» » » » Тамара Курдюмова - Литература. 7 класс. Методическое пособие

Тамара Курдюмова - Литература. 7 класс. Методическое пособие

Здесь можно купить и скачать "Тамара Курдюмова - Литература. 7 класс. Методическое пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тамара Курдюмова - Литература. 7 класс. Методическое пособие
Рейтинг:

Название:
Литература. 7 класс. Методическое пособие
Издательство:
Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a
Год:
2014
ISBN:
978-5-358-13077-7
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литература. 7 класс. Методическое пособие"

Описание и краткое содержание "Литература. 7 класс. Методическое пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное пособие предназначено учителям, работающим по программе Т. Ф. Курдюмовой для школ (5—9 классы); соответствует ФГОС основного общего образования.

В книге даны новые подходы к изучению традиционных тем.






Т. Ф. Курдюмова

Литература. 7 класс. Методическое пособие к учебнику

Литературное образование в средней школе. Система и ее структура

Каждый учебный предмет расширяет горизонты ученика и помогает увидеть реальную картину окружающего мира. «Литература» как учебный предмет не только рисует панораму этого мира, но и дарит способ общения с ним. Войдя в мир литературы, ученик становится хозяином слова: он способен его истолковать, сопроводить собственным комментарием, стать исполнителем избранного по своему вкусу текста.

Встреча Автора и Читателя – это всегда диалог, а временами и полилог с участием множества заинтересованных лиц. Внимательно прочитанный текст становится собственностью Читателя, частью его духовного достояния. При этом перед учеником стоит и более частная и даже техническая задача – необходимость овладеть культурой устной и письменной речи. Конечно, эта задача решается в процессе приобщения ко всему комплексу учебных предметов, но организатором и вдохновителем этого процесса служат уроки русского языка и литературы.

Неизбежное обилие авторов и произведений, с которыми встречается ученик, помогает свободному обмену соображениями и суждениями по поводу прочитанных книг. Но, хотя такое общение читателей происходит в любой среде, практика взрослого читателя подсказывает, что случайность выбора книг для чтения во многом уменьшает результаты такого эмоционально действенного акта и в конструировании общей картины реального мира такие произвольные включения недостаточны. Разрозненные факты, как бы ни были они интересны сами по себе, без осмысления их места в общей системе так и остаются россыпью фактов. Организует знание и оставляет прочный след в памяти лишь система. Только внутри четко организованной системы литературного образования начинают активно взаимодействовать и авторы, и тексты художественных произведений.

Человечество в его сегодняшнем виде ярче всего воплотило свои творческие возможности в науке, а жизнь мысли и чувств – в искусстве. Литературное образование помогает принять участие в осознании сегодняшнего дня во всей его сложности. Посмотрим на варианты элементов системы литературного образования, которые уже утвердили себя в практике средней школы:

– доступность возрасту и уровню подготовки;

– представление о времени создания художественного произведения;

– неразрывная связь с овладением теми знаниями, умениями и навыками, которые приносит учебный предмет в житейскую практику.

Однако этих общих требований для создания системы изучения искусства слова недостаточно. Рядом с искусством давно возникли помогающие его исследовать искусствоведческие науки. Словеснику со студенческих лет памятен труд Н. Буало-Депрео (1636–1711), написанный в виде поэмы. В этой поэме, названной «Поэтическое искусство» (1674 год), ясно обозначены четкие границы всех существовавших в ту пору свершений искусства слова и убедительно мотивирована важность внимания к их особенностям, которые помогают осмыслить и сам процесс, и отдельные формы организации художественного слова. Так, в нашей программе вслед за тремя обозначенными позициями, которые помогают создать систему, находят свое место более частные признаки – от класса к классу расширяются сфера наблюдений за текстом и возможности точной характеристики художественных произведений. Так потребность, идущая от стремления все понять, помогает расширить горизонты наблюдения читателя.

Логика следования наблюдений для нас ясна: путешествие искусства слова во времени и пространстве рисует эпохи – страны – героев, и при этом в каждом частном случае более всего вызывает интерес событие, действие, а для художественного произведения они закреплены прежде всего в сюжете… Этот интерес помогает организовать работу над произведениями разных эпох, авторов, жанров. Любое описание требует внимания к деталям – каждый шаг наблюдения помогает точнее оценить художественные средства, которыми пользуется автор. События совершаются и меняют судьбы героев произведений: сюжет требует внимания к движению времени, его этапам, его шагам, его участникам, Время живет в мельчайших деталях. Читателю нужен событийный фон этих свершений: время и пространство предстают перед юными читателями в самых различных воплощениях и в различных вариантах их взаимодействия. Сюжет всегда соотнесен с тем, что окружает человека.

Как предстает перед читателем время?

Время:

– как эпоха жизни писателя, как биография этого человека и логика этапов его творчества;

– как жизнь, изображенная в произведении;

– как день и час встречи читателя с этим произведением.

Как видит читатель пространство?

Пространство:

– как Вселенная;

– как изображенные обстоятельства: страна, город, деревня, сад, дом;

– как белая береза под окном юноши Есенина;

– как итинерарий (перечень посещенных мест) каждого писателя и каждого героя.

Время и пространство предстают в многообразии своих связей. Именно они организуют материал изучения, повторяя в каждом классе путь от древности до сегодняшнего дня.

В 5 классе время живет и в специальных разделах, связанных с конкретными событиями, и в разделе «Связь времен», и в разделе, посвященном судьбам старых героев в новых произведениях иных авторов. Это мы видим и в «Орле Синдбада» Н. Гумилева, и в вариантах сказок польского классика Б. Лесьмяна о новых приключениях Синдбада.

Умению видеть пространство вокруг героев, вписать человека в контекст эпохи помогают строки описаний природы – пейзажной лирики и прозы, – они обрамляют сюжетные произведения нашей программы. Это – давняя традиция изучения искусства слова. Так, свой красный диплом В. В. Набоков получил в Кембридже, как он сам вспоминал, более всего за описание сада Плюшкина на торжественном выпускном экзамене университета.

Увидев событие, ученики убеждаются в том, что главное художественное преимущество текста таится и в мелочах и требует к ним пристального внимания.

Первый год литературного образования с его настойчивым обращением к внимательному изучению произведений искусства слова знакомит читателя с важнейшими элементами системы: он обозначает логику очертаний, границы процесса жизни литературы во времени (от древности до наших дней) и исследует множество важных деталей, попутно оценивая их место и роль в сложном и волнующем мире искусства.

Ставя в центре изучения 5 класса сюжет, мы рассматриваем его особенности. Так, кроме завязки, кульминации и развязки в наблюдение за развитием сюжета включаются экспозиция и эпилог, не остаются в стороне и параллельные сюжеты.

Описание любого события содержит множество деталей, цель использования которых – точность и яркость изображения. Юный читатель, наблюдая, знакомится с различными вариантами связи формы и содержания. При этом учебник и рабочая тетрадь своими вопросами и заданиями помогают внимательнее рассмотреть и связь веков, и неразрывность связи Времени и Героя.

Программа и учебник всех последующих классов стремятся ввести в обиход читателя обстоятельное знакомство с героем художественного произведения. Они помогают читателю подумать над всеми аспектами наблюдений за человеком. Это и поиски формы повествования о внешнем облике человека, и внимание к его речи и манере поведения, и соотношение поступка – характера в ходе осмысления событий, и реальное место героя среди других людей, и его оценка автором.

Несомненно, герой остается главной темой для разговора о художественном произведении. Стремясь сделать более обстоятельным знакомство с Человеком, программа 6 класса включает много автобиографических произведений. Желание и умение рассказать о себе – побудительная причина создания такого произведения и важная проблема для обсуждения в классе. Такое обсуждение может породить и создание собственных «жизнеописаний», которые стоит использовать с осторожностью, поскольку мы четко представляем себе, что описание человека всегда тесно связано с его оценкой и даже самооценкой и предполагает точный учет возможных педагогических последствий.

В 6 классе представлены важнейшие вопросы, которые связаны с обсуждением облика и характера человека. При этом очень последовательно подчеркивается необходимость формирования уважительного подхода к любому шагу в этом направлении. Живой интерес, искреннее внимание и уважение, доказательность и точность оценок – неизбежные условия обращения к герою художественного произведения.

Среди частных вопросов особого внимания заслуживает портрет героя. И тут нам спешит помочь А. С. Пушкин. Ученикам памятен облик героев его сказок, «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила» и герои этой поэмы. В 7 классе можно активно использовать повесть А. С. Пушкина «Дубровский». Такого блестящего сопоставления вариантов портрета героя на страницах одного произведения ученики пока еще не рассматривали. Вот Владимир Дубровский в строках полицейского протокола того далекого века, вот – в рассказе испуганной гостьи Троекурова и в попутных заметках автора. Важен не только очевидный читателю привлекательный облик молодого Дубровского – важно то, как автор показывает нам, что каждый человек видит других по-иному. И описание внешности другого человека (и автопортрет) всегда подчинен личности того, кто его создает. Читатель убеждается, что одни и те же черты могут вызвать и романтический облик, и злую карикатуру. Так, в описании внешности одного героя возникают ценностные характеристики и других участников событий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литература. 7 класс. Методическое пособие"

Книги похожие на "Литература. 7 класс. Методическое пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тамара Курдюмова

Тамара Курдюмова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тамара Курдюмова - Литература. 7 класс. Методическое пособие"

Отзывы читателей о книге "Литература. 7 класс. Методическое пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.