» » » » Лев Куббель - Страна золота - века, культуры, государства


Авторские права

Лев Куббель - Страна золота - века, культуры, государства

Здесь можно скачать бесплатно "Лев Куббель - Страна золота - века, культуры, государства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Страна золота - века, культуры, государства
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Страна золота - века, культуры, государства"

Описание и краткое содержание "Страна золота - века, культуры, государства" читать бесплатно онлайн.








После прихода к власти Сулейман сумел восстановить спокойствие в стране. Манса отстроил разрушенный было Томбукту и наладил мирные отношения с самым опасным южным соседом — во всяком случае, в его правление моси на мандингские владения не нападали. Так что царствование Сулеймана оказалось заключительным этапом расцвета Мали; после него наступил затяжной упадок.

В 1352 г. меринидский султан Марокко Абу Инан, сын того султана Абу-л-Хасана, с которым обменивался посольствами манса Муса I, послал в Мали с официальным дипломатическим поручением одного из самых интересных людей ближневосточного средневековья — знаменитого путешественника Мухаммеда ибн Абдаллаха ал-Лавати ат-Танджи, более известного под именем Ибн Баттута. Этот человек успел к тому времени объездить всю восточную половину тогдашнего мусульманского мира, включая степи Приазовья и города восточноафриканского побережья на территории современных Сомали, Кении и Танзании, но оставался, несмотря на немолодые уже годы, в душе молодым и любознательным, живо воспринимая все новое. Ибн Баттута преодолел с караваном Сахару, доехал до Ниани и прожил в столице мансы Сулеймана несколько месяцев. Записки Ибн Баттуты, продиктованные им на склоне лет, — не только ценнейший источник для исследователя, но и очень занятный человеческий документ. Притом — единственный в своем роде: ни один человек, кроме Ибн Баттуты, не оставил нам свидетельств очевидца о Мали начала 50-х годов XIV в. Рассказы же о Мали в не раз уже упоминавшихся западно-суданских исторических сочинениях XVII в. отчасти запечатлели устное историческое предание о славном прошлом, а отчасти ссылаются как раз на... Ибн Баттуту, но именно на ту часть его рассказа, которая относится к пребыванию мансы Мусы Кейта в Каире.

Итак, выехав из Сиджилмасы, Ибн Баттута направился с караваном в Тегаззу. В этом захудалом сахарском поселке внимание его привлекли соляные разработки. Вот как он описал соляную торговлю, которой жила Тегазза, ради которой она, собственно, и существовала: «Черные приезжают из своей страны и увозят из Тегаззы соль. Соль из Тегаззы продается в Валате по цене от 8 до 10 мискалей за вьюк, а в городе Мали[18] — от 20 до 30 мискалей, часто же доходит и до 40. Соль служит для черных средством обмена, как служат средствами обмена золото и серебро. Черные режут соль на куски и торгуют ею. И несмотря на ничтожность селения Тегазза, в нем продают и покупают много кинтаров золотого песка».

Наблюдательный Ибн Баттута верно определил в своих записках главную особенность совершавшегося на его глазах торга: для африканцев золото не было деньгами. Это был просто товар, очень нужный и полезный товар — ведь он обменивался на столь необходимую соль! — но все же только товар.

Ибн Баттута подробно рассказал о своем пути через пустыню. Когда караван из Марокко достиг селения Та-зарахла, он там задержался на несколько дней для отдыха, а вперед, в Валату, выслали гонца — такшифа. Так поступали всегда, и делалось это не просто из вежливости. На долгий и трудный путь через Сахару требовалось столько воды, сколько не мог взять с собой никакой караван — если бы, конечно, он не вез воду в качестве единственного полезного груза. Поэтому и отправляли вестника, который должен был позаботиться, чтобы из Валаты выслали навстречу путникам воду. Случалось, такшиф запаздывал; и тогда к многочисленным костям, рассеянным вдоль всего великого торгового пути через Сахару, добавлялись новые — в таких случаях помощи ждать было неоткуда.

Понятно, что купцы не жалели золота на оплату услуг гонца. Тому, который шел с караваном Ибн Баттуты, заплатили 100 мискалей золота — больше 500 рублей на наши деньги. Такшифы настолько хорошо знали дорогу, что даже слепота не мешала некоторым из них продолжать водить караваны. Через полтораста лет после путешествия Ибн Баттуты такой слепой проводник спас заблудившийся караван, определяя его местонахождение по запаху песка, который ему давали понюхать через каждую милю пути. Но у Ибн Баттуты все обошлось благополучно: через два месяца после выхода из Сиджилмасы он оказался в Валате, малийском форпосте в Сахаре.

После нескольких дней отдыха он двинулся дальше, в столицу Мали. На сей раз можно было не дожидаться, пока соберется караван. «Когда я решился на поездку в Мали, — рассказывает Ибн Баттута, — а между этим городом и Вала-той 24 дня пути для едущего быстро, то нанял только проводника из племени месуфа, так как из-за безопасности этой дороги нет нужды путешествовать большим караваном». Именно безопасность дороги больше всего поразила Ибн Баттуту, достаточно насмотревшегося за свои странствования по восточной части мусульманского мира на разного рода дорожные неприятности и неожиданности. Спокойный путь, богатые селения вдоль дороги, где можно было закупить все необходимое путешественнику продовольствие, — такое не так уж часто можно было встретить в первой половине XIV в. где-нибудь в Иране или мусульманской Индии.

Манса Сулейман прилагал много стараний к тому, чтобы торговля с Северной Африкой развивалась спокойно и беспрепятственно. А безопасность главных караванных дорог — Ибн Баттута двигался как раз по одной из них — была для этого жизненно необходима. Мало того, мандингское правительство внимательно следило за тем, чтобы никто не чинил притеснений приезжим купцам. Этим поддержива-лась высокая репутация царей Мали как деловых партнеров, сложившаяся при предшественниках Сулеймана и особенно укрепившаяся в царствование все того же Мусы I.

«Однажды в пятницу я присутствовал на проповеди, — рассказывает Ибн Баттута, — как вдруг один купец из числа ученых месуфа, которого звали Абу Хафс, встал и сказал: „О присутствующие в мечети! Призываю вас в свидетели моей жалобы на мансу Сулеймана...". Как только он это сказал, из-за загородки, за которой сидел султан, вышли несколько человек и сказали ему: „Кто твой обидчик? И кто у тебя что взял?". Купец ответил: „Манса-дьон Валаты — то есть ее правитель — взял у меня ценностей на 600 мискалей, а заплатить за все хочет 100!". Султан сразу же послал за правителем. Через несколько дней тот явился, и государь отправил их обоих к судье. Последний подтвердил правоту купца и взятие у него ценностей. И после этого государь сместил правителя с его должности».

Из этого рассказа Ибн Баттуты очень хорошо видно, как заботился Сулейман об интересах транссахарской торговли. Терпеть самоуправство и вымогательство наместника в таком важном пункте, как Валата, — значило поставить под угрозу хорошие отношения с богатыми и влиятельными североафриканскими купцами. И Сулейман без колебаний пожертвовал своим доверенным рабом.

А экономические возможности и влияние купцов, занятых в караванной торговле, и в самом деле были огромны. В такой торговле, требовавшей колоссальных по тем временам затрат на снаряжение караванов и перевозку товара, могли участвовать только очень состоятельные люди. За многие столетия, предшествовавшие правлению мансы Сулеймана, сложились настоящие купеческие династии, чьим главным занятием была торговля между Северной и Западной Африкой. Эти династии в конце концов молчаливо поделили между собой весь великий торговый путь от торгово-ремесленных городов Марокко или Египта до глухих углов на границе саванны и тропического леса, путь, по которому двигался непрерывный поток: соль и ремесленные изделия — на юг, золото и невольники — на север.

Могут возразить: но какое значение имела эта торговля для простых земледельцев или охотников Мали и подчинявшихся его верховной власти княжеств? Ведь все выгоды от торговли золотом получали крупные купцы и местная аристократия.

Верно, конечно, что от золота громадное большинство жителей страны никакой непосредственной пользы получить не могло. Но нельзя отделять в этом товарообороте золото от соли — в ней нуждались все без исключения, а получить соль в достаточном количестве можно было только в обмен на золото. Торговый поток был единым целым, так что разорвать его было невозможно.

Но главное заключалось даже не в этом. Внешняя, транссахарская, торговля ни в коей мере не отменила и не заменила испокон веков существовавшего внутреннего обмена в той же внутренней дельте Нигера и в прилегающих к ней областях. Как и столетия назад, здесь продолжали обменивать зерно, хлопчатые ткани, железные и медные изделия местных ремесленников на продукцию скотоводов Сахары. У нас уже была речь о «связке» Дженне — Томбукту, обеспечивавшей жизнеспособность центра южной оконечности западного транссахарского пути. И дело не ограничивалось продовольствием: нужды подавляющей массы местного населения в ремесленной продукции удовлетворялись трудом и умением собственных, суданских, мастеров. Ведь те североафриканские изделия, которые приходили с караванами, предназначались все той же социальной верхушке, а рядовому земледельцу или скотоводу они были, по сути дела, ни к чему. Да и поступало их с севера относительно малое количество.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Страна золота - века, культуры, государства"

Книги похожие на "Страна золота - века, культуры, государства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Куббель

Лев Куббель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Куббель - Страна золота - века, культуры, государства"

Отзывы читателей о книге "Страна золота - века, культуры, государства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.