» » » » Андрей Кашкаров - Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)


Авторские права

Андрей Кашкаров - Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)

Здесь можно купить и скачать "Андрей Кашкаров - Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Кашкаров - Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)
Рейтинг:
Название:
Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-222-22761-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)"

Описание и краткое содержание "Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)" читать бесплатно онлайн.



Эта книга о казачьих обрядах, традициях, культуре, о вековых устоях, которые чтили наши предки, и к которым сегодня современники проявляют «неизбывный» интерес. На протяжении веков казаки являлись опорой православия, защищали интересы России как внутри страны, так и за рубежом. Знаменитый казак Матвей Иванович Платов получил графское достоинство именно за боевые подвиги во славу отечества. Расхожее выражение – «казаки дважды не присягают», не смотря на «казачью вольницу» актуально сегодня как никогда.

История казачества богата бесценными традициями. После вступления в силу Закона «О казачестве», регламентирующего правила приема и службы, огромный пласт населения вступает в казачьи общества, организующиеся по всей стране, совершенствует свое тело и дух в соответствии с казачьим СПАСом и здравами.

В структурированной книге описаны особенности казачьего оружия, приемы обращения с ним конного и пешего казака, рассмотрены обязательные атрибуты казачьей одежды.

Автор сделал невозможное возможным, собрал по крупицам, систематизировал и представил читателю казачьи традиции и обряды, осветил актуальные вопросы вступления в казачьи общества, обучения, совершенствования и продвижение по службе, которыми интересуется молодежь. Чтобы изменить ситуацию с недостатком востребованной информации подъесаул хуторского казачьего общества «Хутор Преображенский» составил эту книгу, где кроме многих практически полезных сведений приведены рецепты традиционных казачьих блюд.

Для потомственных казаков, всех интересующихся русской истории, казачьим движением, и широкого круга читателей.






Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи, обладал единоличной властью. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению с крестьянкой. Молодежь в казачьей семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян. Но большей была и ответственность.

В быту казаков характерны традиции совместного проведения досуга: трапезы после окончания промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования проводились по инициативе войсковой казачьей старшины (руководства хутора, станицы). Для редактора – именно казьей старшины (мн. число).

Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене. Также как и сегодня наиболее значительными православными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого – покровителя войска.

А у уральских казаков в IXX веке в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов: без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой («оаламык») полагалось достать монету. Начальство поощряло увлечение казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни.

1.2.3. Казачье воспитание

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крестный отец и крестная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крестного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т. п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И крестный отец и крестная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребенка – жить недалеко от крестника (крестницы).

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Новорожденного ребенка особо не торопились распеленовывать. В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» – именно в такой последовательности ускорялся. Сие обосновывается тем, что именно так поступает и взрослый казак-воин в критической ситуации. Поэтому нет паники и ненужных движений (сначала оценил, а потом сделал). Некоторые называют такой стиль поведения степенным. Но как бы его ни называли он доказал свою состоятельность практически.

После крестин казачку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнет с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть что совершенствовать. Вокруг подрастающего казачка всегда были вещи, являющиеся непременными атрибутами жизни казачьего общества.

Вообще, так было принято почти повсеместно: сначала казаченка ставили в трудные (незнакомые ему) условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и потом его навыки прививали, корректировали и вырабатывать необходимые опытные практики. Это оправдывало себя и становилось традицией – нарабатывалась скорость мышления, адекватная реакция на внезапно изменившуюся обстановку.

«Определений» было очень много. Были общепринятые, и были родовые (в каждом роду свои).

По прошествии года от роду, мальчика назначали к первому причастию. В этом возрасте его первые одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место (хутора или станицы). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом» – где как. Именно там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Конечно же, самые первые шаги в обучении и воспитании делались в семье, строились на родовых и товарищеских принципах существования.

Весь процесс развития казака строился по спирали. Как спираль, каждый виток в которой – замкнутый цикл, и занимал он строго определенный возрастной период. Следующий круг образования начинался с повторения пройденного, по сути, того же, но на новом качественном, более усложненном уровне. Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие. Прерогатива главной из перечисленных категорий менялась в зависимости от возраста казачка: к примеру, от 7…8 лет до 12 – основное – физическое развитие.

Внимание, важно!

В пересчете на возраст нынешних молодых людей следует учесть, что два века назад казак начинал боевые походы с 16 лет.

Примерно до 7…8 лет от роду казачек жил на женской половине куреня, тем не менее, такое воспитание никак нельзя назвать однобоким, или женственным; воспитание шло и от женской части семьи и от мужской.

Основным принципом (как и сейчас) служила наглядность и повтор примеров, подаваемых взрослыми.

Казачий быт обстоял примерно так. В курене на стене в ножнах висела отцовская (или дедовская) шашка (традиционно передаваемая по наследству). Нагайки вешали у двери.

Давались и дидактика: лампас – это символ казака, шашка это казачье оружие – символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ, кресты и медали – заслуженное и признаваемое в сообществе отличие за участие и подвиги в военных компаниях.

Обязательным элементом служила сказкотерапия по различным темам, но обязательно с подъемом боевого духа, к примеру, о том, как казаки побеждают «ведьм и чудищ несусветных», и как с честью выходят из сложной ситуации. Песни о славе казачьей удали, смекалке и славе, об отличавшихся в походах, битвах. Поговорки из уст старших – обычное дело в распорядке дня. Эти элементы каждодневной жизни, безусловно, формировали причастность к своим.

Мужчины постоянно следили за формированием казачка: если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»

У донских казаков вообще заметна тяга к семейно-родовому, станичному укладу жизни (в сравнении с казаками Запорожской Сечи, где главным достоянием служила вольница).

Если кто-то вел себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.

Примерно с 8 лет казачка переселяли в мужскую половину куреня, опять проводился обряд в урочище. С этого же времени казачок учился владеть нагайкой, о ней мы поговорим в главе 2.

С этого же времени казачка приглашали на «беседы».

Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. С этого возраста казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу); так казачонок развивался дальше.

С 12 лет казачонка начинали водить на Круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. В этот период взросления его основная задача – смотреть и запоминать.

В 16 лет казачка ждало испытание – охота на хищника (волка, кабана, медведя). После успешной охоты получался «матерый казачина». Однако. В данном контексте важно понимать уточнение: «матерый» называли казака только в третьем поколении (если первое и второе поколения выжили в испытаниях и сражениях).

Чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Обоснование было нерушимым – родители завещали!

Примеры действия кровного и крестного отца в воспитании

Примерно с 8 лет главная роль принадлежала крестному отцу. Крестный и кровный отцы в части воспитания дополняли друг друга. И этот стиль воспитания для казачка имел под собой основания: родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына, крестный же мог быть излишне суров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)"

Книги похожие на "Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Кашкаров

Андрей Кашкаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Кашкаров - Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)"

Отзывы читателей о книге "Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.