Николай Рерих - Шамбала. Сердце Азии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шамбала. Сердце Азии"
Описание и краткое содержание "Шамбала. Сердце Азии" читать бесплатно онлайн.
Среди множества любителей и профессионалов дальних странствий лишь некоторые покинули свою родину и обосновались там, где живет их мечта. Гениальный французский художник Поль Гоген уехал на Таити, автор «Космической одиссеи 2001» Артур Кларк нашел свою землю обетованную на Цейлоне (Шри-Ланке). Николай Константинович Рерих (1874—1947) родился и вырос в столице Российской империи, а умер в «стране снежных гор» (Химачал-Прадеш) в Гималаях, на севере Индии.
Прославился бы Рерих, если бы был только художником? Несомненно, ведь среди 5000 его живописных и монументальных работ немало признанных шедевров мирового уровня. А если бы он был только писателем? Вероятно, ведь вихрь сведений, мыслей, чувств, ассоциаций и гениальных догадок книг Рериха увлекает читателя в свой водоворот и поднимает все выше и выше. А как общественный деятель? Еще бы, иначе как бы он смог пробить стену косности и подвигнуть мир к принятию коллективного решения о защите культурного достояния человечества?! А ведь этот человек состоялся и прославился не только как художник, писатель и общественный деятель, но и как философ, ученый и путешественник.
Перед вами книга, в которой рассказывается о грандиозном и захватывающем путешествии Н. К. Рериха и его спутников по Центральной Азии. Цейлон, Индия, Монголия, Восточный Туркестан, Сикким, Ладакх, Тибет – все было исхожено и изведано. Жара и холод, горные тропы и коварные перевалы, вооруженные столкновения и недоразумения с властями – и беседы, беседы, беседы с местными жителями об автомобилях и железных дорогах, о революции и буддизме, об идолах и тайнах восточных учений. И поиск Шамбалы – страны Духа.
Подробные дневниковые записи о перипетиях этого увлекательного и опасного путешествия гармонично дополняют размышления великого русского гуманиста о путях развития человечества, загадках древних цивилизаций и единстве пути Запада и Востока.
Обработка и систематизация обширных научных материалов, собранных экспедицией, потребовали создания и долгих лет труда целого института. Но одно несомненно – вся жизнь этого замечательного человека, все его свершения говорят об одном – он нашел свою Шамбалу.
Электронная публикация включает все тексты бумажной книги и основной иллюстративный материал. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу. Издание щедро иллюстрировано цветными и черно-белыми изображениями еще и сегодня труднодоступных экзотических мест, которые посетила экспедиция. Подарочное издание рассчитано на всех, кто интересуется историей географических открытий и любит достоверные рассказы о реальных приключениях. Это издание, как и все книги серии «Великие путешествия», напечатано на прекрасной офсетной бумаге и элегантно оформлено. Издания серии будут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, станут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.
292
Амос – библейский пророк, проповедовавший в Израильском царстве около 850 г. до н. э. Призывал евреев к вере в единого Бога и отказу от идолопоклонничества.
293
Садур – в алтайской песне о Белом Бурхане так называется священная книга жизнеописания Будды.
294
Тангмарг – селение северо-восточнее Сринагара, на пути в долину р. Синдху.
295
Африди (правильно – афридии) – группа пуштунских племен, обитавшая на северо-западе Индии (ныне в Пакистане).
296
Балтал – невысокий перевал и селение на пути из долины р. Синдху на один из отрогов горного массива Зоджи.
297
Драс – населенный пункт на р. Шунго, на пути из долины Синдху в долину р. Инд, за перевалом через массив Зоджи.
298
Дарды – народности индоиранской языковой группы, живущие на севере Индии, Пакистана и северо-востоке Афганистана.
299
Хошун – монгольская территориально-административная единица в прошлом; также – отряд воинов из определенного хошуна.
300
Цайдама – обширная полупустынная котловина в провинции Цинхай, между главным хребтом Куньлуня на юге и горами Наньшань и Алтынтаг на севере.
301
«Балтистанцы, ладакхцы, астарцы, яркендцы…» – этнонимы разноплеменного населения областей Балтистана, Ладакха в бассейнах рек Шайок, Шигар, Астар и Яркенд.
302
Шикари – индийский охотник, проводник.
303
Маульбек – ламаистский монастырь и населенный пункт на пути из Драса к реке Инд.
304
«Фантастикой песчаных изваяний» – песчаники предпоследнего, третичного геологического периода, очень подвержены выветриванию, что позволяет природе создавать причудливые, иногда даже антропоморфные фигуры, поражающие воображение.
305
Фа Сянь – китайский паломник-буддист, совершивший в 399–411 гг. путешествие через Центральную Азию в Индию и на Цейлон. Оставил важные для истории и этнографии записки, в которых описывается все, что связано с буддизмом, а также культура в целом и политическая обстановка в странах, им посещенных.
306
Гэсэр-хан – главный герой героического эпоса, широко распространенного в Центральной Азии, «Гэсэриада». Считается, что прообразом Гэсэра могли послужить тибетский князь Госыло, Чингисхан и даже Александр Македонский. Этот герой неоднозначен: он прибегает к хитрости и колдовству, его поединки – это, как правило, охота за душой противника, а затем ее уничтожение. С другой стороны, Гэсэр – ниспосланный небом культурный герой, очищающий землю от чудовищ.
307
Ламаюру (Юнг-друн) – один из самых древних буддистских монастырей Ладакха, основанный в XI в. Долгое время здесь жили последователи религии бон. Сейчас это обитель школы ньингмапа («красные шапки»).
308
Саспул (Саспулгампо) – населенный пункт в долине верхнего Инда, на пути от Кхалацзе, где находится переправа через Инд в Лех.
309
Манджушри («очаровательное счастье»), бодхисатва, восходящее, по-видимому, к божеству китайского происхождения. По легендам XVIII–XIX вв., проповедовал в Непале, где основал монастырь Манджупаттана. Считается божеством Знания.
310
Авалокитешвара («Иглвара, взирающий с высоты») – один из восьми главных бодхисатв ламаизма, перерождением которого считаются все далай-ламы.
311
Лхамо – в ламаизме страшная «хранительница закона» и «защитница веры». Лхамо изображается увешанной черепами и костями, скачущей через море крови на муле, покрытом кожей ее собственного сына, убитого ею за измену буддизму, что символизирует ее беспощадность к отступникам от веры. Покровительница Лхасы.
312
Махакала («великое время») – один из эпитетов бога Шивы; в ламаизме – один из грозных «защитников» веры (докшитов).
313
Дюрандаль (Дурандарт) – меч доблестного рыцаря VIII–IX вв. Роланда, героя французской эпической поэмы «Песнь о Роланде».
314
Бругума – возлюбленная и жена Гэсэр-хана.
315
Брунгильда – одна из валькирий, осужденная за провинность к изгнанию на землю; Зигфрид дал клятву жениться на ней, но уступил ее другому, за что Брунгильда уговорила своего мужа и его родственников убить Зигфрида.
316
Локи – в древнескандинавской и германской мифологии бог огня, олицетворение разрушительной силы, лжи и коварства.
317
Саньясин – бродячий аскет в Индии. Оранжевый цвет типичен для одежд монахов.
318
«Звучит «Ковка меча», и «Клич валькирий», и «Заклятие огня», и «Рычание Фафнира» – музыкальные картины Р. Вагнера из цикла «Кольцо Нибелунгов». Фафнир – дракон из «Песни о Нибелунгах»; в скандинаской и германской мифологии – дракон, охранявший сокровища карликов-нибелунгов, убитый Зигфридом.
319
«Необыкновенный огонь в местечке Ниму» – скорее всего, это было естественное явление, обусловленное значительной сухостью высокогорного воздуха, что приводит к перенасыщению его электричеством. Скопившись на поверхности предметов из непроводящих материалов, заряды «стекают» в виде холодного синего свечения (например, «огни святого Эльма»). В данном случае электростатическое электричество могло скопиться на шерстяном одеяле, а прикосновение к нему вызвало «стекание» заряда.
320
Франке – вероятно, Рерих говорит об О. Франке, немецком синологе конца XIX – начала XX в.
321
Баюль – то же, что Шамбала.
322
Брэгдон, Клод – американский художник и писатель, автор предисловия к американскому изданию книги Н. К. Рериха «Altai – Himalaya».
323
Ассур, или ашшур, – главное божество древних ассирийцев, бог войны, бог-воитель. Верховным жрецом Ассура был царь Ассирии.
324
Тенгирас Очиртай («Сошедший с неба с молнией») – у ордосских монголов одно из названий Майтрейи.
325
« «Охраненных» мест в пределах Хангая и Гоби» – Н. К. Рерих говорит о легендах, связанных с Шамбалой и чжоченами. Хангай – нагорье в центральной части МНР; Гоби – обширная центральноазиатская пустыня между Алтае-Саянской горной системой и Большим Хинганом, Наньшанем и Хуанхэ.
326
«Венок Гэсэра» – цикл эпических песен о Гэсэр-хане, часть из которых перечисляется у Рериха.
327
Уч-Сюре – толкование Н. К. Рериха основывается на значении тюркского слова «уч» – «три», тогда Уч-Сюре – «три жилища богов», или «жилище трех богов».
328
Уч-Орион – это название связано с тремя звездами в «поясе» Ориона.
329
«Особенно труден Кардонг и Сасир» – речь идет о перевалах через горные хребты Кардонг и Сасир, лежащие между котловиной Леха и горной системой Каракорум, высотой до 6000 м и более.
330
Хеми – ламаистский монастырь в окрестностях города Лех.
331
«О манускриптах об Иисусе…» – Н. К. Рерих повторяет рассказы о так называемой сокровенной литературе, восходящие не далее как к XVI–XVII вв., о путешествии молодого Иисуса Христа вместе с караваном купцов в Индию и Тибет и о его проповедях в этих краях.
332
Гелонг – по-тибетски означает монах.
333
Хутухта («святой») – титул, который маньчжурские императоры Китая жаловали высшим чинам монгольской ламаистской церкви во время своего правления, закончившегоса после революции 1911 г. Ургинский (уланбаторский) хутухта был духовным главой Монголии.
334
«Мехески – лунный народ» – картина Н. К. Рериха (1915 г.).
335
« «Снегурочка» в чикагской постановке» – декорации и костюмы для постановки этой оперы Н. А. Римского-Корсакова в Чикаго делались по эскизам Н. К. Рериха (1921 г.).
336
Красный всадник – Ригден-Джапо, или Эрэгдын-Догбо-хан – 25-й, будущий царь Шамбалы в ламаистской мифологии, который возглавит буддистов в «северной войне Шамбалы» (естественно, бескровной) с неверными и отступниками. Пророчество об этой войне в ламаизме связывается с приходом Майтрейи. Н. К. Рерих написал и подарил правительству МНР картину «Красный всадник» (1926 г.).
337
Зоравар – вождь племени догра, вторгавшийся со своим войском в Западный Тибет из Кашмира.
338
Краледворская рукопись – одна из самых знаменитых подделок в области славянской литературы и фольклора, изготовленная чешскими просветителями Вацлавом Ганкой и Йозефом Линдой. «Найдена» в 1817 г. в Кралевом Дворе – 12 листов с четырнадцатью песнями, написанными чернилами, изготовленными по старинному рецепту, на больших обрезках древнего пергамента. Подделка была разоблачена только в середине XX в.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шамбала. Сердце Азии"
Книги похожие на "Шамбала. Сердце Азии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Рерих - Шамбала. Сердце Азии"
Отзывы читателей о книге "Шамбала. Сердце Азии", комментарии и мнения людей о произведении.