» » » » Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики


Авторские права

Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики

Здесь можно скачать бесплатно "Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Филология, издательство Искусство, год 1981. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики
Рейтинг:
Название:
Приготовительная школа эстетики
Издательство:
Искусство
Жанр:
Год:
1981
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Приготовительная школа эстетики"

Описание и краткое содержание "Приготовительная школа эстетики" читать бесплатно онлайн.



Издание является первым полным переводом на русский язык известного эстетического произведения немецкого писателя конца XVIII — начала XIX в. Жан-Поля. Наиболее ценные и яркие страницы книги посвящены проблемам комического, юмора, иронии. Изложение Жан-Поля, далекое от абстрактности теоретических трактатов, использует блестящую и крайне своеобразную литературную технику, присущую всем художественным произведениям писателя.

Для специалистов-эстетиков, литературоведов, а также читателей, интересующихся историей культуры.






47

Поэтому неправомерно категорическое утверждение: форма жан-полевского романа есть форма просветительского романа (Schweikert U. Jean Paul. Stuttgart, 1970, S. 92), хотя верно, что от романа, какой практически получался у романчиков, жан-полевская форма далека.

48

НКА XI, XVIII.

49

См. об этом;. Михайлов А. В. Вещественное и духовное в стилях немецкой литературы. — В кн.: Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. М., 1976, с. 463 и след.

50

См: Bennhardt-Thomsen A. Stern und Blume. Untersuchungen zur Sprachauffassung Holderlins. Bonn, 1967.

51

См., например, комментарий И. Мюллера в его издании «Школы» (см. библиографию).

52

Год 1800-й — это год посмертного издания сочинения Гаманна о «метакритическом нашествии», год выхода в свет антикантовской «Каллигоны» Гердера и десятков других направленных против Канта работ.

53

Адам Мюллер дает такое определение романтической иронии (1806): «откровение свободы художника, или человека» (Muller A. Op. cit.. Bd I, S. 324). которое Э. Белер считает «самым метким» — «гениальным упрощением» (Behler E. Klassische Ironie — romantische Ironie — tragische Ironie. Zum Ursprling dieser Begriffe. Darmstadt, 1972, S. 11); об аспектах иронического у Фр. Шлегеля и о технике иронического см.: Behler E. Op. cit., S. 71 — 72.См.: Prang H. Die romantische Ironie. Darmstadt, 1972, S. 19 — 22 (о Мюллере), S. 8 — 15 (о Фр. Шлегеле).

54

«Воспитание остроумия» — так озаглавлен один из разделов «Леваны» — сочинения о воспитании. «Четыре рода вещей подражают людям: эхо, тени, обезьяны, зеркала...», — пишет Жан-Поль (V 844. 25 — 26). «Все великое и важное движется медленно; следовательно, совсем не движутся: восточный властелин, далай-лама, Солнце, морские крабы; мудрые греки, по Винкельману, ходили медленно...» (в кн.: «Идеи эстетического воспитания». М., 1973, т. II, с. 321 — отрывок из романа «Незримая ложа»).

55

«Теория литературные стилей». М., 1976, с. 459.

56

См.: Свифт Дж Путешествия Лемюэля Гулливера. М-, 1947, с. 370—374.

57

См.. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974, с. 334—337. Добавим, что подробный указатель к немецкому изданию «Теодицеи», подготовленному И. К Готтшедом и много раз повторенному, резюмирует (к слову «Welt»): «Бог выбрал лучший из возможных миров»

58

Для эмблемы характерно то, что изображаемые вещи выступают не в своих реальных связях, но иллюстрируют «вертикальный» моральный план мира с переходами от низшего к высшему в нем; в конечном счете вес земное, временное указывает на вечность, в которой вещественность всего будет уничтожена. Разумеется, в применении к эпохе Жан-Поля можно говорить о пережитках «эмблематического мышления» (Гердер), что наводит выражение по меньшей мере в трех моментах; 1) и космичности образов, когда земное постоянно сопоставляется с вечностью, с «небом»; 2) в способе пользоваться образами как изолированными вещами и величинами, значениями; 3) в постоянстве повторяющихся образов, число которых, в противоречие предположенной «каталогической» полноте явлении мира, не слишком велико. Однако у Жан-Поля барочная образность, вводящая в неподвижность четкого графического образа век? подвижность вещей, всю их обреченность вечному, сама оказывается внутри беспрестанно происходящих отражении, неуловимых переходов, мгновенных смыкании и размыканий.

59

В самое последнее время четко выразил взгляд на содержательную общность жан-полевских романов и «Приготовительной школы эстетики» В. Просс (Pross W. Jean Pauls geschichtliche Stellung. Tubingen, 1975); однако В. Просс судит о Жан-Поле на редкость узко, и для него не существует проблемы образно-художественного мышления и языка Жан-Поля, а вся «поэтичность» Жан-Поля проистекает будто бы лишь от того, что жан-полевская «реставрация» энциклопедического ученого «полигисторизма» и основанного на принципах естественного права мировоззрения случилась не ко времени (Ibid., S. 170). Характерным образом В. Прессу приходится доказывать, что романы Жан-Поля — не что иное, как ученые трактаты, приобретшие свой поэтический вид вследствие жан-полевского культурно-исторического запаздывания.

60

Blankenburg F von. Versuch uber den Roman. Nachwort von E. Lammert. Stuttgart, 1965.

61

Herder J. G. Briefe zur Beforderung der Humanitat, hrsg. von H. Stolpe. Berlin und Weimar. 1972, Bd. 2, S. 112.

62

Ср. также «Письма и предстоящее жизнеописание» (1799) и «Биографические увеселения под черепной крышкой великанши» (1796), где герой — сам Жан-Поль.

63

Ту «внутреннюю форму», постигнуть которую вполне было дано лишь классической эстетике Гёте. Обратный процесс разложения «внутренней формы», выведения ее наружу совершался в позднем творчестве Гете.

64

Из исследователей Жан-Поля прежде всего интересовался политическим смыслом его романов В. Харих, однако Харих обращается с Жан-Полем как со своего рода натуралистом, у которого всякий элемент художественной действительности зеркально соответствует элементу реальности Поэтому Харих и «вчитал» в романы Жан-Поля самые разнообразные вещи и идеи, о которых не помышлял сам писатель. См : Harich W. Jean Pauls Revolutionsdichtung Berlin, 1974.

65

См.: Dietze W Junges Deutschland und deutsche Klassik Berlin, 1957. S 222 (u. a.).

66

См.: Burne L. Gesammelte Schriften, hrsg. von A. Klaar Leipzig, о J., Bd I, S 157.

67

Dietze W. Op. cit., S 288.

68

Ibid., S. 52.

69

Wienbarg L. Asthetische Feldzuge, hrsg. von W Dietze. Berlin und Weimar, 1964, S 11

70

См. многочисленные книги о Гюнтере немецкого историка (ГДР) Эдуарда Винтера.

71

Mann E. Das «zweite Ich» Anton Gunthers: Johann Heinrich Pabst. Wien, 1970, S. 26.

72

Pritz J. Glauben und Wissen bei Anton Gunther Wien. 1963, S. 107 Pritz J. Zur literarischen Form des Schrifttums Anton Gunthers. — In: Gunther A. Spate Schriften. Wien, Munchen, 1978, S. 198 — 199.

73

Winkler M. George-Kreis. Stuttgart, 1972, S. 98. В 1900 году Ст. Георге и К. Вольфскель издали небольшой сборник Жан-Поля как первый том серии «Немецкая поэзия». Как и всем изданиям кружка, ему был придан «сакральный» характер, и книга озаглавлена — «Жан-Поль Часослов для его почитателей» См. предисловие к нему Георге в изданном Г. П. Ландманном сборнике «Der George-Kreis». Koln, Berlin, 1965. См. также: Bauer R. Stefan Georges Lobreden. In: Geist und Zeichen. Festschrift fur Arthur Henkel. Heidelberg. 1977. S. 28 — 38.

74

Kommerell M. Jean Paul. Frankfurt a. M., 1933 (5-е изд. — 1977). Можно без преувеличения сказать, что эта книга составила эпоху в изучении творчества Жан-Поля (см. рецензию В. Беньямина, 1934, в кн.. Benjamin W Lesezeichen, hrsg. von G. Seidel. Leipzig, 1970, S. 52-61).

75

Адмони В. Г. Жан-Поль Рихтер. — В кн.: Ранний буржуазный реализм. Л.. 1936. с. 588.

76

Лифшиц М. А. К спорам о реализме. — Театр, 1976, № 1, c. 70.

77

В. Харих, автор наблюдательный и аналитически тонкий, в своей книге безмерно преувеличивает революционность Жан-Поля, очень часто принимая желаемое за реальность и конструируя выводы, напоминающие вульгарно-социологическую игру понятиями и ярлыками.

78

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т 3. с. 182.

79

Собрание рецензий Виланда из «Немецкого Меркурия»{3} принесло бы художнику больше пользы, чем какая-нибудь наиновейшая эстетика, — или вообще хороший подбор лучших эстетических рецензий из литературных известий и прочих ежегодников. В любой доброй рецензии таится — или открывается — добрая эстетика, к тому же прикладная — независимая — кратчайшая, а благодаря примерам — наияснейшая.

80

Berlinische Monatssehrift, 5. Bd 1785, S. 455.

81

Он так и поступил, например, в книгах об индийской мифологии и о старонемецких народных книгах; но от изобилия разных сил и способностей у этого духа почти повсюду, со всех сторон, выросли крылья, что затрудняет управление ими.

82

Поразительно, что эпическим певцам героев так часто приходилось погибать в жизненных бурях, вдали от гавани и пристанища, так мало солнечных лучей освещало жизнь Камоунса или Тассо, или Мильтона, Данте, Гомера, тогда как многие трагические поэты служили образцом наисчастливейших смертных, так, первый — Софокл, затем Лопе де Вега, Шекспир, Вольтер и другие.

83

Согласно Канту{5}, легче дедуцировать строение небесных тел, чем гусеницы. То же относится и к эпическому воспеванию, — вполне определенного мещанина из маленького городка труднее изобразить поэтически, чем какого-нибудь туманного героя из стран Востока; точно так же, по Скалигеру (de Subtil, ad Card. Exerc. 359. Sect. 13), ангелу легче воплотиться, чем мыши, — ему для этого нужно меньше (вещества).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Приготовительная школа эстетики"

Книги похожие на "Приготовительная школа эстетики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жан-Поль Рихтер

Жан-Поль Рихтер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики"

Отзывы читателей о книге "Приготовительная школа эстетики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.