» » » Тим Кассер - Быть или иметь? Психология культуры потребления


Авторские права

Тим Кассер - Быть или иметь? Психология культуры потребления

Здесь можно купить и скачать "Тим Кассер - Быть или иметь? Психология культуры потребления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «МИФ без БК»afcf7f36-d209-11e4-a494-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тим Кассер - Быть или иметь? Психология культуры потребления
Рейтинг:
Название:
Быть или иметь? Психология культуры потребления
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-00057-465-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быть или иметь? Психология культуры потребления"

Описание и краткое содержание "Быть или иметь? Психология культуры потребления" читать бесплатно онлайн.



В этой книге профессор психологии Тим Кассер объясняет с точки зрения науки, как современная культура потребления и материализм влияют на счастье и здоровье человека. Автор не только обозначает и описывает проблему, но и предлагает пути ее решения, позволяющие улучшить нашу жизнь.

Библиография размещена на сайте http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/schaste_ne_v_dengah/.

Книга будет полезной для всех, кто интересуется философией, экономикой, обществом потребления, а также для тех, кто хочет знать ответ на вопрос: «В деньгах ли счастье?».

На русском языке публикуется впервые.






В следующих четырех главах вашему вниманию представлены научные доказательства, подтверждающие эти умозаключения. Из главы 4 вы узнаете, что материалистические ценности становятся приоритетными тогда, когда не полностью удовлетворяются потребности людей в безопасности и средствах к существованию. Глава 5 рассказывает о том, что из-за ряда динамических факторов откровенно материалистического отношения к жизни серьезно страдают потребности в самоуважении и компетентности. Главы 6 и 7 посвящены тому, что материализм мешает людям налаживать высококачественные взаимоотношения с окружающими, чувствовать себя свободными личностями и самовыражаться. Иными словами, результаты научных исследований, о которых пойдет речь в этих главах, не только подтверждают разработанную нами с коллегами теорию, но и обеспечивают нас дополнительными доказательствами того, что безудержная погоня за материальными благами неспособна сделать жизнь человека оптимально осмысленной, полноценной и качественной.

Глава 4

Незащищенность

Но страх смерти охватывал их все сильнее, и… те, кто продолжал жить, все больше стремились к удовольствиям и бурному веселью, желая иметь все больше вещей и прочих богатств.

Дж. Р. Толкиен[51]

В своей эпической саге о происхождении человечества Толкиен признает одну основополагающую истину: когда хлеб насущный и само существование оказываются под угрозой, люди начинают искать ощущения безопасности и защищенности в материальных благах. Нашим предкам для этого приходилось собирать ягоды, охотиться с копьями на огромных мохнатых мамонтов и строить жилища из доступных тогда материалов, а современным людям нужно зарабатывать деньги и платить по счетам. Наличие постоянной работы и банковского вклада дает нам определенное ощущение безопасности и уверенности в завтрашнем дне и, следовательно, удовлетворяет те же потребности, которые старались удовлетворить наши пращуры, придумывая способы заготовки мяса на долгие холодные зимы. Нет никаких сомнений в том, что для того чтобы человек чувствовал себя защищенным и мог выжить, необходимо, чтобы были удовлетворены его базовые материальные потребности и обеспечен хотя бы минимальный уровень комфорта.

Все люди стремятся иметь материальные средства для удовлетворения потребностей в пропитании, крове, безопасности и защищенности, но некоторые сосредоточены на достижении этой цели гораздо больше других. Посмотрим правде в глаза: Mercedes стоимостью 60 тысяч долларов не относится к категории вещей первой необходимости. Подобные предметы роскоши, конечно же, не входят в набор базовых потребностей человека, но многие психологи и социологи все равно утверждают, что людьми, преследующими в первую очередь материалистические цели, движут неудовлетворенные потребности в безопасности и защищенности[52]. С этой точки зрения материалистические ценности следует рассматривать и как симптом внутренней неуверенности в себе, и как стратегию выживания (хотя и относительно неэффективную), которую люди используют в попытке избавиться от мучительного чувства тревоги.

В данной главе речь пойдет о зависимости между материализмом и незащищенностью, что подтверждается доказательствами нескольких типов. Во-первых, я расскажу о ряде исследований, четко иллюстрирующих, что люди часто становятся приверженцами материалистических ценностей, если в прошлом атмосфера в семье не позволяла им чувствовать себя защищенными. Во-вторых, продемонстрирую, что к чрезмерному фокусу на ценностях данного типа приводит также более широкий культурный контекст, ослабляющий чувство защищенности. И наконец, опишу одно исследование, которое позволило заглянуть в психику людей-«материалистов» и выявить процессы, ассоциируемые с незащищенностью и в основном протекающие за рамками сознательного понимания.

Материализм и семья

Без сомнения, семья – это основная среда общения большинства людей в годы становления их личности, и опыт, который мы там приобретаем, в значительной мере определяет, насколько защищенными мы будем себя чувствовать в дальнейшей жизни. То, как родители относятся к своим детям, стабильность в семье и социально-экономические условия, в которых воспитывается ребенок, серьезно сказываются на том, в какой мере удовлетворяются его потребности в безопасности, защищенности и средствах к существованию. Как подробно описано далее, если семейная среда плохо удовлетворяет потребности ребенка в защищенности, он, как правило, реагирует на это, переходя на систему ценностной ориентации, центральное место в которой занимают богатство и вещи.

Материализм и стиль воспитания

Вот уже несколько десятилетий ученые твердят о том, что стиль и подход к воспитанию играют в жизни ребенка чрезвычайно важную роль. На сегодняшний день проведены тысячи исследований в области влияния разных элементов стиля воспитания, например теплого отношения и контроля, на разные аспекты индивидуальности ребенка и его социально-эмоциональное развитие. В последнее время некоторые из этих факторов изучались в связи с материалистическими ценностями.

Мы с Ричардом Райаном, Мелвином Заксом и Арнольдом Самероффом проводили такое исследование на базе гетерогенной группы из 140 восемнадцатилетних респондентов, о чем я уже рассказывал в главе 2[53]. Мы не только собрали сведения об устремлениях и персональной приспособленности юных участников, но и интервьюировали их матерей, чтобы узнать, в каких условиях те росли. Нашей главной целью было оценить, насколько сильно матери опекали своих детей, то есть в какой мере они поддерживали в них чувство защищенности. Специально подготовленные интервьюеры в течение часа общались с каждой матерью и анализировали ее эмоции в отношении ребенка. Одни мамы говорили о своих чадах с нескрываемой теплотой и гордостью («Моя Джейн такая хорошая девочка, она всегда помогает мне по дому»), другие демонстрировали по отношению к своему ребенку неодобрение, критицизм и даже враждебность («От моего Джонни одни неприятности, он самый настоящий лентяй»). Матери также заполнили анкету из шестидесяти восьми пунктов, позволяющих описать их философию воспитания. Исходя из этих данных, мы смогли определить, насколько они склонны к теплому, ласковому и благожелательному отношению к детям, насколько сильно контролируют своих чад, как часто их критикуют, а также как часто разрешают им высказывать свое мнение и быть самостоятельными[54].

Затем мы объединили пять переменных (три из опроса и две из интервью) в меру материнской опеки. Наша теория состояла в том, что менее заботливый и внимательный стиль воспитания заставляет ребенка испытывать неуверенность в себе и в результате преследовать в дальнейшей жизни относительно материалистические цели. Как мы и ожидали, сравнение подростков, считавших приоритетным финансовый успех, с теми, для кого были важны самопринятие, хорошие взаимоотношения с окружающими или забота о благе общества, показало, что практически все представители первой категории имели менее заботливых и не склонных к опеке матерей.

Аналогичные результаты продемонстрировали (и расширили) еще два исследования[55]. Первое, проведенное Джеффом Уильямсом, выявило, что материалистически настроенные подростки воспринимают своих родителей как людей, которые вряд ли станут прислушиваться к их точке зрения, принимать во внимание их чувства или предоставлять им право выбора. В ходе второго исследования Патрисия и Джейкоб Коэны наглядно продемонстрировали, что почти все родители подростков, слишком ориентированных на материальные ценности, обладают тремя общими характеристиками. Во-первых, они чрезмерно контролируют своих детей, а то и вовсе обращаются с ними как с собственностью, пребывая в полном убеждении, что те неспособны позаботиться о себе самостоятельно. Во-вторых, если ребенок плохо себя ведет, они имеют тенденцию применять жесткие карательные меры. И наконец, их действия нельзя назвать последовательными; правила и наказания, призванные регулировать поведение ребенка, используются ими без какой-либо четкой системы, понятной детям. Все три перечисленные характеристики стиля воспитания вряд ли способствуют удовлетворению потребности детей в безопасности и защищенности.

Таким образом, все вышесказанное дает основания полагать, что материалистически ориентированных подростков, как правило, воспитывают родители, которые не прилагают максимум усилий для того, чтобы их дети чувствовали себя защищенными и самодостаточными людьми. В результате у подростков возникает чувство незащищенности, которое проявляется (в числе прочего) в виде мощной тенденции фокусироваться на материалистических ценностях. Я полагаю, компенсация данного типа объясняется рядом причин, хотя для подтверждения моей теории, без сомнения, необходимы дальнейшие исследования. Во-первых, дети, воспитываемые не слишком заботливыми и внимательными родителями, зачастую особенно податливы и восприимчивы к рекламным сообщениям, в первую очередь рассчитанным на податливых и неуверенных в себе людей, обещая им счастье и защищенность в обмен на активное потребление. Во-вторых, дети, чувствующие себя уязвимыми, как правило, излишне заинтересованы в одобрении извне. А поскольку они подвергаются «массированной бомбардировке» сообщениями, наперебой прославляющими имидж, популярность и богатство, то нередко начинают настойчиво преследовать материалистические цели, считая, что именно их достижение поможет им получить столь желанное одобрение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быть или иметь? Психология культуры потребления"

Книги похожие на "Быть или иметь? Психология культуры потребления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тим Кассер

Тим Кассер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тим Кассер - Быть или иметь? Психология культуры потребления"

Отзывы читателей о книге "Быть или иметь? Психология культуры потребления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.