Евгений Добренко - История русской литературной критики
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История русской литературной критики"
Описание и краткое содержание "История русской литературной критики" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга является первой попыткой создания всеобъемлющей истории русской литературной критики и теории начиная с 1917 года вплоть до постсоветского периода. Ее авторы — коллектив ведущих отечественных и зарубежных историков русской литературы. В книге впервые рассматриваются все основные теории и направления в советской, эмигрантской и постсоветской критике в их взаимосвязях. Рассматривая динамику литературной критики и теории в трех основных сферах — политической, интеллектуальной и институциональной — авторы сосредоточивают внимание на развитии и структуре русской литературной критики, ее изменяющихся функциях и дискурсе.
700
Анализ этого фундаментального сдвига см. в: Hirschkop К. Bakhtin’s Linguistic Turn // Dialogism. 2001. № 5–6. P. 21–34.
701
См.: Магуайр Р. Красная новь: Советская литература 1920-х гг. СПб.: Академический проект, 2004 (особенно гл. VI).
702
Сам Бахтин позже говорил о своем научном кружке (вероятно, апеллируя к благородному немецкому философскому Kreis) как о «круге» (а не «кружке»). См.: Shepherd D. Re-introducing the Bakhtin Circle // The Bakhtin Circle: In the Master’s Absence / C. Brandist, D. Shepherd, G. Tihanov (eds.). Manchester: Manchester University Press, 2004. P. 1–2.
703
Анализ этого «журнального» аспекта литературно-критической культуры в первое революционное десятилетие см. в кн.: Магуайр Р. Красная новь: Советская литература 1920-х гг. (особенно гл. II и III об отношениях между литературой и журналами, сериализовавшими и критиковавшими ее.
704
О параллелях между Йенскими и Берлинскими романтиками, Гегелем и формалистической методологией см.: Парамонов Б. Формализм: Метод или мировоззрение? // Новое литературное обозрение. 1995. № 14. С. 42–45.
705
См.: Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993 (особенно гл. «Поэтический язык как предмет поэтики», где Медведев обвинял формалистов — его очевидной мишенью был Шкловский — в фетишизации художественного слова и приписывании «жизненно-практическому языку» вспомогательной, нетворческой, неисторической и произвольной роли в жизни человека — с. 103–105).
706
Шкловский В. Искусство как прием // Шкловский В. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С. 15.
707
Крупнейший лингвист и философ языка Александр Потебня (1835–1891), профессор Харьковского университета, известен выдвижением визуального воображаемого в качестве определяющего фактора поэтического языка. «Искусство как прием» Шкловского (1916–1917) неожиданно начинается с полемической цитаты, тут же сатирически отвергаемой: «„Искусство — это мышление образами“. Эту фразу можно услышать и от гимназиста, она же является исходной точкой для ученого филолога, начинающего создавать в области теории литературы какое-нибудь построение» (Шкловский В. Искусство как прием. С. 9).
708
См.: Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 469–471.
709
Эйхенбаум Б. Молодой Толстой. Петербург — Берлин: Изд-во Гржебина, 1922 (особенно гл. 1 — о ранних дневниках «Приемы самонаблюдения и самоиспытания»).
710
См. стенограмму этой переломной для судеб литературной критики 1920-х дискуссии 6 марта 1927 года: Материалы диспута «Марксизм и формальный метод» / Публ., подгот. текста, сопроводит, заметки и примеч. Д. Устинова // Новое литературное обозрение. 2001. № 50.
711
Tomashevsky В. La nouvelle école d’histoire littéraire en Russie // Revue des études slaves. 1928. № 8. P. 226–240. Статья представляет собой расширенный доклад Томашевского, с которым он выступил на ленинградском диспуте 6 марта 1927 года.
712
Petrov P. Laying Bare: The Fate of Authorship in Early Soviet Culture. PhD dissertation, University of Pittsburgh, 2006. Part I. Ch. 1. P. 23–24. Он продолжает: «Для того, чтобы форма могла реализовать свой новый оперативный принцип, она должна нанять на службу человека. А человек, реализуя свое „художественное призвание“, превращается в служащего формы» (с. 24).
713
Шкловский В. Несколько слов о книгах ОПОЯЗа // Вопросы литературы. 2006. № 6. С. 327.
714
Шкловский В. Несколько слов о книгах ОПОЯЗа // Вопросы литературы. 2006. № 6. С. 326.
715
Бахтин был арестован и сослан в связи с участием в деятельности подпольной Церкви. Глубокий анализ деятельности кружка, а также детальная хронология его работы содержится в кн.: The Bakhtin Circle: In the Master’s Absence.
716
О яркой карьере Пумпянского см.: Nikolaev N. Lev Pumpianskii and the Nevel School of philosophy // The Bakhtin Circle: In the Master’s Absence. P. 125–149.
717
О возможных связях бахтинской теории полифорнии с Шеллингом (и позже с Шелером) см.: Emerson С. Mikhail Bakhtin and the Dialogic Word in Literary Art: What Sort of Fiction is This? // Graduate Faculty Philosophy Journal (New School for Social Research). Special Issue on Philosophy of Dialogue. 2005. Vol. 26. № 1. P. 128–129.
718
Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993. Книга вышла в серии «Бахтин под маской» с указанием двойного авторства — коммерческое решение, поставленное под сомнение (а точнее, опровергнутое) наукой сегодня. Идеи Бахтина легко просматриваются (кружок был близко связанной группой единомышленников и не отличался особым пиететом в отношении прав собственности на те или иные идеи), однако Бахтин не стал бы выражать их в рамках марксизма, идеи которого не разделял. Далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием страниц в скобках.
719
См. анализ книги Медведева 1928 года в кн.: Brandist С. The Bakhtin Circle: Philosophy, Culture and Politics. London: Pluto Press, 2002. P. 66–74.
720
Этой защитой правоверного формализма от медведевской критики я обязана Адриану Барру из Ратгерсовского университета, выступившему в моем аспирантском семинаре в Принстоне с докладом «Бахтин, русские формалисты и лотмановская школа» 10 октября 2005 года.
721
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 14. Далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием страниц в скобках.
722
В издании 1929 года эта таблица была включена в 1-ю главу 2-й части («Типы прозаического слова. Слово у Достоевского»). См.: Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. С. 127.
723
О рецепции книги Бахтина о Достоевском в 1929 году на пороге сталинизма см.: Emerson С. The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton: Princeton University Press, 1997. P. 75–82.
724
См. подробнее: Ленерт X. Судьба социологического направления в советской науке о литературе и становление соцреалистического канона: Переверзевщина / Вульгарный социологизм // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 321–327.
725
Эта мысль Переверзева, как представляется, может быть понята в контексте видения искусства Шкловским как подвижного, незастывшего, лирического, а не «вмерзшего в образы».
726
См. особенно главу 5 книги Л. Троцкого «Литература и революция» (1923] (М.: Политиздат, 1991).
727
Троцкий Л. Д. Литература и революция. С. 130. Далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием страниц в скобках.
728
О «ленинской теории отражения» и ее роли в дискредитации русской религиозной философии во имя объективизма см.: Chamberlain L. Motherland: A Philosophical History of Russia London: Atlantic Books, 2004 (особенно гл. 10, с. 185–199). Ленин не принимал участия в этой кампании, но, согласно Лесли Чемберлен, ученице Исайи Берлина, однозначно связывавшего секуляризацию русской мысли со зрелостью и прогрессом, остается крайне важной фигурой в широком ее контексте.
729
Троцкий Л. Д. Литература и революция. С. 136.
730
Переверзев неоднократно защищал свой социологический метод от обвинений в недостаточном материализме. Он даже утверждал, что социологических методов существует столько же, сколько и социологий, а потому ярлык, наклеенный на его школу, несправедлив: его школа прочно связана с материализмом, безоговорочно необходимым каждому марксисту. См.: Переверзев В. Ф. Необходимые предпосылки марксистского литературоведения // Литературоведение: Сб. статей / Под ред. В. Переверзева. М., 1928. С. 9–10.
731
Воронский А. К. Искусство видеть мир: Статьи, портреты. М.: Советский писатель, 1987. С. 151–152.
732
Цит. по кн.: Добренко Е. Формовка советского писателя: Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб.: Академический проект, 1999. С. 278–279.
733
См.: Ermolaev Н. Soviet Literary Theories 1917–1934: The Genesis of Socialist Realism. New York: Octagon Books, 1977. P. 3–4 (а также гл. I и II — о литературных теориях и группах до 1925 года).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История русской литературной критики"
Книги похожие на "История русской литературной критики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Добренко - История русской литературной критики"
Отзывы читателей о книге "История русской литературной критики", комментарии и мнения людей о произведении.





















