» » » » Юрий Жуков - Сталин: арктический щит


Авторские права

Юрий Жуков - Сталин: арктический щит

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вагриус, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Жуков - Сталин: арктический щит
Рейтинг:
Название:
Сталин: арктический щит
Автор:
Издательство:
Вагриус
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-9697-0472-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сталин: арктический щит"

Описание и краткое содержание "Сталин: арктический щит" читать бесплатно онлайн.



В книге Юрий Жуков подробно описывает, как осваивались северные территории России начиная с конца XIX века. Он приходит к сенсационному выводу: сталинская политика в этом стратегически важном регионе последовательно реализовывала все постулаты, изложенные в 1884 г. в докладе министра финансов С.Ю. Витте. Автор, как и в других своих книгах, показывает системность подхода сталинского режима, когда одновременно решались задачи защиты целостности российской территории, осуществлялось наращивание военной мощи, развивалась экономика северных регионов. Особое значение придавалось освоению главной транспортной артерии — Северного морского пути, а также развитию воздушного транспорта. И походы «Красина» и «Челюскина», рекордные перелеты Чкалова, зимовка папанинцев и многие другие — перестают быть отдельными яркими героическими эпизодами, а встраиваются в логичную цепь событий по завоеванию громадного пространства Арктики.






Основываясь на благоприятном ледовом прогнозе, 28 июля «Сибиряков» вышел из Архангельска. Благополучно миновал опасный пролив Вилькицкого и обычно сложные для плавания моря Лаптевых, Восточно-Сибирское. Трудности начались только к востоку от мыса Северного (ныне — мыс Шмидта), так как капитан судна В.И. Воронин не внял рекомендации, полученной с борта ледореза «Литке», находившегося в том же районе. Предпочел идти вдоль берега, пробиваясь сквозь тяжелые льды, а не севернее, по чистой воде. Результаты такой самонадеянности не замедлили сказаться.

10 сентября, всего в 600 милях от Берингова пролива, пришлось встать для смены погнутых лопастей винта. А 18 сентября, у Колючинской губы, «Сибиряков» потерял часть гребного вала вместе с винтом. Судно начало дрейфовать, но не на восток, а на запад, удаляясь от цели. Только своевременный подход вызванного по радио траулера «Уссуриец» спас лишенное самостоятельного хода судно. В тот же день вывел «Сибирякова» на буксире в Берингов пролив, а 15 октября доставил его в Петропавловск-Камчатский.

Хотя и не вполне идеально, но все же задача была решена. Весь Северный морской путь удалось преодолеть за одну навигацию. Во всяком случае, доказать такую возможность. Теперь следовало сделать все, чтобы добиться практического использования арктической трассы. И потому уже 10 декабря Политбюро закрепило несомненный успех решением: «Поручить комиссии в составе тт. Куйбышева (созыв), Шмидта О.Ю., Гамарника (с 1929 года — начальника Политуправления РККА. — Прим. авт.) и Каменева С. С. (юридически остававшегося председателем Арктической комиссии. — Прим. авт.) внести в Политбюро проект предложений, вытекающих из сообщения т. Шмидта об экспедиции «Сибирякова», предусмотрев для увенчания дела необходимость организации специального государственного органа, имеющего основной задачей проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива и держать его в сохранности.

Комиссии обсудить также вопрос об улучшении конструкции ледоколов, в частности о возможности снабжения ледоколов аэропланами»75.

Неделю спустя, 17 декабря, последовало постановление правительства страны, не очень отличавшееся по смыслу от решения Политбюро: «1. Образовать при Совете народных комиссаров Союза ССР Главное управление Северного морского пути. Поставить перед ГУСМП задачу проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. 2. Передать в ведение ГУСМП все существующие метеорологические станции и радиостанции, расположенные на берегу и островах Ледовитого океана»76.

Тем самым новому учреждению передавали часть функций Гидрографического управления Наркомвоенмора, лишь ограничив их территориально Арктикой. Именно такое понимание задач и роли ГУСМП лишний раз подтвердило, подчеркнув, еще одно постановление Совнаркома СССР — от 20 декабря того же года:

«1. Утвердить передачу в ведение Главного управления Северного морского пути следующих метеорологических станций и радиостанций. Поручить Главсевморпути развить и реконструировать сеть метеорологических станций и радиостанций таким образом, чтобы в 1933 году была закончена работа первой очереди, необходимой для открытия плавания по Северному морскому пути. В течение 1933 года должны быть учреждены новые гидрометеостанции на острове Белом и в устье Колымы, а также совершенно заново построена станция на мысе Северном, проведена реконструкция остальных станций. Всего на старых и новых станциях должны быть установлены 7 новых длинноволновых установок и б новых коротковолновых установок (не менее 250 ватт).

2. Передать в ведение ГУСМП Арктический институт с тем, чтобы исследование Северного морского пути было основным содержанием его научной работы.

3. Передать в ГУСМП ледоколы (в действительности ледокольные пароходы. — Прим. авт.) «Седов», «Сибиряков», «Таймыр» и подлежащий поднятию ледокол «Садко».

4. Предрешить передачу ГУСМП необходимых судов не ледокольного типа для обследования берегов, организации каботажного плавания, погрузочно-разгрузочных работ.

5. Поручить ГУСМП: а) образовать в необходимых местах угольные базы и произвести элементарное портовое оборудование, в первую очередь на о. Диксон, в б. Тикси (устье Лены) и в устье Колымы; б) образовать в необходимых местах самостоятельные базы для постоянного наблюдения за льдом и содействия проводки судов, причем в 1933 году организовать также базы, в составе двух самолетов каждая, на о. Диксон, м. Челюскин и м. Северном; в) в двухмесячный срок разработать тип ледоколов, необходимых для Северного морского пути; г) разработать план аэрофотосъемки в течение 1–2 лет побережья Ледовитого океана».

Для выполнения новым главным управлением столь конкретных задач, да еще и в весьма сжатые сроки, двум ведомствам незамедлительно пришлось расстаться с некоторыми своими структурными частями. Уже в январе 1933 года ГВФ передал имевшуюся у него особую группу самолетов — «авиаполярные экспедиции» — в ведение ГУСМП77. что позволило приступить к формированию собственной полярной авиации. Гидрографическое управление Наркомвоенмора помимо восьми (из шестнадцати действовавших тогда в Арктике) радиостанций, расположенных в зоне Карского моря — на м. Желания (Новая Земля), в проливах Маточкин Шар и Югорский Шар, на островах Вайгач и Диксон, в Маре-Сале, Новом порте (устье Оби) и Усть-Енисейском порте, передало ГУСМП еще и свое региональное подразделение — Управление по обеспечению безопасности морского плавания в Карском море и по устьям сибирских рек (УБЕКО-Сибирь)78.

Подытожило же создание ГУСМП юридическое упразднение 15 мая 1933 года давно не собиравшейся на свои заседания Арктической комиссии79.

Вместе с тем в постановление от 20 декабря, хотя и в самый его конец, поместили три пункта, установивших для ГУСМП и решение хозяйственных задач. Ему предписывалось в следующем году совместно с «Комсеверопуть» провести очередную так называемую Ленскую операцию — доставку грузов из Архангельска и Владивостока в Тикси. Организовать аналогичный по характеру рейс из Владивостока в устье Колымы. Наконец, вместе с Союзгеологоразведкой приступить к поиску месторождений олова, вольфрама, молибдена на Таймыре и Северной Земле, промышленных запасов угля — в районах, прилегающих к побережью Ледовитого океана80.

Полученное в навигацию 1932 года доказательство возможности сквозного плавания по Северному морскому пути кардинально изменило геополитическое положение Советского Союза. Страна, прежде континентальная, теперь стремительно выходила к океану. Пусть к Северному Ледовитому, но все же к открытому океану. И такая перемена оказалась как нельзя кстати. Стала прямым ответом на происходившие в мире события. События, представлявшие серьезную опасность.

Нет, собственно в Арктике пока можно было забыть об угрозе с чьей-либо стороны. Там установился мир и порядок. 7 апреля 1933 года Гаагский международный суд десятью голосами против двух признал полный суверенитет Дании над всей Гренландией, а «эффективную оккупацию» норвежцами двух участков ее восточного побережья незаконной. И Ю. Мувинкель, премьер-министр Норвегии, заявил, что его страна безоговорочно подчиняется такому решению.

Но все же и поход «Сибирякова», и создание Главсевморпути стали ответом на угрозы, исходившие сразу с двух направлений. С запада, из Германии, где 30 января 1933 года президент Гинденбург поручил сформировать правительство главе нацистской партии Гитлеру. С востока. Прежде всего — с востока.

Еще 18 сентября 1931 года Япония без объявления войны начала оккупацию северо-востока Китая, Маньчжурии. В марте следующего года создала там марионеточное государство Маньчжоу-го, сохранив там на якобы законных основаниях свое военное присутствие. Потому-то огромный по протяженности трехтысячекилометровый участок Транссибирской железной дороги, от Читы до Владивостока, проходящей всего в двадцати, максимум ста километрах от границы, перестал быть безопасным. Ведь в любую минуту его могли перерезать или захватить японцы, давно зарившиеся на советские Восточную Сибирь, Дальний Восток. И тогда лишь Северный морской путь мог помочь сохранить территориальную целостность СССР. Правда, уже в силу того, он сам потребовал защиты.

Как и обещал секретарь комиссии обороны Г.Д. Базилевич, о предложении Сталина, высказанном запиской от 20 февраля, не забыли. Учли его полностью в подготовленной к концу 1931 года «Программе строительства военно-морского флота», рассчитанной на вторую пятилетку. В ней наркомвоенмор не ограничился вопросами пополнения и усиления, что позволяла делать шедшая индустриализация, существовавших морских сил (флотов) Балтики и Черного моря, флотилий Каспийской, Днепровской и Амурской. Впервые ввел пока не уточненное понятие «Север». Поставил для него боевую задачу: «удержание Мурманска, недопущение противника в Белое море и действия подлодками на основных коммуникациях противника».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сталин: арктический щит"

Книги похожие на "Сталин: арктический щит" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Жуков

Юрий Жуков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит"

Отзывы читателей о книге "Сталин: арктический щит", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.