» » » » В. Обнорский - Энциклопедия классической греко-римской мифологии


Авторские права

В. Обнорский - Энциклопедия классической греко-римской мифологии

Здесь можно купить и скачать "В. Обнорский - Энциклопедия классической греко-римской мифологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, издательство Литагент «Остеон»74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Обнорский - Энциклопедия классической греко-римской мифологии
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия классической греко-римской мифологии
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-85689-024-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия классической греко-римской мифологии"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия классической греко-римской мифологии" читать бесплатно онлайн.



Вниманию читателя предлагается грандиозный труд, вместивший в себя свыше 2200 статей написанных коллективом авторов для словаря Брокгауза и Ефрона. Словарь писали разные авторы, но неизменным оставалось одно: исчерпывающая полнота сведений, подлинность, верность первоисточникам, громадный переработанный справочный аппарат. Все это позволит современному читателю располагать наиболее полным и подробным материалом по классический греко-римской мифологии. Объемы труда впечатляющи: свыше 60 авт. листов текста (более 2,4 млн печатных знаков), 2200 статей, удобный поисковый аппарат – всё это делает энциклопедию удобнейшим и незаменимым средством для любителя классической мифологии.






Стоики отождествляли божество с роковой связью причин и следствий; в силу мировой симпатии, соединяющей все предметы в природе, нет ни одного факта, который бы не был непременно связан со всей совокупностью фактов, прошедших, настоящих и будущих. Связь между полетом птицы и возвещаемым фактом незаметна, но она существует; назначение мантики и заключается в открытии тонких связующих нитей, неуловимых для обыкновенной логики. Эпикур относился к мантике так же отрицательно, как Ксенофан. Карнеад выяснил несоответствие мантики и с фатализмом, и с разумным предвидением божества, и со свободой человеческой воли. Из Греции скептицизм перешел в Рим (Цицерон, в сочинении «De divinatione»). Но тогда уже наступала реакция против рационализма. Рим наполнился малоазиатскими, халдейскими и египетскими предсказателями, чудотворцами и гадателями. «Эфемериды» и «Петозирис» (гадальная книга, названная по имени египетского мудреца, весьма известного и в позднейших византийских оракулах) стали популярными книгами. Естествоиспытатель Плиний, сам веривший в сновидения, жалуется на множество предсказаний, стесняющих жизнь на каждом шагу. Первые императоры восставали против сильно укоренившегося суеверия и запрещали гадальные книги (libri fatidici); но это нисколько не останавливало их распространения. Мантика находила себе усердных защитников в Нигидии, Фигуле, Плутархе, Максиме Тирском и друг. Со времени Порфирия вера в мантику достигает крайнего предела. Ямблих считает мантику и теургию надежнейшими руководителями в жизни.

В таком положении застали вопрос христианские апологеты, нашедшие в Св. Писании засвидетельствование мантики, как факта, но вместе с тем и запрещение ее («Второзакониe» XVIII, 10, 11; Иеремия XXIII, 32; XXVII, 9 – 10). Лозунгом всех христианских полемистов было объявление оракулов делом злых гениев. Допускалось, однако, что иногда оракулами возвещаемы были христианские истины; с особою любовью цитировались для этой цели Сивиллины книги. Блаж. Августин, в сочинении «De divinatione daemonum», доказывал дьявольское происхождение мантики. Понятно, что при таком взгляде на гадания Церковь старалась искоренить их. Из памятников древнерусской письменности этого вопроса касаются послание новгородского apxиепископа Геннадия и Стоглав. Тем не менее, у всех христианских народов, у одних больше, у других меньше, до сих пор сохранилось Г., как остаток языческих верований. Уменьшилось только число таких явлений, которые определяются гаданиями. В настоящее время русский народ гадает об урожае, погоде и замужестве, изредка о смерти. Большинство гаданий приурочено к празднику Рождества Христова или, точнее, Нового года, некоторые – к празднику Благовещения или ко дню Андрея Первозванного.

Древние философы различали мантику, основанную на толковании внешних знамений, и мантику, пользующуюся внутренним просветлением. Первый род гаданий они называли искусственным, второй – естественным, или самопроизвольным. Первый преобладал у римлян, второй – у греков. При том и другом способе гадания не ограничивались выжиданием явлений, в которых обнаружилась бы воля божества; большею частью старались искусственно вызвать подобные явления. В этом пункте мантика соприкасается с магией: значительная часть приемов гадания состоит в толковании явлений, предварительно произведенных мaгиeй.

I. Способы гадания по внешним знамениям чрезвычайно разнообразны

1) Метеорологическое гадание, т. е.гадание по небесным знамениям, – было сильно распространено у греков гомеровских времен. Гром, молния и ветер, радуга, комета, огненный метеор, огни, являющееся на мачтах кораблей, – все это были знамения Зевса, объявлявшие волю божества. У римлян метеорологические гадания лежали на обязанности авгуров (см.). В Греции они усилились в византийском периоде, когда изобретены были гадания по облакам и дождю. В Византии же появились особые руководства для метеорологических гаданий (βροντολόγια), которые перешли в Россию в виде «Громника», собранного царем Ираклием, «Молнияника и колядника пророка Ездры» и других отреченных книг, изданных Тихонравовым («Памятники отреченной литературы», СПб., 1863) и Костомаровым (в «Памятниках старинной русской литературы», изданных графом Кушелевым-Безбородко, вып. III, СПб., 1862); все они – редакции южно-славянской, но недавно найден «Громник» южно-русской редакции (Мирон, в «Киевской Старине», 1892, № 3). Первые наставления о том, что делать и чего не делать в известные дни, находим уже в Святославовом сборнике 1075 г., где, напр., под 30-м апреля указано: «Репы не яждь». В настоящее время в России метеорологические гадания существуют только в виде многочисленных примет, по которым гром или дождь в тот или другой день (напр., в Благовещенье) или при известных случаях (напр., в день венчания) предсказывает урожай, богатство, слезы.

2) Из гаданий по неодушевленным предметам наиболее распространены гадания по огню (эмпироманти, я или пиромантия) и, в частности, гадания по кости лопатки (омоплатоскопия, или скапулимантия), которая кладется в огонь. По изменениям, вызванным действием огня на кость, гадают о будущем. Гадание это известно древним грекам, татарским племенам, индейцам Америки и поныне встречается в Англии. В Великороссии встречается гадание по сырым лучинкам: ясно горит – долго жить, с искрами – будут болезни, потухнет – умрет гадающий. При гаданиях по воде, вода часто отодвигается на второй план сравнительно с теми предметами, которые кладутся в воду – углями, кольцом, венком. Г. посредством бросания в сосуд с водой разных предметов встречаются у африканских народов; они были известны и древним грекам, причем в Греции, как и ныне в России, соблюдались наговоры и обряды, сообщавшие воде силу прорицания. Греки и германцы гадали еще по журчанью ручьев, по гулу речных стремнин и водопадов. В Poccии девушки смотрят на святках в воду (иногда в прорубь), с надеждой увидеть в ней своих суженых. Прислушиваются к шуму воды на водяной мельнице и по нему заключают о будущем лете; по колебанию вод 10 августа судят о предстоящих осени и зиме. К гаданиям на воде подходят гадания по другим жидкостям – растопленному олову, воску, даже золоту, по выпущенному белку яиц; гадают по тому, какую форму принимает жидкость в холодной воде. Гадания на решете обычно в России, преимущественно для определения вора. Держат на одном пальце решето (в древней Греции его вешали на нитях) и произносят имена подозреваемых лиц. Решето понемногу поворачивается; на чьем имени оно остановится, тот и есть отыскиваемое лицо. Гадание это (коскиномантия) было обычной ордалией в средние века; оно поныне еще встречается в Англии, Германии, Аравии и у некоторых азиатских племен. Осложнением этого метода является гадание с помощью волшебных палочек и прутиков. В сущности, здесь кроется принцип гадания посредством жребия (клеромантия), разница только в том, что орудия клеромантии не одарены, подобно волшебным палочкам и другим предметам (напр., картам), магическими свойствами, зависящими от их формы и вещества. Принцип жребия лежит в основе гадания по слову, случайно сказанному, или произнесенному имени – гадания весьма распространенного в древней Греции, а в настоящее время в России, также во Франции. У нас девушки спрашивают встречных об имени, которое и есть имя суженого. Сюда же относится гадание по писанному слову, напр., по отдельным фразам, случайно найденным во вдохновенных книгах, каковыми для древних греков являлись поэтические произведения Гомера и Гезиода (рапсодомантия, библиомантия, см. соотв. статью). Один из видов рапсодомантии состоял в сочетании написанных предсказаний с игрой в кости. Подобный способ гадания практиковался в городе Атталии в Памфилии.

Уже в древней Греции зародились гадальные книги, которые были распространены в средние века и в старой Руси. На Руси гадали, например по «Гадальной книге пророка и царя Давида»: это ряд коротеньких статеек с содержанием, заимствованным из евангельских или апокрифических рассказов, с иносказательным толкованием в интересах гадающего. В начале каждой статьи выставляются цифры, колеблясь в своих сочетаниях между 1, 1, 1 и 6, 6, 6. Очевидно – это указание на способ гадания тремя костями. Наши предки гадали еще по рафлям, которые были строго запрещены и ставились наряду с волхованием. Рафля – значит решетка, а также и рошпер (куря рафленое, т. е. жареное на poшпере; рафлить – линовать); отсюда и гадальные листы назывались рафлями, так как они были разделены, или разграфлены, на отделения, в которых, за номерами, показаны разные случаи и действия. На такой гадальный лист бросалось пшеничное или ячменное зерно; на каком изображении или притче оно остановится, то с гадающим в жизни сбудется. Образцы таких рафлей дошли до нашего времени в виде народных картинок, известных под названием Кола (колеса фортуны) и Случаев описания. В нынешнее столетии все эти листы заменены гадальной книжкой царя Соломона или Соломоновою головою. Ср. гр. Бобринский, «Jeu d'amour. Французская гадальная книжка ХV века» (СПб., 1886); Ровинский, «Русские народные картинки» (СПб, 1881); Губерти, «Гадальные карточки» («Российская Библиография», 1881 г., № 15); Веселовский, «Гадальные книги на Западе и у нас» («Вестн. Европы», 1886 г., № 4; автор указывает на то, что в гадальных книжках отражается настроение общества).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия классической греко-римской мифологии"

Книги похожие на "Энциклопедия классической греко-римской мифологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Обнорский

В. Обнорский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Обнорский - Энциклопедия классической греко-римской мифологии"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия классической греко-римской мифологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.