» » » » Олег Волобуев - Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень


Авторские права

Олег Волобуев - Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень

Здесь можно купить и скачать "Олег Волобуев - Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Дрофа, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Волобуев - Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень
Рейтинг:
Название:
Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-358-13682-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень"

Описание и краткое содержание "Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень" читать бесплатно онлайн.



Учебник открывает линию по всеобщей истории для старших классов (базовый уровень). На основе современных научных представлений в нём освещены наиболее важные события политической, экономической и духовной жизни общества с древнейших времён до конца XIX в. Методический аппарат учебника включает разнообразные вопросы и задания, иллюстрации, карты и документальные материалы, которые позволяют школьникам прочно усвоить основные факты и понятия исторического курса.






Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины содержали обслуживающих их нужды ремесленников. Община в Индии имела не только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных. В то же время Индия не знала жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется, например, термин «империя», то следует помнить, что это было объединение ряда государств и племён, правители которых находились в разной зависимости от центральной власти и друг от друга.

Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке – санскрите – носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригведе – первом известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000 религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».

Высшее место в пантеоне богов занимали Брахма – творец Вселенной, Вишну – сохранитель и Шива – разрушитель. Древняя религия брахманизм со временем видоизменялась – в результате её развития сложился индуизм, который в настоящее время широко распространён в Индии и считается одной из мировых религий.

Танцующий бог Шива. Индия

В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия – буддизм. Её основателем стал Будда (санскрит – просветлённый), наследный принц из рода Гаутама (другое имя – Шакьямуни – отшельник из племени шакья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния – нирваны (санскрит – угасание), абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхисатв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий.

В религиозно-философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «карма» (санскрит – деяние). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти (реинкарнация – перерождение). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм. Последний получил широкое распространение в странах Южной и Восточной Азии.

Древний Китай

Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной.

В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств – наступил так называемый период «Борющихся царств». К этому времени относится возникновение конфуцианства – этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфуций (ок. 551–479 гг. до н. э.) обратился к старинным традициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и долг. Гуманность в трактовке философа включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям.

Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения являлось подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейное соподчинение проецировалось на социально-политическую иерархию.

Всадник на верблюде. Китай

В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство, основателем которого стал император Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н. э.). При следующей династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) («хань» стало самоназванием китайцев) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии. Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников – шэныпи (кит. – учёные мужи), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности. С упрочением положения шэныпи в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм.

Культурное наследие Древнего Востока

Каждая древневосточная цивилизация внесла немалый вклад в развитие мировой культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря, зачатки научных знаний, архитектурные памятники, произведения художественной литературы, первые регулирующие общественную жизнь законы.

Благодаря письменности передача накопленных знаний от поколения к поколению стала устойчивой, сложилась система образования. Распространение письменности, её использование в делопроизводстве и при заключении торговых сделок привели к переходу от сложных форм (иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной). Первый фонетический алфавит, возникший на Ближнем Востоке, в Финикии, лёг в основу современных алфавитов – греческого, латинского, кириллического и др.

Первые литературные произведения также появились на Востоке. Это и героический шумерский эпос о Гильгамеше, и произведения разных жанров, созданные египтянами. Около 900-х гг. до н. э. в Палестине началось составление текстов Пятикнижия (Торы), рассказывающего об истории еврейского народа. На рубеже II–I вв. до н. э. были созданы «Исторические записки» Сыма Цяня, в которых описывалось прошлое Китая.

Немалыми были древневосточные достижения в медицине. Мумифицируя умерших, египтяне знакомились со строением человеческого тела, составляли описания болезней и фармакологические предписания. До наших дней сохранился папирус, являющийся учебником по анатомии и хирургии. Методика иглоукалывания, возникшая в Китае, с успехом применяется в медицине и в настоящее время.

Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам, вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система исчисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на 12 месяцев. В странах Древнего Востока с применением математических расчётов и технических навыков были созданы монументальные архитектурные сооружения, получило развитие изобразительное искусство – живопись, барельефы, скульптура.

Памятники древневосточных цивилизаций – пирамиды, храмы, статуи, живопись, украшения – поражают воображение: одни – своей грандиозностью, другие – яркой художественной изобразительностью.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Европейская цивилизация через Античность восприняла культурные достижения народов Месопотамии и Египта. Культурные достижения индийской и китайской цивилизаций стали известны европейскому миру много позже, уже в период Нового времени.

Вопросы и задания

1. Где и когда зародились самые древние цивилизации?

2. Что общего в цивилизациях Древнего Востока и каковы их главные отличия друг от друга?

3. Что такое деспотия? Каковы её основные черты?

4. Рассмотрите одно из религиозно-философских учений Древнего Востока. В чём его особенности?

5. Какой вклад внесли древневосточные цивилизации в мировую культуру?

§ 3. Античное Средиземноморье

Древняя Греция

В Древней Греции, расположенной на юге Балканского полуострова, островах и малоазийском побережье Эгейского моря, в отличие от Египта, Вавилона и Китая, не сложилось единого государства. Древних греков, называвших себя эллинами, объединяли язык, религия, культура, но не государственная власть. Истоки древнегреческой цивилизации уходят в крито-микенский (III–II тыс. до н. э.) и гомеровский (XI–IX вв. до н. э.) периоды. В гомеровский период, основным источником знаний о котором являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», в Греции существовал племенной строй. Племена возглавлялись военными вождями – басилеями (позднее бас идеями начали называть царей).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень"

Книги похожие на "Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Волобуев

Олег Волобуев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Волобуев - Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень"

Отзывы читателей о книге "Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.