» » » » Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма


Авторские права

Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма

Здесь можно скачать бесплатно "Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Академии Наук Украинской ССР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма
Рейтинг:
Название:
Очерки по истории религии и атеизма
Издательство:
Академии Наук Украинской ССР
Жанр:
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки по истории религии и атеизма"

Описание и краткое содержание "Очерки по истории религии и атеизма" читать бесплатно онлайн.



Настоящая работа посвящена атеистической мысли древности. Вопросы истории религии в ней затрагиваются лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания сущности атеистической критики религиозных воззрений тех или иных стран. В нашей книге сделана попытка показать зарождение и развитие атеистической мысли, борьбу ее против религиозного мракобесия, а также изложить взгляды материалистов прошлого на происхождение и роль религии в обществе. Работа представляет собой краткие очерки по истории атеизма древности и не претендует на полное и исчерпывающее освещение всех вопросов. В «Очерках» в значительной мере использованы материалы лекций по истории философии, прочитанных автором на философском факультете Киевского университета им. Т. Г. Шевченко в 1952–1957 гг.






Иосиф свидетельствует, что в то время как афиняне считали Солнце богом Аполлоном, Анаксагор учил, что оно — «огненный жернов». Аристотель передает слова Анаксагора: «Человек — самое разумное животное, потому что имеет руки». Иреней говорит; «Анаксагор же, который был прозван безбожником, дал учение, что живые существа были произведены семенами, падавшими с неба на землю»[195]. Из этих свидетельств древних совершенно очевиден открытый атеистический характер философии Анаксагора. К. Маркс в «Работах по истории эпикурейской, стоической и скептической философии» писал, что «в лице Анаксагора сам народ отворачивается от старинного бога»[196].

Атеистические взгляды Анаксагора в то время не были единичным явлением в общественной и культурной жизни Афин. Диагор Милетский, например, также выступал против религиозных культов и отрицал существование божеств. Критика олимпийской религии и мифологии Анаксагором имела огромное значение для последующего развития греческой атеистической мысли. Как указывает Диоген Лаэрций, Анаксагор написал трактат «О природе», но до нас дошли лишь отдельные фрагменты из него.

Несмотря на то, что Афины были тогда центром духовной жизни Эллады, по сравнению с ионическими городами, где свободно развивалась научная мысль, они отличались религиозной нетерпимостью, консерватизмом и замкнутостью. Характерно, что философские и естественно-научные идеи ионической философии с трудом проникали в Афины. Афинские рабовладельцы обвинили Анаксагора в оскорблении богов и приговорили к смерти. Анаксагор избежал смертной казни благодаря помощи своего могущественного друга и покровителя Перикла. Философ был изгнан из Афин и умер в малоазиатском городе Лампсаке. «Он (Анаксагор) спасся бегством из Афин после того, как в защиту его держал речь Перикл. Прибыв в Лампсак, он там скончался, уморив себя голодом. Лишил же он себя жизни, имея от роду 70 лет, вследствие того, что был ввергнут афинянами в тюрьму за то, что высказал некоторое новое мнение о божестве»[197], — свидетельствуют древние.

Безусловно, политические мотивы сыграли не последнюю роль в приговоре над таким выдающимся мыслителем, как Анаксагор. В этом отношении большой интерес представляют высказывания древних. По данным Плутарха, некий Дионис внес в народное собрание постановление о преследовании лиц, не почитающих богов или занимающихся изучением небесных явлений. При этом Дионис через голову Анаксагора метил в Перикла. Последний приказал доверенным людям вывести Анаксагора из города, так как боялся, что тот будет осужден. По свидетельству Плутарха, «Анаксагор, который первым написал и самое мудрое, и самое смелое сочинение о свете и тени луны, не был еще тогда знаменитым мужем древности, сочинение его не пользовалось популярностью, оно было запрещено и ходило лишь среди немногих, причем принимались меры предосторожности и брались клятвы верности. В то время не терпели естествоиспытателей и так называемых «болтунов о небесных явлениях», так как они разменивали божество на действующие без разумной цели причины, на силы, не заботящиеся о людях, и на вызванный естественной необходимостью ход событий; за это подвергся изгнанию Протагор. Анаксагор был заключен в тюрьму, и его с трудом спас Перикл»[198].

Преследованием материализма и атеизма со стороны афинских рабовладельцев объясняется тот факт, что для естествоиспытателей V в. до н. э. характерны пантеистические взгляды, тенденция к обожествлению природы. По сравнению со старыми религиозными представлениями пантеизм был явлением прогрессивным. Так, авторы трактата «О священной болезни» (эпилепсии), по существу борясь против религиозных представлений об этом заболевании, утверждали, что «все божественно, и все человеческое».

Дальнейшее развитие античный атеизм получил в трудах Демокрита (460–360 гг. до н. э.). Он родился в городе Абдерах во Фракии в семье крупного торговца-рабовладельца. О жизни и деятельности Демокрита сохранились весьма скудные сведения. После смерти отца он получил богатое наследство, что дало ему возможность совершить длительное путешествие по странам Востока и ознакомиться с научными и философскими системами таких стран древнего мира, как Египет, Индия, Персия, Вавилон и Эфиопия. Как указывает Диоген Лаэрций, Демокрит совершил путешествие в Египет к жрецам с целью изучить геометрию и к халдеям в Персию, посетил Красное море. «Некоторые же утверждают, что он был в сношениях и с гимнософистами в Индии и был в Эфиопии»[199]. Другой древний писатель, Элиан, сообщает, что Демокрит «ездил к халдеям, и в Вавилон, и к магам, и к индийским софистам»[200].

Демокрит был лично знаком со многими учеными и философами древнего мира. «Я не щадил ничего, чтобы приобретать знания, — писал он, — я видел всех знаменитых людей моего времени; я объездил все страны, где ожидал встретить истину, расстояние меня не пугало. Я наблюдал различия многих климатов; я собирал данные об явлениях, происходящих в воздухе, в земле и в водах. Утомление странствиями не мешало мне размышлять: я занимался математикой на больших дорогах и в молчаливом уединении моего жилища. Я не думаю, чтобы кто-либо, не исключая и египетских жрецов, превзошел меня ныне в искусстве доказательств с помощью чисел и линий»[201].


Демокрит


Демокрит был одним из самых образованных людей своего времени. Энциклопедический характер его знаний признавался еще в древности.

Аристотель писал: «Вообще, кроме поверхностного, никто ни о чем не установил, за исключением Демокрита. Последний, кажется, рассуждал обо всем»[202]. По мнению Аристотеля, Демокрит был «самая всеобъемлющая голова». Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» называли Демокрита «эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков…»[203].

Демокрит написал много научных и философских работ. Но до нас из его богатого научного наследия дошло только небольшое количество фрагментов. Вполне вероятно, что его сочинения были уничтожены, как безбожные, его идейным противником Платоном. Ненависть Платона к материалисту-атеисту Демокриту свидетельствует об ожесточенной борьбе партий в идеологии. Платон взял многое из учения Демокрита, хотя в своих многочисленных произведениях он нигде не упоминает о нем и не цитирует его. По свидетельству Диогена Лаэрция, «Аристоксен в своих «Исторических записках» утверждает, что Платон возымел намерение сжечь все сочинения Демокрита…»[204]. Очевидно, это правда, добавляет Диоген Лаэрций, ибо Платон, упоминающий почти всех древних, нигде не говорит о Демокрите; не упоминает его даже там, где ему следовало бы что-нибудь возразить Демокриту. По-видимому, он поступает так вследствие сознания, что у него состязание было бы с самым лучшим из философов[205].

Ненависть богословов и идеалистов, как древних, так и современных, к «безбожнику» Демокриту естественна. Этим и объясняется тот факт, что буржуазные историки философии стремятся принизить значение философии Демокрита. Не случайно немецкий философ-идеалист Кант считал Демокрита вздорным человеком на том основании, что тот отрицал бога как творца мира.

Идеолог и защитник рабовладельческой демократии Демокрит утверждал, что «бедность при демократии настолько предпочтительнее так называемого благополучия (граждан) при царях, насколько свобода лучше рабства». В античной Греции, как мы уже упоминали, Демокрита называли смеющимся философом, ибо он своим смехом обличал пороки и слабости современников. Плутарх писал: «Он все смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела»[206].

Демокрит создал самую научную и стройную для своего времени философскую систему. Он считал, что природа не сотворена богом. Все, что существует, состоит из мельчайших твердых неделимых частиц — атомов. Пустоту он признавал столь же реально существующей, как и атомы. Вопреки утверждениям представителей религиозно-идеалистических школ, считавших душу нематериальным началом божественного происхождения, Демокрит доказывал, что душа материальна и состоит из тончайших, быстро движущихся атомов, похожих на атомы огня. Учение Демокрита в передаче Диогена Лаэрция сводится к следующему: начало вселенной — атомы и пустота, все же остальное существует лишь во мнении. Миров — бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. Ничто не возникает из небытия и не возвращается в него. Атомы бесчисленны по разнообразию, величине и количеству. Они вихрем кружатся по вселенной, «и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля», так как последние «суть единения некоторых атомов». Атомы неделимы вследствие их твердости. «Солнце и луна состоят из таких гладких и круглых телец, и души также состоят из таких же атомов». Душа и ум — одно и то же. «Видим же мы вследствие вхождения в нас идолов» (образов).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки по истории религии и атеизма"

Книги похожие на "Очерки по истории религии и атеизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Арсен Аветисьян

Арсен Аветисьян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма"

Отзывы читателей о книге "Очерки по истории религии и атеизма", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.