» » » Сборник статей - Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика


Авторские права

Сборник статей - Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика
Рейтинг:
Название:
Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-89353-243-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика"

Описание и краткое содержание "Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика" читать бесплатно онлайн.



Книга включает статьи известного американского психиатра и психотерапевта Мюррея Боуэна (1913–1990), а также его ближайших учеников и последователей и дает представление о созданной им теории семейных систем. Кроме общих аспектов теории семейных систем, в книге освещаются такие темы, как супружеский конфликт, детская психопатология, эмоциональные разрывы, и более специальные вопросы (инцест, смерть значимого члена семьи и др.).

Книга будет полезна психологам, психотерапевтам, социальным работникам, студентам психологических вузов и широкому кругу читателей, у которых возникают те или иные проблемы в семейных отношениях.






Такой взгляд на семью предполагает существование констелляции ядерных семей, принадлежащих к разным поколениям и объединенных неполной дифференциацией их членов. Каждая брачная пара связана с теми ядерными семьями, из которых члены пары происходят. Человек сохраняет чувствительность и реактивность в отношении событий, которые изменяют функциональное состояние первичного «треугольника» и ядерной семьи, в которой он родился и вырос. Такая реактивность может привести к разрыву внутри брачной пары – то есть в ядерной семье последующего поколения. Кроме того, потребность каждого из партнеров в другом, вынесенная ими из своих ядерных семей, накладывает определенные ограничения на автономность каждого из них и на гибкость новой семейной единицы. Ограничения в гибкости и автономности сужают воспитательный репертуар родителей и способность семьи эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Таким образом, каждая ядерная семья представляет собой некоторый итог развития бесчисленного множества предшествовавших ей ядерных семей. Но при этом она является промежуточной остановкой процесса человеческого воспроизводства на пути к будущим поколениям ядерных семей. Каждая ядерная семья – это единица: такая же как и более широкая, состоящая из многих поколений констелляция ядерных семей, к которой она принадлежит. Эмоциональная потребность в другом человеке, имеющаяся у каждого индивида в каждой ядерной семье и сама являющаяся продуктом существования бесчисленных поколений, связывает каждое поколение с его прошлым и одновременно влияет на будущее. Именно на основе осмысления семьи как отдельной единицы обретает форму теория семейных систем Боуэна.

Литература

Lehrman D. C. (1964). The reproductive behavior of ring doves // Scientific American. 211 (5). 82–88.

Margulis L., Sagan D. (1986). Microcosmos. New York: Summit Books. Wilson E. O. (1975). Sociobiology. The new synthesis. Cambridge: Harvard University Press.

Взгляд на социальную регрессию с позиции теории семейных систем

Мюррей Боуэн

Эта статья – итог длительной систематической работы по сравнению эмоциональных процессов в семье с эмоциональными процессами в обществе. Впервые я обратился к социальной тематике в 1940-е годы, а вернулся к ней, когда обнаружил, что изучение семьи – это возможность нового подхода к проблеме развития человечества. Это послужило импульсом для дальнейших размышлений и позволило по-новому взглянуть на многие явления. Однако мое исследование было сфокусировано на шизофрении, и это направление было приоритетным. В отличие от создателей большинства социальных теорий я старался не делать обобщений, если мне не хватало фактического материала, и намеренно ограничился частными размышлениями и наблюдениями над процессами, происходящими в человеческом обществе.

Со временем теоретические принципы изучения семьи стали медленно распространяться и на более крупные социальные системы. В 1960 г., участвуя в ряде конференций, я был единственным, кто отмечал, что основной смысл изучения семьи состоит в том, что в результате могут быть созданы новые теории о человеке и путях его развития. На протяжении 1960-х годов много было сказано о близости эмоциональных моделей семьи и общества. Это казалось логичным и правильным, но специфические связующие факты оставалась незамеченными. Затем я особое внимание уделил треугольникам, которые и в семье, и в обществе функционируют одинаково. Постепенно термин «система» вытеснил все прежние понятия. Несмотря на то, что этот термин стал использоваться слишком часто, а зачастую и неправильно, понятие «система» оказало существенную помощь в расширении нашего кругозора.

Итак, в течение 18 лет я размышлял об обществе и о других, более широких системах, не делая никаких обобщений. Ситуация изменилась в 1972–1973 гг., когда я получил предложение сделать доклад по проблеме предсказуемости человеческой реакции на кризис. (Это было связано с конфликтом Агентства по защите окружающей среды и правительства.) Тогда некоторые мои материалы были впервые представлены на национальной конференции, посвященной проблемам семейной терапии. Я ожидал встречи с Натаном Аккерманом, чтобы начать дискуссию по этим проблемам. Зная Ната, я предполагал, что он не стал бы возражать против того, чтобы эти идеи были высказаны на встрече, посвященной его памяти[14].

История вопроса

Одна из базовых концептуальный установок, которая повлияла на мои размышления еще в 1940-е годы, состояла в том, что человек есть развивающаяся, постоянно эволюционирующая форма жизни, что человек больше имеет черт сходства с низшими, более примитивными формами жизни, чем отличается от них, что большинство психологических теорий строится на идее об уникальности человека, а не на его связи с биологическим миром и что инстинкты, которые управляют поведением всех живых существ, влияют на человеческое поведение значительно сильнее, чем это признают большинство теоретиков. В течение многих лет я тратил на чтение работ Дарвина, вероятно, даже больше времени, чем на чтение работ Фрейда,

и уделял больше внимания работе с биологами, этологами и другими учеными, чем с психологами и социологами. Это отнюдь не означает, что какая-то область знаний имеет преимущество перед другой, но я старался избежать использования теоретических понятий, которые шли бы в разрез в представлением о человеке как биологически-инстинктивном животном. Довольно трудно объяснить это понятие людям, которые являются специалистами в той или иной области естественных наук, но при этом используют различные подходы к изучению человека.

По-настоящему я начал серьезно размышлять о социальном неблагополучии и общественном регрессе в 1955 г. В то время казалось, что общество стало более нестабильным, более эгоистичным, более инфантильным, более безответственным и более неуправляемыми, чем в прошлые годы. Как можно было убедиться в том, что это действительно так? Существовало мнение, что средства массовой информации фокусировались только на негативных процессах, происходящих в обществе, не замечая ничего позитивного. Всегда находятся те, кто описывает ситуацию как «хуже не бывает», а также те, кто предсказывает наступление судного дня буквально на следующей неделе. Я перечитывал документы столетней давности и был несказанно удивлен, что они довольно точно описывали теперешнюю социальную и политическую ситуацию. При этом большинство обнародованных фактов указывало на наличие регрессивных общественных процессов. Огромное количество трудов было написано о расцвете и падении Римской Империи, а также об увядании, которое предшествовало ее краху. Существует предположение, что каждая культура проходит достаточно типичный исторический путь, завершающийся угасанием и исчезновением. Библия содержит упоминания и о порочных, греховных временах, и о хороших, праведных периодах человеческой истории. Есть множество самых разных вариантов объяснения причин социальной тревоги. После Второй мировой войны было принято связывать тревогу с угрозой атомной войны или с опасением, что холодная война вот-вот перерастет в настоящую. Кто-то ожидал стремительных общественных перемен после Второй мировой войны, кто-то связывал падение нравов с ростом благосостояния. Мои наблюдения привели меня к выводу, что изменения социальной адаптации носят циклический характер, что их можно проследить на протяжении столетий, что многовековая история существования человечества на Земле скорее позитивна и было бы интересно наблюдать, как общество восстанавливается после регресса. Размышления заставили меня склониться к гипотезе о том, что имеющаяся в обществе тревога была связана с послевоенным восстановлением, а также с достижениями научно-технического прогресса и сопровождающими его переменами.

Проблема состоит в нахождении той точки отсчета, относительно которой можно было бы судить о наличии или отсутствии общественного регресса. Например, можно собрать статистические данные об увеличении количества разводов или росте преступности, но какие выводы можно сделать из этого материала? Клиническая работа с семьями служит доказательством того, что тревога и связанные с ней симптомы могут сопровождать перемены, которые свидетельствуют о прогрессе. Как можно узнать, чем отличаются социальные симптомы, которые сопутствуют прогрессу, от тех, которые сопровождают регресс? Я думаю, что здесь вполне применимы те же методы, которые я использовал при построении «шкалы дифференциации Я». Необходимо иметь достаточно точный критерий для оценки уровня функционирования людей, для сравнения людей друг с другом и для оценки перемен, происходящих с течением времени. Шкала дифференциации Я, разработанная еще в 1960-е годы, использовалась на протяжении достаточно длительного времени и прошла проверку на большом количестве людей, а потому ее можно считать вполне точным методом для тех исследователей, которые имеют опыт работы с этими переменными.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика"

Книги похожие на "Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика"

Отзывы читателей о книге "Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.