» » » » Юрий Жуков - Сталин: арктический щит


Авторские права

Юрий Жуков - Сталин: арктический щит

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вагриус, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Жуков - Сталин: арктический щит
Рейтинг:
Название:
Сталин: арктический щит
Автор:
Издательство:
Вагриус
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-9697-0472-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сталин: арктический щит"

Описание и краткое содержание "Сталин: арктический щит" читать бесплатно онлайн.



В книге Юрий Жуков подробно описывает, как осваивались северные территории России начиная с конца XIX века. Он приходит к сенсационному выводу: сталинская политика в этом стратегически важном регионе последовательно реализовывала все постулаты, изложенные в 1884 г. в докладе министра финансов С.Ю. Витте. Автор, как и в других своих книгах, показывает системность подхода сталинского режима, когда одновременно решались задачи защиты целостности российской территории, осуществлялось наращивание военной мощи, развивалась экономика северных регионов. Особое значение придавалось освоению главной транспортной артерии — Северного морского пути, а также развитию воздушного транспорта. И походы «Красина» и «Челюскина», рекордные перелеты Чкалова, зимовка папанинцев и многие другие — перестают быть отдельными яркими героическими эпизодами, а встраиваются в логичную цепь событий по завоеванию громадного пространства Арктики.






Одновременно было выполнено и второе, столь же политически значимое поручение Совнаркома. То, которое поначалу не включили в текст постановления от 31 июля, но позже, по настойчивому требованию управления ВВС РККА, все же внесли в него, но как секретное дополнение: «Поручить комиссии тов. Каменева в первую очередь разработать и представить на утверждение СНК СССР конкретный план: укрепление колонии на острове Врангеля. При разработке соответствующих смет валютные затраты должны быть сведены к минимальным размерам»8.

Для этого решили воспользоваться ледорезом «Литке», который по распоряжению Совторгфлота в любом случае предстояло перевести из Черного моря во Владивосток. Вот потому-то на второе заседание Арктической комиссии и пригласили К.А. Дублицкого, назначенного капитаном «Литке». Поручили ему первый рейс от нового порта приписки сделать в Чукотское море. Сменить после трехлетней вахты зимовщиков, установить на Врангеле радиостанцию и доставить колонистам все, в чем они стали испытывать острейшую нужду, — медикаменты, запасы продовольствия, топливо, патроны и оружие. Ведь с 1926 года остров удалось посетить лишь раз — Г.Д. Красинскому, да и то на самолете, который при всем желании не мог взять на борт все потребное. Используя транспортные возможности ледореза, решили направить и то, что должно было скрасить жизнь островитян: киноустановку с запасом кинофильмов, библиотеку, патефон с большим числом пластинок. На Большую землю же судно должно было вывезти заготовленную за три промысловых сезона пушнину.

14 июля 1929 года «Литке» с полными трюмами и новой группой зимовщиков вышел из Владивостока. С большим трудом пробился через необычайно тяжелые, сплоченные льды и только 29 августа смог войти в бухту Роджера, где и бросил якорь. Разгрузка продолжалась неделю, и, когда 5 сентября ледорез покинул Врангель, на острове осталось уже не трое, как прежде, а семеро зимовщиков; новый начальник острова А.И. Минеев, врач, два гидрометеоролога, радист и промышленники9.

Несколько ранее, 30 и 31 июля, на Врангеле побывали участники Северного разведочного перелета, организованного по заданию Арктической комиссии Осоавиахимом на «Юнкерсе», — Г.Д. Красинский, пилот О.А. Кальвиц, механик Леонгардт. Их полет к острову от мыса Северного являлся частью огромного — пять с половиной тысяч километров — маршрута вдоль арктического побережья Чукотки, от залива Лаврентия до устья Лены. Ну а целью этой экспедиции, продолжавшейся с 25 июня по 20 августа, стало изучение трассы для поиска мест возможной постройки аэродромов10.

Иной характер приняли работы в Баренцевом море. Плавморнин, на который поначалу и возложили выполнение этого задания, вынужденно ограничился только гидрологическими и гидробиологическими исследованиями. Основную же, наиболее сложную и трудоемкую часть намеченной программы взяло на себя Гидрографическое управление Морских сил РККА. Организовало под общим руководством Н.Н. Матусевича две партии, которые и занимались в течение трех летних месяцев, с июня по август, описанием Мурманского и Канинского побережий, а также южного — Новой Земли, для готовившейся лоции, исправлением карт, восстановлением старых и установкой новых створных знаков11.

Тем, собственно, деятельность Арктический комиссии за первый год существования и ограничилась, почти полностью выполнив поручение СНК СССР. На Новой Земле полярная станция функционировала с 1923 года и никакой помощи не требовала. Плавание к Северной Земле и создание там геофизической обсерватории и радиостанции перенесли на 1930 год. А от установки причальных мачт для предстоящего полета дирижабля LZ-127 пришлось и вовсе отказаться.

Неожиданно и без каких-либо объяснений «Аэроарктик» отказалась от одобренного на второй конференции облета преимущественно советской полярной области. Под давлением предполагаемых спонсоров экспедиции, намеченной на конец марта 1930 года, — газетных пулов США и Германии, Ф. Нансен и X. Эккенер приняли иное решение. Первый рейс должен был начаться в Тромсё, Норвегия, пройти севернее Шпицбергена к Гренландии и завершиться в Фербенксе, Аляска. Второй — от Фербенкса к Северному полюсу, затем охватить зону, где недавно помещали Землю Гарриса, и окончиться в Фербенксе. В третий, последний раз дирижаблю предстояло, стартовав в Фербенксе, пролететь над Чукотским морем к острову Врангеля, оттуда — к Новосибирским островам и Северной Земле и сесть в Тромсё. Такой маршрут предполагал строительство всего лишь двух причальных мачт — в Тромсё и Фербенксе, чем и занялся в конце 1929 года немецкий инженер В. Блейштейн12.

Принципиально новая ситуация, сложившаяся к осени 1929 года в советском секторе Арктики, заставила срочно скорректировать и унифицировать существовавшее применительно к Крайнему Северу законодательство Российской Федерации. А вместе с тем и предельно конкретизировать постановление ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. На этот раз указать поименно острова и архипелаги, их административную подчиненность, установив для них местные органы власти.

За основу было взято три постановления. Прежде всего принятое ВЦИК и СНК РСФСР еще 30 июня 1924 года — «Об управлении островами Северного Ледовитого океана», которое определило подчиненность Новой Земли, Вайгача, Колгуева и их населения Архангельскому губисполкому. Затем — постановление ВЦИК в СНК РСФСР от 15 марта 1926 года. Оно статьей первой распространило вышеуказанную подчиненность на остров Уединения, лежащий в Карском море. Второй же статьей, учитывавшей предстоящую колонизацию острова Врангеля, подчинившее его, а также и соседний остров Геральд, Дальневосточному крайисполкому. Наконец, постановление СНК РСФСР от 10 июля того же года, создавшее должность уполномоченного по управлению островами Врангеля и Геральд13.

Исходя и опираясь на устоявшуюся практику, 10 ноября 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли совместное постановление, касавшееся положения только в западной части советского сектора Арктики. Управление островами Северного Ледовитого океана — Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Франца-Иосифа, Матвеева в административном и экономическом отношении возложили на Северный краевой исполнительный комитет… На территории островов следовало образовать островные советы и назначить поселковых уполномоченных14.

Нетрудно заметить, что указанные в постановлении территории не только находились в западной части советского сектора Арктики, но и имели население: ненцев-оленеводов и русских промышленников на Новой Земле, Колгуеве, Вайгаче, острове Матвеева, полярников — на Земле Франца-Иосифа. Правовое положение островов Врангеля и Геральд продолжало регулироваться старым постановлением от 10 июня 1926 года с единственной коррективой: местный уполномоченный был переименован в начальника островов. Вне сложившегося юридического поля оставалась лишь Северная Земля. Не только не имевшая хотя бы ученых-зимовщиков, но даже еще и не нанесенная полностью на карту, об истинных размерах и расположении которой никто не догадывался.

И все же постановление от 10 ноября пришлось довольно скоро подкорректировать. Причиной тому послужило служебное письмо, направленное 29 августа А.М. Коллонтай замнаркому по иностранным делам М.М. Литвинову. Александра Михайловна сообщала: «Из намеков в прессе и на основании настроения рыбопромышленных кругов можно предположить, что норвежцы пошли бы на признание нашего суверенитета над Землею Франца-Иосифа при условии сохранения за норвежцами права свободного лова в наших территориальных водах, окружающих Землю Франца-Иосифа. Норвежцы опасаются больше всего, что установление нашего суверенитета над Землею Франца-Иосифа отзовется неблагоприятно на зверобойном промысле и заставит «платить» за право концессии в тех водах, где они издавна свободно промышляли»15.

Явно стремясь избежать каких-либо осложнений в районе архипелага, советское руководство поспешило по рекомендации НКИД распространить систему управления, определенную для Врангеля, и на Землю Франца-Иосифа. 30 января 1930 года ВЦМК и СНК РСФСР постановили: «Возложить административное и хозяйственное управление островами Франца-Иосифа… на начальника острова»16. Права и обязанности его определила инструкция, утвержденная Северным крайисполкомом 18 марта. Причину перемен она обосновала «оторванностью Земли Франца-Иосифа, отсутствием регулярной связи с материком». Потому и вменяла начальнику «следить за посещением берегов иностранными судами, требовать у них разрешения на посещение берегов островов и не допускать производства товарообмена между промышленниками и иностранцами». Вместе с тем начальник должен был выполнять «постановления по охране общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан»17.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сталин: арктический щит"

Книги похожие на "Сталин: арктический щит" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Жуков

Юрий Жуков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит"

Отзывы читателей о книге "Сталин: арктический щит", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.