабляются и связи с Кавказом. Одним из доказательств этого может быть находка в ямном погребении вблизи с. Старогороженное (Николаевская область) кинжала, близкого к аналогичному оружию из Сачхерских могильников (Грузия). Племена ямной культуры поддерживали также контакты с племенами трипольской культуры.

Племена ямной культуры имели высокую для того времени общественную организацию патриархального типа. Материалы курганных могильников, где основным (центральным) было погребение мужчины — главы семьи, патриарха (над его погребением нередко насыпали курган), подтверждают главенствующее положение мужчин в жизни племен ямной культуры. В то же время погребения ямной культуры еще не дают достаточных материалов, свидетельствующих о существовании имущественной дифференциации у этих племен. Только некоторые находки (булавы, кинжалы) могут рассматриваться как символы власти племенных вождей.

В идеологии племен заметное место занимал культ предков. Умерших они хоронили под курганами, возведение которых требовало усилий большого коллектива. Некоторые исследователи считают, что курганы степной полосы Украины можно рассматривать как сложные архитектурные сооружения. Курган — это еще и священное место. На вершинах некоторых курганов были святилища, что свидетельствует об усложнении идеологических представлений у степных скотоводческих племен. Для погребения выкапывали глубокие ямы, на дно клали умершего в скорченном положении и посыпали охрой. Красный цвет охры — цвет солнца, огня и крови — символизировал жизнь, свет, очищение. Погребальные ямы чаще всего перекрывались деревянным накатом и камышом. В зависимости от местных традиций наблюдаются особенности как в строительстве погребальных сооружений, так и в погребальном ритуале. В частности, у ямных племен, которые обитали на Северском Донце, был распространен обычай обжигать деревянные плахи, что связано с культом очистительной силы огня. Племена Поднепровья, Приазовья и Крыма для строительства погребальных сооружений — кромлехов и перекрытий погребальных ям широко использовали камень.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Украинской ССР в десяти томах. Том первый"

Книги похожие на "История Украинской ССР в десяти томах. Том первый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том первый"

Отзывы читателей о книге "История Украинской ССР в десяти томах. Том первый", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.