» » » » Коллектив авторов - Литература. 10 класс


Авторские права

Коллектив авторов - Литература. 10 класс

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов - Литература. 10 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов - Литература. 10 класс
Рейтинг:
Название:
Литература. 10 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-358-13130-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литература. 10 класс"

Описание и краткое содержание "Литература. 10 класс" читать бесплатно онлайн.



Данный учебник для учащихся 10 класса входит в линию учебников, созданных по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века.






Любовь к отечеству воспринимается Пушкиным как глубоко интимное чувство и переживание. Вам хорошо знакомы строки о минутах «вольности святой», которых лирический герой ждет «с томленьем упованья», «как ждет любовник молодой минуту верного свиданья».

В стихах, написанных в петербургский период, еще ощущается влияние философии и поэтики различных литературных направлений – и классицизма, и сентиментализма, и романтизма. Вместе с тем в них уже чувствуется складывающийся индивидуальный пушкинский стиль. Что же касается идей свободы, им поэт остается верен на протяжении всего своего творчества.

В 1817 году создана и получила распространение в списках ода «Вольность», провозглашающая равенство власти и народа перед законом. Она имеет традиционную для русского классицизма трехчастную композицию. Поэт начинает «Вольность» с обращения, в котором уже обозначена главная тема стихотворения – прославление свободы и обличение тирании. Создается антитеза: «тираны мира», «неправедная Власть» – «Вольность святая» как основа справедливого общества, управляемого законом. Также противопоставлены друг другу «Цитеры слабая царица» и «гроза царей, Свободы гордая певица». Иначе говоря, использовано характерное для русского классицизма противопоставление любовной и героической поэзии. Что касается антитезы «любовь – свобода», то она содержит романтическое начало.

Заявленная во вступлении к оде позиция поэта развивается в основной части через конкретизирующие и подчиненные ей темы. Это, прежде всего, тема неправедной власти, тирании, держащейся на страхе подданных, постоянных репрессиях («везде бичи, везде железы», «неволи немощные слезы»), пренебрежении законом. Эта власть получает у Пушкина развернутое мрачное определение – «Рабства грозный Гений и Славы роковая страсть», в котором соединяются попрание человеческих прав и непомерное тщеславие.

Теме роковой власти противостоит тема торжества закона в государстве, которая дополняется мотивом равенства перед законом всех граждан.

                …венец и трон
Дает Закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Следующая тема, развивающая основную, – взаимодействие народа, закона и власти. Может ли народ насильственно сменить власть путем восстания, революции? Пушкин категорически это отрицает и на исторических примерах (Французская революция 1789 года, воцарение Наполеона, убийство в результате заговора российского императора Павла I) показывает гибельность вольного обращения с законом или пренебрежения им. Поэт кратко и емко передает страшные исторические картины насильственной гибели монархов и орудие цареубийства называет «преступной секирой», а плаху, на которую взошел Людовик, «кровавой плахой вероломства». Свержение власти во Франции в результате восстания обернулось установлением жестокой диктатуры Наполеона.

И се – злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

Здесь использован прием резкого перехода от мотива осуждения беззакония революционных вождей к неотвратимости новой тирании. Отношение к Наполеону вызвано событиями Отечественной войны 1812 года.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу…

В стихотворении мы читаем призыв: «Восстаньте, падшие рабы!» Нет ли тут некоего противоречия: с одной стороны, поэт выступает против насильственного свержения власти, с другой – стимулирует восстание? Нет, здесь речь идет не о восстании, а о духовном росте общества, которое должно преодолеть страх перед тиранией и осознать роль закона в защите своих человеческих и гражданских прав.

Завершается ода выводом – обращением к царям, в котором вновь сформулировано философско-социальное кредо юного Пушкина.

Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Однако мы ощущаем противоречие между существующим и должным положением дел, что свойственно классицизму. Утверждая идеальную модель общества, автор не может привести конкретных исторических примеров, подтверждающих существование такого государства, и приводит лишь негативные примеры, вызванные несоблюдением главенства закона в жизни той или иной страны.

Влияние классицизма на создание этого стихотворения проявилось в характерных для оды чертах: обращение к читателям, открытое обличения порока, нравоучительный пафос, использование архаизмов для придания торжественности и особой значимости высказываемых автором суждений, рисуемых им картин (забвенье, глас, за сими, потаенны, врата, днесь и т. д.), упоминание мифологических или античных героев (Клии страшный глас, Калигулы последний час и др.).

Интересно взглянуть на графику стихотворения. Такие философско-нравственные и социальные понятия, как Вольность, Свобода, Рабство, Гений, Судьба, Закон, Вероломство пишутся с прописной буквы. Возможно, поэт этим приемом подчеркивает их особую значимость.

Стихотворение «Деревня» датируется 1819 годом. Оно написано под впечатлением двух поездок в родовое имение – село Михайловское.

В стихотворении ощущается воздействие традиций сентиментальной и романтической поэзии. «Деревня» состоит из двух противопоставленных друг другу частей. В первой – детально изображенная картина Михайловского: «темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами», «ручьи в кустарниках», «лазурные равнины», «парус рыбаря», «ряд холмов и нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты» и т. д. Поэт использует лексику, характерную для пейзажной лирики сентименталистов и романтиков: на лоне счастья и забвенья, мирный шум дубров, сей, лазурные равнины, мельницы крилаты, отрадный глас и др.

В начале первой части – антитеза, свойственная певцам сельской жизни: поэт отдает предпочтение «праздности вольной» перед великосветскими забавами столичной знати. Прекрасные картины природы настраивают поэта на философские размышления об истинных ценностях:

И не завидовать судьбе
Злодея иль глупца – в величии неправом…

Первая часть завершается обращением в духе романтиков к оракулам веков, т. е. великим писателям и философам, чей «отрадный глас» слышнее звучал в «уединенье величавом», чьи «творческие думы в душевной зреют глубине».

Вторая часть резко отличается от предшествующей. Если в первой в восторженном стиле передавались картины природы и чувства внутренней удовлетворенности, то во второй – с чувством глубокой горечи бичуются дикие крепостнические нравы, «невежества убийственный позор», постоянное нарушение прав крестьянина, полностью зависящего от «неумолимого Владельца», от прихоти «бесчувственной злодея». Поэт называет права, отнятые произволом сельского тирана: «и труд, и собственность, и время земледельца», право на личное счастье.

Пушкин создает зримые образы «Барства дикого» и «Рабства тощего».

Соответственно во второй части меняется и тональность авторской речи. От мирной созерцательности поэт переходит к негодованию, гневному обличению. Резкий контраст возникает уже в начальной строке второй части:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает…

Настроение поэта постоянно меняется. От обличения существующих порядков оно переходит к раздумью о сущности поэтического творчества и возможности поэта повлиять на общественные нравы.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?..

Поэт ставит перед собой вопрос о роли поэзии в жизни общества. Ответ на него будет дан в творчестве Пушкина значительно позднее («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Поэту» и др.).

Падение рабства в стране должно произойти не революционным, а законным путем, по воле просвещенного монарха: «И Рабство, падшее по манию царя…»

Свобода, о которой мечтал Пушкин и многие прогрессивные деятели первой трети XIX века, названа поэтом просвещенной. Однако надежда на ее достижение высказана уже со знаком вопроса:

И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Так на интонации раздумья заканчивается стихотворение «Деревня».

Романтическая лирика периода южной ссылки

В конце 1810-х – начале 1820-х годов Пушкин окончательно формируется как поэт-романтик. Одним из его любимых романтических образов становится образ моря, символизирующий свободную и могущественную стихию, влекущую воображение поэта. Морской пейзаж в творчестве романтиков помогает выразить настроение личности, ощущающей себя независимой и самоценной, порой страдающей и разочарованной. Именно поэтому и В. А. Жуковский, и А. С. Пушкин, и Ф. И. Тютчев рисуют в стихах одушевленный образ моря, обращаются к нему как к живому собеседнику. Море вдохновляло поэтов на создание прежде всего элегий, в которых мысли и чувства, навеянные образом бескрайней стихии, приобретают обобщенно-философский и в то же время исключительно личностный характер.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литература. 10 класс"

Книги похожие на "Литература. 10 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов - Литература. 10 класс"

Отзывы читателей о книге "Литература. 10 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.