» » » » Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма


Авторские права

Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма

Здесь можно скачать бесплатно "Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Академии Наук Украинской ССР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма
Рейтинг:
Название:
Очерки по истории религии и атеизма
Издательство:
Академии Наук Украинской ССР
Жанр:
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки по истории религии и атеизма"

Описание и краткое содержание "Очерки по истории религии и атеизма" читать бесплатно онлайн.



Настоящая работа посвящена атеистической мысли древности. Вопросы истории религии в ней затрагиваются лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания сущности атеистической критики религиозных воззрений тех или иных стран. В нашей книге сделана попытка показать зарождение и развитие атеистической мысли, борьбу ее против религиозного мракобесия, а также изложить взгляды материалистов прошлого на происхождение и роль религии в обществе. Работа представляет собой краткие очерки по истории атеизма древности и не претендует на полное и исчерпывающее освещение всех вопросов. В «Очерках» в значительной мере использованы материалы лекций по истории философии, прочитанных автором на философском факультете Киевского университета им. Т. Г. Шевченко в 1952–1957 гг.






Религия древнейших индусов была связана с культом природы. Количество божеств, известных ведической литературе, неопределенно. Иногда их делят на три группы: боги небес — Митра и Варуна, боги воздуха — Индра и Мартутм и боги земли — Агни и Сома. Преобладание мужского элемента отчетливо проявляется в ведическом пантеоне. В нем еще нет определенной иерархии, нет верховного божества; любое божество, как пишут Н. К. Синха и А. Г. Канерджи, «либо теряет всякое свое значение, либо выступает во всем блеске… в зависимости от того, является оно предметом поклонения или нет»[58].


Бог Индра на трехголовом слоне


Религиозные представления древних индусов прошли те же стадии развития, что и религиозные представления других народов. Древнейшими формами индийской религии были тотемизм, культ предков и природы. С развитием производительных сил и усложнением общественных отношений развиваются и изменяются религиозные представления индусов. Они так же, как и другие древние народы, поклонялись богу солнца Сурии, неба — Варуне, священного огня — Агни и богу грома Индре. Бог Агни олицетворял не только молнию, но и земной огонь и считался богом домашнего очага. «Он был поистине умнейшим среди всех богов, работником. Он тот, кто создал светящихся богов (Небо и Землю), радующих всех; он — тот, который превышает этих двух светящихся богов своей мудростью и держит их на вечных опорах»[59].


Бог Агни


Особенно почитался бог Варуна, которому приписывалось поддержание порядка в мире. Это «решительный бог», приказам которого повинуются другие боги. Варуна всеведущ, ему известны полет птиц в небе, путь кораблей в океане и направление ветров. Варуна — верховный бог, бог богов, суровый к провинившимся и милостивый к раскаявшимся. В «Атхарваведе», в гимне в честь бога Варуны, говорится: «Могущественный владыка всевышний зрит издалека все наши деяния, словно они совершаются близко. Боги знают все, что делают люди, хотя люди склонны скрывать свои поступки. Кто бы ни стоял, кто бы ни двигался, кто бы ни крался с места на место или скрывался в тайном убежище — боги следят за всеми его движениями»[60].

В древней Индии был широко распространен культ предков. Он возник в недрах родового строя, но с появлением классового общества господствующая верхушка использовала культ предков как идеологическое оружие для укрепления рабовладельческого строя. В древнеиндийских религиозных законах сказано, что «для дважды рожденных обряды в честь предков важнее обрядов в честь богов».

В меру развития и укрепления рабовладельческого общества древние боги природы превращаются в покровителей царей и царской власти. Так, древнеиндийский бог грома Индра превращается в хранителя и покровителя царя. Характерно, что само слово «Индра» в условиях рабовладельческого общества стало означать «царь», «господин», «князь». Индусы так же обожествляли царя, как и другие народы древнего Востока. Они считали, что царь создан из божественных частиц: Агни, Индры, Ямы и др.

По представлениям индусов, древние боги природы возникли вместе с природой. Сила и влияние их незначительны. Само существование их зависит от жертвоприношений, без них боги так же голодают и слабеют, как обыкновенные смертные. Поэтому жертвоприношение индусы называли кормлением богов. А. Барт указывает: «В самом грубом смысле, жертвоприношение есть торг: человек нуждается в вещах, которыми обладает бог: в дожде, в свете, в теплоте, в здоровье; а бог чувствует голод и ищет приношений людей. С той и с другой стороны дают и получают»[61].


Тримурти


По ведийским священным книгам, первоначалом мира был абстрактный мировой дух. «Тогда не было ни того, что есть, ни того, что не есть; не было ни неба, ни небес, которые выше. Что покрывало? Где было это и под чьим покровительством? Была ли вода глубокой бездной (в которой это лежало)? Тогда не было смерти, следовательно, не было ничего бессмертного. Тогда не было света (отличия) между днем и ночью. Этот Единый дышал сам собой, не дыша; другого, кроме этого, тогда не было ничего. Тогда был мрак, в начале всего было море без света; зародыш, который лежал, покрытый оболочкой, этот Единый был рожден силой тепла (тапаса). Вначале победила любовь, которая была семенем, исходящим из духа; поэты, поискав в своем сердце, нашли при посредстве мудрости связь сущего в несуществующем. Проходящий (распростертый) луч был ли внизу или вверху? Тогда были носители семян, тогда были силы, сила я внизу и воля вверху. Кто тогда знал, кто объявил это здесь, откуда родилось эго создание? Боги появились позже этого создания; кто же знает, откуда оно появилось? Тот, от кого исходило это создание, совершил ли он его или не совершил, — Высочайший Видящий в высочайшем небе, он, может быть, знает, или даже и он не знает?»[62].

Впоследствии брахманизм выдвинул учение о мировой душе — брахме как первооснове существующего. Душа человека, согласно этому учению, является частицей мировой души и после многочисленных перерождений стремится слиться с ней. Брахма заключала в себе три начала: 1) творческое, которому соответствовала брахма, 2) начало сохранения, воплощенное в боге Вишну, — хранителе всего существующего, 3) начало разрушения, воплощенное в боге Шиве, — разрушителе всего существующего. Единство трех начал в брахманской религии известно под названием «тримурти». Все рождается, живет и разрушается по воле «тримурти».

Согласно религиозным легендам брахманизма, первичный дух сперва создал водную стихию и бросил в нее семя, превратившееся впоследствии в громадное золотое яйцо, из которого и родился Брахма. Брахма как творец мира содержал в себе в зародыше все живые существа и предметы. Брахма создал женщину Сарасвати и женился на ней. Сарасвати считалась богиней мудрости, изобретательницей письма и музыки.

Брахманизм выдвинул учение о переселении душ, которого не было в ранних формах индийской религии. По этому учению, душа каждого человека после смерти возрождается в новом теле. Вид перерождения, хоть отчасти и зависит от воли богов, но в основном определяется поступками людей — кармой, то есть законом возмездия. Если человек не соблюдает религиозных законов и установлений, то его душа после смерти бесконечно переходит по «нечистым» существам, подвергаясь адским мукам. В связи с учением о переселении душ брахманизм создал легенду об аде и его страшном управителе боге Яме. Учение о переселении душ легло в основу современного индуизма.


Брахма и Сарасвати


Возникновение на территории Индии крупных централизованных деспотических государств создало предпосылки для появления учения о едином боге. Единовластному земному царю-деспоту должен был соответствовать единый бог-деспот на небе. Уже в древнейших ведийских религиозных гимнах говорится о едином творце мира: «Он, создавший ясное небо, крепкую землю, сияние мира и свод небесный, измеривший свет сквозь эфирные пространства… он — единый бог над всеми богами». В одном из гимнов Варуна говорит: «Я царь; все мне подвластно. Все боги подчинены мне, всеобщему творцу жизни, и следуют велениям Варуны… Мудрый творец, я — создатель всех существ. Благодаря мне сохраняются земля и небо. Я заставляю вздуваться текущие воды. Я водрузил небеса на их священное место. Я, святой Адитья, развертываю троичную вселенную (небо, землю и воздух. — А. А.)»[63].

Ведическая религия сначала не имела ни жрецов, ни храмов, ни идолов. Со временем появляются жрецы. С усилением рабовладельческого общества образуется особая жреческая каста брахманов, которая позднее становится наследственной. Возникает и брахманская идеология, ставшая господствующей в индусском рабовладельческом обществе. Брахманство имеет свои особенности по сравнению со жреческими кастами древнего Египта и Вавилонии. Брахманы не были связаны с храмами и храмовыми церемониями. У них отсутствовала централизованная церковная организация и в связи с этим — верховное жречество в лице первого священника. Однако, как позже христианские иезуиты, они неотступно следили за каждым шагом человека в общественной и личной жизни, особенно за низшими кастами.

Идеологическим обоснованием деления общества на касты были законы Ману. Согласно древнеиндийскому преданию, эти законы имеют божественное происхождение и связаны с именем легендарного родоначальника ариев Ману. В них говорится: «С целью определения в должном порядке обязанностей его (брахмана) и членов других каст мудрый Ману, происшедший от Самосущего, составил этот сборник священных законов… В этом сборнике полностью изложен священный закон, добродетельность и зло различных деяний людей, а также извечные правила жизни четырех каст».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки по истории религии и атеизма"

Книги похожие на "Очерки по истории религии и атеизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Арсен Аветисьян

Арсен Аветисьян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма"

Отзывы читателей о книге "Очерки по истории религии и атеизма", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.