» » » » Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики


Авторские права

Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики

Здесь можно скачать бесплатно "Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Филология, издательство Искусство, год 1981. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики
Рейтинг:
Название:
Приготовительная школа эстетики
Издательство:
Искусство
Жанр:
Год:
1981
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Приготовительная школа эстетики"

Описание и краткое содержание "Приготовительная школа эстетики" читать бесплатно онлайн.



Издание является первым полным переводом на русский язык известного эстетического произведения немецкого писателя конца XVIII — начала XIX в. Жан-Поля. Наиболее ценные и яркие страницы книги посвящены проблемам комического, юмора, иронии. Изложение Жан-Поля, далекое от абстрактности теоретических трактатов, использует блестящую и крайне своеобразную литературную технику, присущую всем художественным произведениям писателя.

Для специалистов-эстетиков, литературоведов, а также читателей, интересующихся историей культуры.






25

Дмитриев А. Проблемы иенского романтизма М., 1975, с 68, автор книги утверждает, что в § 23 «Школы» «романтизм характеризуется резко отрицательно, с явным ироническим оттенком»

26

Для социологического анализа творчества Жан-Поля существенно, что «Геспер» и «Титан» — это далеко заходящие модификации жанра «княжеского зерцала», что «Девала» написана в расчете на высшие, обеспеченные, образованные («элегантные») слои общества. Более чем странна социологическая характеристика Жан-Поля в книге В. Хариха: «Трудно было бы возражать против взгляда, что Жан-Поль — это представитель мелкой буржуазии (хотя я с достаточным основанием склоняюсь к тому, чтобы считать его близость классу крепостных грестьян более стихийно сильной)» (Harich W. Jean Pauls Revolutionsdichtung. Berlin, 1974, S. 555). Можно с полным правом сомневаться в необходимости таких социологических характеристик, как у В. Хариха. То, что В. Адмони писал еще в 1936 г., куда тоньше, дифференцированное и реалистичнее (см. в кн.: Ранний буржуазный реализм. Л., 1936, с. 546 — 547).

27

Такой оттенок смысла необходимо расслышать в жан-полевском слове «материалист».

28

Неубедительные аргументы в пользу такого отнесения приводил в своем комментарии к «Школе» П. Цаунерт (S. 412; см. библиографию); впрочем, он допускал и противоположную возможность — что Жан-Поль имел в виду Шиллера и Гёте. Такие немыслимые колебания комментатора едва ли не делают ему честь, — он явно подозревал, что теоретические построения Жан-Поля поэтически опосредованы, осложнены и что их не так-то просто проецировать на литературную реальность эпохи.

29

В том трактате «Ключ к Фихте» («Clavis Fichtiana», III 1011 — 1056), который пишет у Жан-Поля трагический юморист из романа «Титан» — Шоппе. См. основную работу к истолкованию «Ключа к Фихте»: Storz L. Studien zu Jean Pauls «Clavis Fichtiana». Zurich, 1951. Diss. (не прибавляет ничего нового статья: Brose К. Jean Pauls Verhaltnis zu Fichte. — DVj, 49, 1975, 66-93).

30

«Я — один-один, нигде не слышно биения пульса, нигде нет жизни, нет ничего вокруг меня и нет ничего помимо меня, кроме ничего.. Лишь высшее мое не-сознание осознаваемо для меня — а во мне слепо — немо — скрыто — трудящийся демогоргон, и я-то и есмь он.. Таким иду я от века, таким вхожу я в вечность... Кто же слышит мой стон, кто знает меня? — Я. — Кто услышит меня, когда пройдет вечность, кто будет знать меня? — Я», — такими словами завершается «Ключ и Фихте» (III 1056. 14 — 21).

31

Эти романы — «Из бумаг Эдуарда Альвилля» (1776; расширенное и переработанное изд. — «Из собрания писем Эдуарда Альвилля», 1792) и «Вольдемар» (1779).

32

Отметим, что религиозные образы и представления играют у Жан-Поля особую роль: они многочисленны и многозначны, их задача — столкнуть традиционный образ мира с современной действительностью. См.: Diergarten F. Die Funktion der religiosen Bilderwelt in den Romanen Jean Pauls. Diss. Koln, 1967; Naumann U. «Denn ein Autor ist der Stadtpfarrer des Universums» Zum Einfluss geistlicher Rede auf das Werk J. P Fr Richters. — Jb 7, 1972, 7 — 39; Id. Predigende Poesie. Zur Bedeutung von Predigt, geistlicher Rede und Predigertum fur das Werk Jean Pauls. Nurnberg, 1976.

33

В открытом письме к Фихте, которое вышло отдельным изданием в 1799 г. К предыстории понятия в связи с морально-философскими и теологическими проблемами см.: Baum G. Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. Н. Jacobis. Bonn, 1969, S. 44 — 45; см. также: Гаиденко П. Нигилизм. — «Филос. энциклопедия», т. IV M., 1967, с. 64 — 67; Новиков А. И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Л., 1972; из немецкой литературы см.: Hof W Pessimistisch-nihilistische Stromungen in der deutschen Literatur vom Sturm und Drang bis zum Jungen Deutschland. Tubingen, 1970; Heidegger M. Der europaische Nihilismus. Pfullingen, 1967; Arentit D. Der «poetische Nihilismus» in der Romantik. Tubingen, 1972; Poggeler O. «Nihilist» und «Nihilismus». — Archiv fur Begriffsgeschichte, Bd XIX, Bonn, 1975, S. 197 — 209.

34

Достаточно сказать, что о небе и земле Жан-Поль говорит почти на каждой странице своей «Эстетики». Романтический критик Адам Мюллер писал о пейзажной живописи (1808): «Воздух и земля славно сливаются, они, доверительно, словно меняются местами: в облаках земля словно переходит на сторону неба, в морях и реках небо — на сторону земли, а в самой дальней дали границы сливаются, цвета бледнеют и переходят друг в друга, и уже нельзя больше сказать, что относится к небу, что — к земле» (Muller A Kritische, asthetische und philosophische Schriften, hrsg von W. Schroeder und W. Siebert. Neuwied und Berlin, 1967, Bd 11, S. 188) Жан-полевский мир похож на такой пейзаж, но только короткие замыкания и взаимопроницания земли и неба совершаются у него повсюду и всегда, не только в «дальней дали». Отсюда ясно, что большое значение имеет образная топология, или топография, жан-полевского мира, его пространства космоса, в котором осуществляются самые смелые его поэтические замыслы и в котором живут его понятия, в котором совершаются бесконечные «юмористические» переходы и «уничтожения».

35

«Уничтожение» — так называлось одно из самых дерзких «видений» Жан-Поля, опубликованное в 1796 г в беллетристическом журнале В. Г. Беккера (специалиста по составлению «альманахов») «Erholungen» и вошедшее впоследствии в группу приложенных к роману «Поездка д-ра Катценбергера» «произведеньиц»

36

Над этим иронизирует 276-й из «Ксениев» Шиллера — Гете: «Отдохновения. Вторая тетрадь. Чтобы вы видели, как точно следуем мы заглавию тома, мы преподносим вам, для отдохновения, еще и уничтожение»

37

Вот почему столь закономерны отражения этой картины в творчестве Ф. М. Достоевского. См.: Rehin W Jean Paul — Doslojewski. Eine Studie zur dichterischen Gestaltung des Unglaubehs Gottingen, 1962

38

О поэтических «материалистах» и «нигилистах» как свидетельстве извечного, необходимого раскола поэзии и всей «человеческой натуры» после «утраченного празднества» ее писал в связи с Жан-Полем позднеромантический философ Игнац Пауль Виталь Трокслер: Troxler I. Р. V. Vorlesungen uber Philosophic 2. Ausg.. Bern, 1842, S. 261.

39

Канне, востоковед и мифолог к концу жизни стал мистиком-фантазером и послужил причиной того, что сын Жан-Поля, Макс, впал в глубокую ипохондрию и умер. В последние годы жизни Жан-Поль писал сочинение, названное «Сверххристианство. Анти-Канне»

40

Жан-Поль писал предисловие к первой книге Гофмана («Фантастические пьесы в манере Калло», 1814); это предисловие всегда публикуется в изданиях Гофмана.

41

См., например. Mason Eudo С. Schonheit, Ausdruck und Charakter irn asthetischen Denken des 18. Jahrhunderts. — «Geschichte, Deutung, Kritik» Festschrift W Kohlschmidt. Bern, 1969, S 91 — 108

42

К такому выводу пришел Э. Беренд, работая над рукописными материалами Жан-Поля (Jean Pauls Werke, hrsg. von К. Freye, Berlin..., 1908, TI. VIII, S. 547).

43

Э. Беренд: «Эта дефиниция... приблизительно соответствует взгляду Аристотеля» (Jean Pauls Werke..., TI. VIII, S. 488); H. Миллер: «Аристотель цитируется не дословно, более или менее передается мысль его „Поэтики“, гл. XII [?]» (в изд. Жан-Поля: V 1201). О мимезисе Аристотеля см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975, с. 402 — 417; о природе — там же, с. 415 и 377 — 383. В «Метеорологии» (381 Ь 6) Аристотель прямо пишет: «Искусство подражает природе» (he techne mimeitai ten physin), что подробнее объясняется в «Физике» (II 2, 194 а 20), причем ни одно из трек слов Аристотеля и отдаленно не соответствует их просветительскому пониманию см. комментарий Г. Вагнера в кн.: Aristoteles. Physikvorlesung, ubeisetzt von H. Wagner. 2 Aufl., Berlin, 1972, S. 455 — 456.

44

См., например, Готтшеда (Gottsched J. Chr. Schriften zur Literatur, hrsg. von H. Steinmetz. Stuttgart, 1972, S. 39, 79: «Подражание природе, составляет сущность всей поэзии») и рамлеровскую переработку Баттё: искусство подражает прекрасной природе (Einleitung in die schonen Wissenschaften. Nach dem Franzosischen des Herrn Batteux... von Karl Wilhelm Ramler. I. Band, 3. Aufl., Leipzig. 1769, S. 34 u. а.); ср.: Wellek R. A History of Modern Criticism, vol. I. 5 th print. New Haven and London, 1965, p. 14 — 15 (об аристотелевском «мимезисе» и классицизме XVIII века), 25 — 26 (о подражании у Баттё и «натурализме» эстетики XVIII века).

45

«Природа у Аристотеля часто мало чем отличается от предельной божественной причины и трактуется в одной плоскости с божественным, космическим Умом» (Лосев А. Ф. История античной эстетики... М., 1975, с. 415).

46

Так, как об этом превосходно писал Гёте, сравнивая Жан-Поля с восточными поэтами: «Столь одаренный дух способом наиподлиннейше восточным осматривается, бодро и смело, в своем мире, создает наистраннейшие связи, сочетает несовместимое, но всегда так, что вьется сквозь все тайная этическая нить, благодаря чему целое подводится к известному единству» (ВА III 229).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Приготовительная школа эстетики"

Книги похожие на "Приготовительная школа эстетики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жан-Поль Рихтер

Жан-Поль Рихтер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики"

Отзывы читателей о книге "Приготовительная школа эстетики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.