Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Девочка, катящая серсо...»"
Описание и краткое содержание "«Девочка, катящая серсо...»" читать бесплатно онлайн.
Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина (1897/98–1980) до недавнего времени была известна как муза и возлюбленная H. Гумилёва и О. Мандельштама, как адресат стихотворных посвящений поэтов серебряного века… Однако «Сильфида», «Психея», «тихая очаровательница северной столицы», красавица, актриса, которую Гумилёв назвал «царь-ребенок», прежде всего была необычайно интересным художником. Литературное же наследие Ольги Гильдебрандт впервые собрано под обложкой этой книги. Это воспоминания о «театральных» предках, о семье, детстве и юности, о художниках и, наконец, о литературно-артистической среде Петербурга-Петрограда второй половины 1910-х — начала 1920-х годов и ее знаменитых представителях: Гумилёве, Мандельштаме, Блоке, Кузмине, Мейерхольде, Юркуне, Глебовой-Судейкиной, о доме Каннегисеров… Часть текстов публикуется впервые. Содержание книги дополняет богатый иллюстративный материал, включающий не только портреты и фотографии героев воспоминаний, но и репродукции акварелей Ольги Гильдебрандт.
18
См. прим. 10.
19
«Убежище для престарелых театральных деятелей» (современный Дом ветеранов сцены Всероссийского театрального общества им. М. Г. Савиной (СПб., Петровский пр., 13) основано М. Г. Савиной в 1896 году. По завещанию М. Г. Савиной она была похоронена в ограде парка, возле «Савинского» корпуса; позднее рядом с ней был похоронен и ее муж А. Е. Молчанов.
20
Dorpat — Дерпт, немецкое название города Юрьев (теперь — Тарту).
21
Эмбах — река в Эстонии (эстонское название — Эмайыги).
22
См. прим. 19.
23
Ср. в дневнике М. А. Кузмина: «Тогда многие делали зароки до окончания войны. Как Лина Ив<ановна> до сих пор не ест сигов» (Кузмин М. Дневник 1934 года. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2007. С. 55).
24
Линца Тамм — дочь К. И. Тамма, брата Лины Ивановны. По всей видимости, «внучка Людочка» — ее дочь, так как у Л. И. Тамм не было детей.
25
Ю. И. Юркун был арестован в 1938 году.
26
«Индийская гробница» (1921) — фильм Дж. Мэя, где Фейдт снялся в роли князя Эшнапура.
27
См. в письме О. Н. Гильдебрандт Ю. И. Юркуну: «Огромное зло сделала нам всем Линца. Она мучила Лину Ивановну, оскорбляла маму, била своего чудного кроткого ребенка, изводила меня. А после обокрала нас, уничтожила все в квартире, сделала невозможным мое возвращение в Ленинград» (наст. изд.).
28
Возможно, имеется в виду стихотворение А. Кольцова «Песня» («Говорил мне друг, прощаючись…», 1839), последняя строфа которого начинается строкой «Ну, Господь с тобой, мой милый друг».
29
«Каширская старина» (1872) — пьеса Д. В. Аверкиева.
30
Анна Ивановна Бекенская — соседка О. Н. Гильдебрандт.
31
Е. Н. Шадрина.
32
См. письмо Ю. И. Юркуну 1946 года (наст. изд.).
33
Перикола — кошка О. Н. Гильдебрандт.
34
«Трагедия любви» («Tragödie der Liebe», 1923) — немецкий фильм режиссера Дж. Мэя; в ролях: М. Дитрих, Э. Яннингс, М. Мэй.
35
«Тринадцать» (1927–1932) — группа художников-графиков, названная по первоначальному числу участников. Ядро группы составили Н. Кузьмин, В. Милашевский, Д. Даран и С. Расторгуев; позднее к ним присоединились Л. Зевин, Над. Кашина, Нина Кашина (Н. Памятных), Т. Лебедева (Маврина), М. Недбайло, Б. Рыбченков, а также саратовский художник В. Юстицкий и ленинградцы О. Гильдебрандт и Ю. Юркун. Группа подготовила три выставки (февраль 1929, весна 1930 (не была открыта из-за конфликта среди участников), весна 1931). В целом творческая платформа основывалась на стремлении уйти от канонов академического рисования к непосредственности выразительного наброска, от композиционной заданности к утонченной свободе передачи образа. Подробнее см. во вступительной статье Н. Плунгян к настоящей книге.
36
Анри де Марсе — один из героев цикла О. де Бальзака «История Тринадцати» (1834).
37
Согласно комментарию М. А. Немировской, местонахождение картины «Сухарева башня» («Утро на Садовой») неизвестно. Первоначальный эскиз хранился у дочери художника.
38
Даран жил в те годы в Гагаринском переулке (ныне улица Рылеева).
39
«Но мы, безумные Ансельмы, — / Фантасты и секретари!» — заключительные строки стихотворения М. Кузмина «Прогулка (Картина С. Судейкина)» («Оставлен мирный переулок…», 1912), посвященного С. Судейкину. Ансельм — герой повести Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок».
40
Имеются в виду иллюстрации Т. Мавриной к сказке А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», изданные в 1960 году.
41
О собрании икон Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной см.: Маврина Т. А. Наша коллекция // Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1980. С. 391–408.
42
Ср. у В. Ф. Ходасевича в очерке «Диск» (1937): «…художник Милашевский, обладавший классическими гусарскими штанами, не менее знаменитыми, чем „пясты“, и столь же гусарским успехом у прекрасного пола…» (цит. по: Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991. С. 420). О. Гильдебрандт, возможно, была знакома с этим очерком Ходасевича по его книге «Литературные статьи и воспоминания» (Нью-Йорк, 1954). Другие высказывания Ходасевича о Милашевском неизвестны.
43
Холомки — бывшая усадьба князя А. Г. Гагарина, расположенная в 17 километрах к юго-востоку от Порхова Псковской области. В 1920–1921 годах в Холомках и соседнем с ним имении Бельское Устье была организована художественная колония, для поддержания голодающей в Петрограде творческой интеллигенции. В Холомках жили и работали К. И. Чуковский, Е. И. Замятин, В. Ф. Ходасевич, Г. С. Верейский, М. М. Зощенко, М. Л. Слонимский и другие писатели и художники.
44
«Dichtung und Wahrheit» («Поэзия и правда») — автобиография И. В. Гёте, содержащая историю детства и юности поэта.
45
Имеется в виду Н. Пиросманишвили.
46
Повесть Ю. И. Юркуна «Дурная компания» была издана с рисунками Ю. П. Анненкова в Петрограде в 1917 году.
47
«Der Querschnitt» — иллюстрированный художественно-литературный журнал, выходивший в Германии в 1924–1933 годах.
48
Премьера «Маскарада» по пьесе М. Ю. Лермонтова состоялась на сцене Александринского театра 25 февраля 1917 года.
49
В. Э. Мейерхольд инсценировал легенду Л. Н. Толстого «Петр Хлебник» на сцене Александринского театра в 1918 году.
50
Спектакль «Горе уму» по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» в Театре В. Э. Мейерхольда был поставлен в 1928 году.
51
См. комм. 1 к тексту «Немного о себе» (наст. изд.).
52
Имеются в виду героини пьес популярного в конце XIX века немецкого драматурга Германа Зудермана (1857–1928). В середине 1890-х годов в антрепризе К. Н. Незлобина В. Ф. Комиссаржевская играла роли в двух пьесах Зудермана: Рози («Бой бабочек») и Клерхен («Гибель Содома»).
53
«Сестра Беатриса» М. Метерлинка была поставлена В. Э. Мейерхольдом на сцене Петербургского Театра Комиссаржевской в 1906 году. В. Ф. Комиссаржевская исполняла роль Беатрисы.
54
Доктор Дапертутто — литературный псевдоним В. Э. Мейерхольда в период его работы в петербургских императорских театрах (1908–1917). Заимствован у Э. Т. А. Гофмана.
55
Вскоре после ареста В. Э. Мейерхольда З. Н. Райх была убита в своей московской квартире в Брюсовом переулке. Она скончалась 20 июня 1939 года от многочисленных ножевых ранений; тайна ее смерти остается до сих пор окончательно невыясненной.
56
Имеется в виду Виктория Александровна Швейцер.
57
Дом номер 10 по Саперному переулку был построен в 1839–1840 годах архитектором А. П. Гемилианом, в 1900–1901 годах перестроен (с надстройкой трех верхних этажей) по проекту А. Н. Веретенникова и приобрел свой нынешний вид. Семья Каннегисеров, согласно воспоминаниям Нины Николаевны Каннегисер (1909–1982), двоюродной сестры Леонида, жила «в соединенных сквозным переходом квартирах 4 и 5» (рукопись в собрании М. С. Лесмана). В 1904–1905 годах в этом доме, владельцем которого был Н. А. Тиран, размешалась редакция журналов «Новый путь» и «Вопросы жизни».
58
Имеются в виду: Елена Арнольдовна Левенстерн — преподаватель по классу рояля — и ее сестра Зельма Арнольдовна Левенстерн — заведующая в Школе драмы и музыки Н. И. Кранца и В. В. Покровского, помещавшейся в 1912–1913 годах в доме на углу Литейного пр. и Симеоновской ул. (№ 45/8), с 1914 года — владелицы частной музыкальной студии, до 1916 года располагавшейся по тому же адресу.
59
«Ярым поклонником Блока» назван В. С. Чернявский и в воспоминаниях Рюрика Ивнева (см. его «Избранное» [М., 1988. С. 308]). Блок, между прочим, участвовал в составленном Чернявским (совместно с М. А. Долиновым) сборнике «Зеленый цветок» (П., 1915), объединившем, как и изданный ранее при участии Чернявского сборник «Шестой гимназии ее ученики» (СПб., 1912), в основном бывших воспитанников петербургской 6-й гимназии (стихотворения некоторых участников «Зеленого цветка» см. также в издававшемся учениками 6-й гимназии в 1911–1914 годах «на правах рукописи» журнале «Северное сияние», который с 1913 года редактировался И. Оксеновым).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Девочка, катящая серсо...»"
Книги похожие на "«Девочка, катящая серсо...»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»"
Отзывы читателей о книге "«Девочка, катящая серсо...»", комментарии и мнения людей о произведении.