Юрий Котенко - Индейцы Великих равнин

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Индейцы Великих равнин"
Описание и краткое содержание "Индейцы Великих равнин" читать бесплатно онлайн.
Кто в детстве не зачитывался книжками «про индейцев»! Не смотрел по нескольку раз фильмы про Виннету и Чингачгука! Какой мальчишка не стрелял из самодельного лука, представляя себя непобедимым!.. И все же как мало известно нам о древней и своеобразной культуре коренных американцев, их военном искусстве. Кем в действительности был индейский воин? Что означали его раскраска и прическа с перьями, каким оружием он пользовался, как действовал в бою? Вообще — какое место занимали индейцы на американском Диком Западе? Попытаемся ответить на эти и многие другие вопросы. Правда, речь у нас пойдет лишь об индейцах, живших на Великих равнинах в XIX веке. Это десятки разноязыких племен с различной культурой. Не у всех одинаково складывались отношения с белыми американцами; некоторые индейцы считали варварскими обычаи своих соседей — индейцев с, казалось бы, схожими традициями. Совершенно необъятная тема — индейские военные общества, межплеменные войны. Отдельного разговора заслуживают битвы с регулярной армией. Поговорим мы и о верованиях индейцев, и об их одежде… Обо всем этом вы узнаете из этой книги, а благодаря иллюстрациям, которые включают схемы и выкройки, сможете во многом детально разобраться и даже изготовить «индейские вещи». Добро пожаловать в мир Дикого Запада и его исконных хозяев — краснокожих американцев!
Иногда воины, молясь о победе, совершали во время похода жертвоприношения духам. оставляя в священных местах украшения, одежду, предметы быта и прочее. А возвращаясь из похода с добычей, часть её могли развесить на деревьях в благодарность Солнцу за помощь в войне. Порой это были весьма ценные вещи.
Если набег завершался успешно, отряд останавливался неподалеку от своего лагеря и готовился к торжественному прибытию. Воины красили лица черным, что означало победу над врагами, рисовали на теле и одежде знаки, показывающие, какие подвиги они совершили, надевали боевой наряд и украшали лошадей. Прибывших встречали песнями и восхваляли их воинскую доблесть. Родственники перечисляли подвиги победителей, принимали скальпы врагов и захваченную добычу, среди которой почти всегда были лошади — их пригоняли и в случае захватнического набега, и в случае похода мести. Победители часто дарили этих лошадей родственникам и друзьям. Вечером устраивался пир. Участники похода принимали гостей в своих палатках и рассказывали о своих подвигах. Семьи убитых воинов находились в трауре и не участвовали в праздновании, жены и матери погибших обрезали косы, царапали до крови тело, могли отрубить себе фаланги пальцев рук. Так они выражали скорбь и показывали, что чувствуют боль и страдают.
На следующий день племя проводило Танец Скальпов. В нем участвовали и женщины. Они несли оружие и военные регалии, принадлежавшие убитым врагам, а также шесты с привязанным вверху каждого куском скальпа. Танцы длились до захода солнца, а те, кто соблюдал траур, красили себя черной краской и продолжали танцы до утра.
Другой танец, который устраивали все степные индейцы — Танец Травы. У некоторых племен он назывался иначе, но это всегда был танец воинов. Участники надевали свои боевые наряды, а также особое украшение — Вороний Пояс, или бастл. Первоначально это было чучело вороны, укрепленное сзади на поясном ремне. Военачальники выкрашивали чучело красным. Позднее бастлы стали делать просто из вороньих либо орлиных перьев. Тело или одежду танцующие разрисовывали знаками, свидетельствовавшими об их заслугах и положении в военном обществе. Танец Травы мог проводиться в любое время.
Воины Сиу а костюмах для танца Травы
Весьма необычное приветствие иногда устраивали военные отряды при дружеской встрече с союзниками. Воины в лучших нарядах, при полном вооружении выстраивались в боевой порядок и на полном скаку налетали на лагерь, имитируя атаку. Они издавали боевой клич, стреляли из ружей, кружили вокруг «неприятеля», а затем, резко остановив коней, спешивались и сердечно приветствовали друзей. Порой такого приветствия удостаивались представители американских войск и правительства, что повергало их в настоящий шок.
При внезапном нападении врагов индеец мог воспользоваться любой лошадью, которая ему попадется, не спрашивая хозяина. Если лошадь в бою убивали, всадник не платил за неё, но в случае захвата трофеев и добычи он обязан был всё отдать хозяину лошади.
Обычай пытать пленников был характерен в основном для индейцев Восточных лесов. Впрочем, в ранний период и степные индейцы иногда истязали попавших в плен. Известны случаи, когда в XVII веке индейцы Сиу привязывали врагов к столбу и пускали в них стрелы. Или отрезали куски плоти у жертв и заставляли съесть. Но это скорее исключение, чем правило.
Если пленных оставляли в живых, то в большинстве случаев их принимали в племя, и со временем они становились частью народа, к которому попали не по своей воле. Так, более чем в половине Чейеннов текла кровь представителей других племен — Арикара, Кроу, Шошонов, Черноногих, Сиу, Гро-Вантров, Юта, Пауни и других. Схожей была ситуация и у остальных индейцев. Иногда принимали в племя и белых пленников, но чаще за них брали выкуп или обменивали на плененных своих. Бывало, белые отказывались от возвращения и навсегда оставались у индейцев. Скажем, среди Команчей жила Синтия Энн Паркер, ставшая матерью самого знаменитого вождя Команчей и индейского национального героя Куаны Паркера.
Воспитание воина
Плохо дожить до старости.
Лучше умереть молодым,
Храбро сражаясь в бою…
из песни общества Бешеных Собак (Черноногие)С детских лет индейцу внушалось, что нет большей славы, чем слава воина, и нет почетней смерти, чем смерть с оружием в руках на поле сражения. Лучше умереть в бою, чем старым и немощным в постели. Неудивительно, что наиболее воинственную и агрессивную часть и индейской «армии» составляли молодые неженатые люди 15–25 лет.
Для поддержания боевого духа юношей пожилые воины рассказывали долгими зимними вечерами истории о знаменитых победах своего народа, вспоминали собственные подвиги и деяния легендарных предков.
Считалось хорошим тоном перечислять свои подвиги, хвалиться заслугами и всячески поносить врага. Впрочем, истинно великого воина отличает скромность, — дела его говорят сами за себя.
Часто на различные церемонии приглашали какого-нибудь знаменитого старика, чтобы он публично перечислил свои ку. Например, у Ассинибойнов во время обряда наречения такой индеец становился как бы крестным отцом ребенка и давал ему имя, связанное с одним из своих подвигов.
Не имея никаких боевых заслуг, молодой человек практически не имел шансов жениться. Отец или брат девушки, от которых зависело её замужество, предпочитал обсуждать сватовство с прославившимися в боях и обогатившимися в набегах женихами, а не с хорошим и красивым, но бедным и незнаменитым кандидатом.
Естественно, юноши хотели как можно раньше встать на тропу войны, так как это было наиболее верным способом занять положение в обществе и разбогатеть.
Физические качества воина также вырабатывались с детства. У всех мальчиков было оружие, и они соревновались в стрельбе из лука, метании копья, томагавка, а также в беге, скачках, борьбе. Мужчины проводили такие соревнования между военными обществами.
Особое место занимали спортивные игры. Наиболее известная из них стала прародительницей современного хоккея. Игроки двух противоборствующих команд старались изогнутыми палками загнать мяч в ворота соперника. Другая распространенная игра — запуск небольшого заостренного древка по ледяному желобу. Точность и ловкость развивало метание стрелы или небольшой палочки со множеством ответвлений в катящийся или летящий маленький деревянный обруч — они должны были пролететь сквозь него.
Иногда мальчики устраивали потешные войны, разбившись на два «враждебных племени».
Спортивные игры1. Варианты клюшек для игры, напоминающей хоккей
2. Игра для развития ловкости:
а) обруч
б) дротик
в) момент игры
3. Игра в обруч
а, б, в — варианты обручей
г — стрела
Танцы тоже имели большое значение в подготовке воина. Они поднимали боевой дух, вырабатывали координацию движений, слаженность общих действий, выносливость. Выносливость приобретали и проводя многие часы в «палатке потения». Это небольшое куполообразное сооружение из согнутых ивовых прутьев целиком покрывалось шкурами, чтобы внутрь не поступал свежий воздух. Несколько обнаженных человек усаживались вокруг небольшой ямы в центре палатки. В яму опускались раскаленные докрасна камни, и руководитель церемонии начинал молитву, брызгая на камни водой, часто настоянной на ароматных травах. Палатка наполнялась обжигающим паром, а испытуемые пели и молились. Через некоторое время наступал небольшой перерыв, из костра подавались новые раскаленные камни, раскуривалась трубка, и следовал второй раунд, за ним третий, четвертый, иногда больше. Церемония длилась несколько часов. Выдержать её могли лишь люди с крепким здоровьем и нервами.
1. Палатка потения — «инипи»
2. Алтарь — череп бизона.
3. Камни, раскалённые в костре.
4. Схема «инипи»:
а) «человек двери» — помощник ведущего церемонии.
Он подаёт внутрь палатки камни, воду, Священную Трубку, открывает и закрывает вход.
б) ведущий церемонии;
в) участники церемонии:
г) сосуд с водой;
д) яма с камнями;
е) вход, направленный на восток.
Другим способом обретения власти над собственным телом и духом были посты и самоистязания. Пост длился несколько дней — кроме полного отказа от еды, зачастую не пили и воду. А в довершение за постом нередко следовал опять-таки обряд потения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Индейцы Великих равнин"
Книги похожие на "Индейцы Великих равнин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Котенко - Индейцы Великих равнин"
Отзывы читателей о книге "Индейцы Великих равнин", комментарии и мнения людей о произведении.