» » » » Коллектив авторов - Литература. 10 класс


Авторские права

Коллектив авторов - Литература. 10 класс

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов - Литература. 10 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов - Литература. 10 класс
Рейтинг:
Название:
Литература. 10 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-358-13130-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литература. 10 класс"

Описание и краткое содержание "Литература. 10 класс" читать бесплатно онлайн.



Данный учебник для учащихся 10 класса входит в линию учебников, созданных по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века.






Знаменательно, что период южной ссылки Пушкина открывается и завершается двумя романтическими элегиями, посвященными морю, – «Погасло дне́вное светило…» (1820) и «К морю» (1824).

«Ночью на корабле я написал Элегию…» – писал Пушкин брату Льву Сергеевичу 24 сентября 1820 года. В печати стихотворение «Погасло дневное светило…» появилось в том же году, впоследствии была добавлена помета «Подражание Байрону».

Элегия написана в форме монолога, содержащего грустные размышления о былом и предстоящем. Она привлекает своей искренностью и задушевностью, взволнованностью и напевными интонациями. Основная тема элегии – добровольное изгнание лирического героя, покидающего «брега печальные» «туманной родины» и стремящегося «с волненьем и тоской» в «волшебные края» «земли полуденной». Ведущая тема раскрывается через мотивы душевного страдания, разочарованности в «легкокрылой радости», непрочности дружеских связей, предательства, безумной и трагической любви. Вместе с тем присутствует мотив мечты и надежды. Литературоведы отмечают, что эти романтические мотивы являются сквозными в южной лирике Пушкина.

Ключевыми словами и словосочетаниями этой романтической элегии, отражающими внутреннее состояние лирического героя, стали послушное ветрило, угрюмый океан, с волненьем и тоской, воспоминанье, безумная любовь, желаний и надежд томительный обман, грозная прихоть обманчивых морей, потерянная младость и т. д.

Колоритен образ морской стихии: она названа то океаном, то морем синим. Эта стихия грозная и угрюмая, обманчивая и подверженная прихоти страстей. Волнение моря необходимо лирическому герою, так как оно созвучно с его настроением, борением страстей в его собственной душе.

«Погасло дневное светило…», как и романтические поэмы, написанные в период первой ссылки, напоминают многими чертами поэзию Дж. Г. Байрона. Как отмечал известный ученый-филолог Д. Д. Благой, «байроновщина стихов Пушкина действительно лежала на самой поверхности: море, корабль, лирическое обращение к тому и другому, стремление поэта к «пределам дальним». Именно это и побудило самого Пушкина придать стихам… подзаголовок: «Подражение Байрону».

Лирика любви

Тема любви – одна из главных в лирике Пушкина. Если в лицейские и послелицейские годы эта тема воплощается в духе анакреонтической поэзии, то впоследствии она приобретает иной характер: чувства и любовные переживания становятся глубже.

В романтической любовной лирике Пушкина присутствует идеальный образ женщины («Все в ней гармония, все диво, / Все выше мира и страстей…»), оказывающей огромное воздействие на лирического героя. Образ возлюбленной – это возвышенный и божественный образ:

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

«Красавица»

Не случайно стихотворение, посвященное Наталии Николаевне Гончаровой, называется «Мадона»[4]. Поэт, любуясь внешней и духовной красотой изображенной на иконе Пречистой Девы с божественным Спасителем, находит свой идеал: «Творец / Тебя мне ниспослал, моя Мадона, / Чистейшей прелести чистейший образец».

Философские мотивы

В стихотворениях Пушкина просматривается эволюция его творческого метода: постепенный переход от романтического к реалистическому способу восприятия действительности, выражения мыслей, чувств, настроений автора и лирического героя.

В романтический период творчества поэта тема свободы, являясь одной из главных, приобретает философский характер: появляются ноты пессимистического, а иногда и трагического ее осмысления. Возникает антитеза «поэт – толпа». Толпа не только не понимает, но даже враждебно относится к вольнолюбивым настроениям поэта. Все это порождает сомнение и скептицизм.

Проблема свободы в ее трагическом освещении принимает глубокий философский смысл в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…», написанном в 1823 году, кризисном для Пушкина.

Тематика стихотворения определяется уже эпиграфом «Изыде сеятель сеяти семена своя» – цитатой из евангельской притчи о сеятеле. В ней говорится, что вышел сеятель и стал разбрасывать семена. Одно упало при дороге и было поклевано птицами; другое упало на каменистую почву, быстро взошло и погибло, так как не имело корня. Третье попало в тернии, и сорная трава заглушила его. Четвертое упало на благодатную почву и принесло большие плоды. Рассказав народу эту притчу, Христос объяснил ее значение. Он сказал, что семя – это слово Божие, дорога символизирует сердце человека неразумного и потому не принимающего слова о доброй жизни. Каменистая почва – это духовно слабый человек, по своей трусости отказавшийся от божественной мудрости. Почва, на которой произрастают тернии, символизирует людей, отягощенных материальными заботами, каждодневной суетой. Благодатная почва – это душа человека, готового к восприятию слова Божия и желающего понять его, делающего добро людям.

В черновике письма Пушкина к А. И. Тургеневу от 1 декабря 1823 года читаем: «…на днях я закаялся – и, смотря на запад Европы и вокруг себя, обратился к Евангелию и произнес сию притчу в подражание Иисусовой».

Стихотворение состоит из двух строф, содержание которых противопоставлено друг другу. Первая строфа – характеристика лирического героя, поэта, попытавшегося пробудить людей от рабства и убедившегося в бесплодности своей деятельности, вторая – гневное обличение, обращенное к тем «мирным народам», которые пребывают в духовном рабстве и не могут в силу этого откликнуться на вольнолюбивые призывы.

Для более глубокого понимания пушкинского взгляда на духовное состояние людей, не развивающих в себе чувства собственного достоинства, идей свободы и добра, следует обратиться к стихотворению «Мое беспечное незнанье…» («Бывало, в сладком ослепленье…»).

И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный.
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

«Мое беспечное незнанье…»

Суетность, предпочтение сиюминутных интересов высоким истинам – все это и есть неподготовленность людей к усвоению вековой мудрости, гуманистических позиций, которые пытается донести до них поэт.

Последние шесть строк почти дословно перешли в стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». Изменения, произведенные в трех строках, усиливают обличительно-иронический пафос произведения.

В октябре – ноябре 1824 года Пушкин создал цикл из девяти стихотворений «Подражания Корану». Творчески перерабатывая содержание сур (глав) Корана, поэт выражает свое отношение к системе ценностей священной книги мусульман. Известный литературовед Г. А. Гуковский оценил этот стихотворный цикл как реалистическое воссоздание восточной культуры. Из краткого изложения Корана Пушкин создал законченную развернутую картину.

В заключительных строках стихотворения содержится не только признание путником всемогущества Бога – это очевидно, но и радостное чувство от познанного:

Святые восторги наполнили грудь:
И с Богом он дале пускается в путь.

В этом отрывке отчетливо ощущается смена интонаций. Неторопливое эпическое повествование сменяется диалогом путника и Бога, затем осуществляется переход от горестных эмоций к радостным, которые нарастают с каждой строчкой. И венцом испытанного путником восторга становится лаконично и емко выраженная философская мысль об осознании человеком божественной воли.

Среди философских мотивов, развиваемых в лирике последнего десятилетия, внимание Пушкина привлекают вечные вопросы человеческого бытия – жизнь и смерть, непрерывное обновление жизни, борьба добра и зла в мире и в самом человеке, внутренняя сущность человека и т. д.

Пушкина постоянно волнует тема смерти и смены поколений, о чем он и пишет в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829). Однако ожидание своего ухода соседствует с философским оптимизмом, пониманием и принятием разумности вечного закона обновления жизни. Эта мысль звучит и в других стихотворениях Пушкина философской направленности.

К таким произведениям относится «Элегия» (1830). Стихотворение состоит из двух частей. В первой части друг другу противостоят развернутые метафоры «безумных лет угасшее веселье» (годы юности, жизнелюбивые настроения) и «грядущего волнуемое море» (воображаемое будущее). Лирический герой видит перед собой унылый путь, будущее сулит ему лишь труд и горе. Вторая часть как будто находится в противоречии с первой, она наполняется оптимистическими настроениями и надеждами, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». Вместе с тем продолжает развиваться тема непрерывности жизни. И юность и зрелость обладают своей неповторимостью, привлекательностью и богатыми возможностями самореализации личности как в творческом, так и в человеческом отношении.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литература. 10 класс"

Книги похожие на "Литература. 10 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов - Литература. 10 класс"

Отзывы читателей о книге "Литература. 10 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.