» » » » Юрий Жуков - Сталин: арктический щит


Авторские права

Юрий Жуков - Сталин: арктический щит

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вагриус, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Жуков - Сталин: арктический щит
Рейтинг:
Название:
Сталин: арктический щит
Автор:
Издательство:
Вагриус
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-9697-0472-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сталин: арктический щит"

Описание и краткое содержание "Сталин: арктический щит" читать бесплатно онлайн.



В книге Юрий Жуков подробно описывает, как осваивались северные территории России начиная с конца XIX века. Он приходит к сенсационному выводу: сталинская политика в этом стратегически важном регионе последовательно реализовывала все постулаты, изложенные в 1884 г. в докладе министра финансов С.Ю. Витте. Автор, как и в других своих книгах, показывает системность подхода сталинского режима, когда одновременно решались задачи защиты целостности российской территории, осуществлялось наращивание военной мощи, развивалась экономика северных регионов. Особое значение придавалось освоению главной транспортной артерии — Северного морского пути, а также развитию воздушного транспорта. И походы «Красина» и «Челюскина», рекордные перелеты Чкалова, зимовка папанинцев и многие другие — перестают быть отдельными яркими героическими эпизодами, а встраиваются в логичную цепь событий по завоеванию громадного пространства Арктики.






Наркоминдел согласился с Е.П. Вороновым, тем более что претворить это в жизнь оказалось не столь уж и сложным.

Так как по предположениям дирижабль потерпел катастрофу скорее всего в советском секторе Арктики, 28 мая по решению Совнаркома СССР при Осоавиахиме образовали Комитет по оказанию помощи экипажу «Италии». Руководителями его утвердили двух заместителей наркома по военным и морским делам И.С. Уншлихта и С.С. Каменева43.

Это решение, как выяснилось, приняли весьма своевременно. 3 июня советский радиолюбитель Шмидт, живший в селе Вознесенье-Вохма (Северный край), первым в мире поймал сообщение рации потерянной было экспедиции. И понял его так: «Италия… Нобиле… Франц-Иосиф… SOS… SOS…». Спустя двое суток комитет направил для спасения итальянцев ледокол «Малыгин», находившийся относительно недалеко от возможного места катастрофы, в порту Архангельска. Возглавить спасательную операцию поручили В.Ю. Визе и гидрографу А.М. Лаврову.

6 июня наконец удалось установить постоянную связь с Нобиле. Оказалось, что «Италия» не разбилась. Воздушный корабль в результате сильного обледенения внезапно резко снизился и, зацепившись за высокую льдину, потерял главную гондолу, в которой в тот момент находилась большая часть экипажа. После этого дирижабль взмыл вверх, унося семь человек.

В тот же день получили и координаты лагеря спасшихся полярников: 28° восточной долготы, 80°30′ северной широты. Иными словами, к северо-востоку от Шпицбергена. Но состояние льдов в тех водах не позволило «Малыгину» пройти дальше острова Надежды, расположенного к юго-востоку от архипелага. Поэтому комитет срочно направил в Арктику еще одно судно. Самый мощный по тем временам ледокол «Красин». А руководителями его похода утвердили Р.Л. Самойловича и заместителя председателя Большой морской комиссии П.Ю. Ораса.

Далее события развивались столь стремительно, что стали напоминать голливудский боевик, заставляя кричать о них газеты всего мира. 15 июня из Ленинграда в свой ставший героическим поход вышел «Красин». 18 июня для спасения экспедиции Нобиле из Тромсё на французской летающей лодке «Латам-47» вылетел Амундсен. Вместе с ним были его земляки Дитрихсен и Вистинг, французский экипаж машины Гильбо, де Кюнервиль, Валетт, Брази. Спустя четыре часа радиосвязь с ними была потеряна. Великий норвежец и все его спутники, несомненно, погибли.

25 июня лейтенант шведских ВВС Лундборг сумел сесть в лагере итальянцев и вывез в Кингс-бей Умберто Нобиле. При втором полете разбил свою небольшую машину и оказался среди тех, кого спасал. 12 июля «Красин» подобрал двух членов экипажа «Италии», Цаппи и Мариано, покинувших основную группу уцелевших еще 31 мая. Судьба вышедшего вместе с ними шведского ученого Мальмгрена осталась неизвестной. В тот же день советский ледокол подошел к лагерю воздухоплавателей и принял на борт остававшихся там — Вильери, Трояни, Чечиони, Биаджи, чешского ученого Бегоунека. 19 июля все спасенные были доставлены в Кингс-бей, на базовое судно экспедиции Нобиле «Читта ди Милано».

3 сентября капитан «Красина» К.П. Эгги вывел судно из порта и вновь взял курс на север, теперь — на поиск двух еще не обнаруженных групп, вылетевших на «Латам-47», и семерых итальянцев, остававшихся на «Италии».

Почти три недели «Красин» бороздил воды между Шпицбергеном и ЗФИ, но так и не нашел даже следов пропавших. И лишь 22 сентября, завершая необычайный полярный рейс, ледокол смог подойти к Земле Франка-Иосифа. Там, на мысе Нил Земли принца Георга, руководитель похода Р.Л. Самойлович и его заместитель П.Ю. Орас водрузили алый флаг Советского Союза. Вторая — политическая — задача, поставленная перед руководителями похода, также была выполнена. Успешно.

5

За потоком сенсационных сообщений о двухмесячной эпопее «Италии» и Нобиле остальные события, происходившие в Арктике или непосредственно связанные с нею, отошли на второй и даже третий план, хотя являлись не менее, а может, и более важными. Даже переломными. Именно такой стала третья полярная воздушная экспедиция Джорджа Уилкинса, оказавшаяся и самой успешной из всех.

…21 апреля с норвежской правительственной радиостанции «Свальбард» ушла необычная по содержанию телеграмма: «Американскому географическому обществу, угол Бродвея и 156-й улицы, Нью-Йорк, США.

Намеченный перелет выполнили. Одна остановка вследствие плохой погоды. Прибыли через двадцать с половиной часов полета. Пять дней на Свальбарде. Лисиц не видели. Уилкинс, Эйелсон»44.

Так мир узнал о завершении отчаянного предприятия.

Своей новой экспедицией Джордж Уилкинс преследовал отнюдь не спортивные или сугубо научные цели. Стремился доказать правоту своего утверждения о целесообразности применения в Арктике не дирижаблей, а самолетов. Подтвердить мнение, к которому еще в 1921 году пришел Амундсен, но так и не сумел продемонстрировать практически.

Не располагая на этот раз средствами, Уилкинс продал имевшиеся у него «Юнкере» и два «Стинсона». На вырученные деньги приобрел новейшую машину «Локхид», названную им «Вега». Провести же экспедицию смог только благодаря финансовой поддержке нефтяных фирм «Ричфилд ойл» и «Пеннс ойл», а также незначительным пожертвованиям частных лиц и Американского географического общества.

15 апреля «Вега» стартовала с мыса Барроу и сразу же направилась на северо-восток. Уилкинс для начала намеревался проверить рассказы местных эскимосов, настойчиво говоривших о каком-то острове в море Бофорта, а затем выяснить, существует ли Земля Крокера, о которой очень много писали, но увидеть никто не сумел.

Так как первый этап полета проходил при хороших метеорологических условиях, Джордж Уилкинс смог твердо установить — по его маршруту в зоне обзора неведомых земель нет (о том и говорила шифрованная фраза в телеграмме — «Лисиц не видели»). Затем, когда самолет приблизился к Гренландии, погода испортилась, начался шторм. Эйелсону пришлось посадить «Вегу» на Земле Гранта — северной оконечности острова Элсмир. Буквально на полчаса. Вскоре продолжили полет и на следующий день, 16 апреля, сели в Грин-Харборе, на правом берегу Айс-фьорда, уже на Шпицбергене.

Вторым, не менее значимым событием тех месяцев — правда, только для Москвы, для ее политических интересов, могла бы стать вторая конференция Международного общества «Аэроарктик», проходившая в Ленинграде с 18 по 23 июня.

Советская сторона, оплатившая все расходы по проведению конференции, ждала от нее не просто важных, значительных решений. Тех, что помогли бы как можно скорее укрепиться СССР в его полярном секторе. Однако пленарные заседания сразу же продемонстрировали совершенно иное. Ленинградская встреча мало чем отличалась по своему характеру от предыдущей, берлинской.

Оказалось, что, несмотря на эффектное заявление о вхождении в «Аэроарктик» национальных групп двадцати государств, на конференции зарегистрировали делегатов только от семи — Германии, Дании, Италии, Норвегии, СССР, Финляндии, Эстонии. Более того, как и два года назад, подавляющее большинство собравшихся оказалось представителями Германии и Советского Союза.

Лишь два докладчика, В. Брунс и доктор Блейштейн, затронули актуальные задачи организации трансполярных перелетов, которые требовалось разрешить как можно скорее. Исходили же они из непоколебимой веры в сказанное Нансеном: «Благодаря энергичной поддержке германского правительства «Аэроарктик» имеет полное основание рассчитывать получить летом 1929 года в свое распоряжение дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ-127) для двух полетов над арктическими странами с целью их исследования»45.

Для того чтобы успеть подготовиться к такой экспедиции, председатель германской группы профессор Георг Вегенер внес на голосование, а делегаты одобрили предложение о создании особого Исследовательского совета. Ему и следовало взять на себя всю ответственность как за обеспечение, так и за проведение предстоящих полетов. Мало того, Вегенер поспешил развить свою идею. Высказался за введение во все, без исключения, одиннадцать комиссий «Аэроарктик» представителей германской группы. Они-то, мол, и позволят в случае крайней необходимости оперативно принимать необходимые решения46. Тем самым исподволь стал превращать международное общество в исключительно немецкую организацию, на которую Советскому Союзу предстояло работать. Ведь принятая резолюция гласила:

«Вследствие того, что весной 1929 года германским правительством предоставляется «Аэроарктик» германский дирижабль LZ-127, общее собрание обращается к правительству СССР с покорнейшей просьбою установить на территории СССР причальную мачту для дирижабля для проведения предусмотренных планом исследований полетов общества «Аэроарктик» и, ввиду крайней срочности этого вопроса, просит о скорейшем сообщении, может ли «Аэроарктик» определенно рассчитывать на исполнение своей просьбы, так как от этого зависит проведение экспедиции»47.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сталин: арктический щит"

Книги похожие на "Сталин: арктический щит" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Жуков

Юрий Жуков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит"

Отзывы читателей о книге "Сталин: арктический щит", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.