» » » » Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»


Авторские права

Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»

Здесь можно скачать бесплатно "Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»
Рейтинг:
Название:
«Девочка, катящая серсо...»
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2007
ISBN:
978-5-235-02981-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Девочка, катящая серсо...»"

Описание и краткое содержание "«Девочка, катящая серсо...»" читать бесплатно онлайн.



Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина (1897/98–1980) до недавнего времени была известна как муза и возлюбленная H. Гумилёва и О. Мандельштама, как адресат стихотворных посвящений поэтов серебряного века… Однако «Сильфида», «Психея», «тихая очаровательница северной столицы», красавица, актриса, которую Гумилёв назвал «царь-ребенок», прежде всего была необычайно интересным художником. Литературное же наследие Ольги Гильдебрандт впервые собрано под обложкой этой книги. Это воспоминания о «театральных» предках, о семье, детстве и юности, о художниках и, наконец, о литературно-артистической среде Петербурга-Петрограда второй половины 1910-х — начала 1920-х годов и ее знаменитых представителях: Гумилёве, Мандельштаме, Блоке, Кузмине, Мейерхольде, Юркуне, Глебовой-Судейкиной, о доме Каннегисеров… Часть текстов публикуется впервые. Содержание книги дополняет богатый иллюстративный материал, включающий не только портреты и фотографии героев воспоминаний, но и репродукции акварелей Ольги Гильдебрандт.






59

«Ярым поклонником Блока» назван В. С. Чернявский и в воспоминаниях Рюрика Ивнева (см. его «Избранное» [М., 1988. С. 308]). Блок, между прочим, участвовал в составленном Чернявским (совместно с М. А. Долиновым) сборнике «Зеленый цветок» (П., 1915), объединившем, как и изданный ранее при участии Чернявского сборник «Шестой гимназии ее ученики» (СПб., 1912), в основном бывших воспитанников петербургской 6-й гимназии (стихотворения некоторых участников «Зеленого цветка» см. также в издававшемся учениками 6-й гимназии в 1911–1914 годах «на правах рукописи» журнале «Северное сияние», который с 1913 года редактировался И. Оксеновым).

60

По нашему предположению, речь идет о домашней постановке «Балаганчика» А. А. Блока (1906), осуществленной в конце 1910 года и позднее описанной одним из ее участников, Вас. В. Гиппиусом, в его воспоминаниях о Блоке (впервые опубл.: Ленинград. 1941. № 3. С. 18–20). Несмотря на то, что 14-летний Леонид Каннегисер не имел непосредственного отношения к этой постановке, разыгранной его старшими друзьями в доме, где творческий (и, в частности, театральный) дух культивировался его отцом (см. письмо И. С. Каннегисера к М. Г. Савиной от 24 февраля 1910 г.: РГАЛИ. Ф. 853. Оп. 2. Ед. хр. 627), понятно, что по цензурным условиям 1941 года всякое упоминание о семье Каннегисеров было невозможно. Рассказывая о своей встрече с А. Блоком у С. Городецкого «в конце зимы 1910 г.» [судя по письмам Городецкого Блоку (Лит. наследство. Т. 92. Кн. 2. С. 50–51), встреча произошла в первые дни 1911 г.], Гиппиус ограничивается в тексте воспоминаний глухим намеком на реальные обстоятельства постановки: «Незадолго до этого в одном семействе был домашний маскарад, на котором представлен был „Балаганчик“. Постановка была задумана без сцены, среди публики, собрание мистиков происходило в углу у камина, а наверху камина сидел Пьеро; затем актеры выходили на середину комнаты, окруженные кольцом зрителей. Я рассказал Блоку об этом вечере, сказал, что пригласить его мы не решились, хотя и очень хотели. Блок был очень заинтересован и расспрашивал об исполнителях. Я сказал, что среди нас, дилетантов, выделялся один. Я имел в виду исполнителя роли Пьеро В. С. Чернявского» [пит. по: Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966. С. 333–334, выделено нами; при перепечатке воспоминаний В. В. Гиппиуса в сб. «А. Блок в воспоминаниях современников» (М., 1980. Т. 2. С. 76–85) комментатор — В. Н. Орлов — указывал, что «сведениями об этом представлении не располагает» (Там же. С. 434)]. С Чернявским, как и с другими близкими Каннегисеру людьми и, возможно, также участниками домашней постановки «Балаганчика» — А. К. Врангелем, М. А. Струве — В. В. Гиппиус был знаком и/или дружен с гимназических лет: все они были сверстниками и выпускниками петербургской 6-й гимназии (В. В. Гиппиус закончил ее годом раньше остальных — в 1908-м, несмотря на то, что В. С. Чернявский был годом старше его). Упоминаемый далее мемуаристкой в качестве одного из участников К. Ю. Ляндау — выпускник Тенишевского училища — также принадлежал к этому дружескому кругу и к поэтической группе, состав которой лишь отчасти отражен в подготовленном им (совместно с Е. Г. Лисенковым) «Альманахе Муз» (Пг., 1916). Заметим, что никто из них, кроме Чернявского, — по тем же, что и Каннегисеры, причинам — не мог быть упомянут автором в советском печатном тексте 1941 года.

61

См. комм. 82.

62

«Одноактная пьеса в стихах» Н. Гумилёва «Дон Жуан в Египте» впервые опубликована в составе его кн. «Чужое небо» (СПб., 1912).

63

Сергей Иоакимович Каннегисер.

64

Елизавета Иоакимовна Каннегисер.

65

В 1916–1919 годах О. Н. Гильдебрандт училась в Императорском (позднее Государственном) театральном училище (Школе русской драмы) в Петрограде, в 1919–1923 годах играла в труппе Александринского театра.

66

В 1919 году В. С. Чернявский играл также в пьесе Н. Гумилёва «Дерево превращений» (роль Змеи-Судьи), поставленной К. К. Тверским в первой театральной Студии при Петроградском ТЕО (премьера 6 февраля 1919 года).

67

Речь, по-видимому, идет о записях на магнитофонной пленке, хранившихся в архиве радио. В годы войны из-за крайнего дефицита пленки старые записи были размагничены и пленка вновь использовалась в работе (см.: Шилов Л. Голоса, зазвучавшие вновь. М., 1987. С. 104).

68

По-видимому, ошибка памяти мемуаристки — дочери Ариадны у К. Д. Бальмонта не было.

69

Ср. в «Нездешнем вечере» М. Цветаевой: «Лёня для меня слишком хрупок, нежен … цветок». Ср. также запись, сделанную Цветаевой, вероятно, после получения известия об убийстве М. С. Урицкого, 1 или 2 сентября 1918 года: «Леонид К<аннегисер>! Изнеженный женственный 19-ти летний юноша — эстет, поэт, пушкинианец, томные позы, миндалевидные почти<?>» (Цветаева М. Выписки из прежней записной книжки, верой и правдой служившей мне с 1-го июня 1918 по 14-е февраля 1919 г. / Публ. Л. Мнухина // Марина Цветаева. Статьи и тексты. Wien, 1992. С. 235).

70

В Библиотеке Эрмитажа О. Н. Гильдебрандт работала в начале 1950-х.

71

Имеется в виду цикл «Стихи о Франциске», написанный в марте 1915 года и впервые опубликованный в журнале «Русская мысль» (1915. Кн. VIII).

72

Мать Ю. И. Юркуна — В. К. Амброзевич.

73

Известные нам документы не противоречат утверждению И. Ф. Мартынова, называющего Л. И. Каннегисера «выходцем из ассимилированной семьи» (Вестник РХД. 1990. № 159. С. 208). Так, его метрическое свидетельство, выданное Петербургским общественным раввином 3 января 1899 года, гласит: «Дано сие в том, что у Потомственного дворянина Титулярного Советника и Инженера Путей Сообщения Иоакима Каннегисера от законной его жены Розы Львовны родился сын пятнадцатого марта тысяча восемьсот девяносто шестого года, которому, согласно законам Еврейской религии, наречено имя: Леонид; — в метрической книге на записку родившихся мужского пола из купцов за 1896 г. значится записанным под № 13 с примечанием, что обрезание не было учинено» (ЦГА СПб., ф. 3121, оп. 2, ед. хр. 1870, л. 5; аналогичное примечание содержит метрика Сергея Каннегисера: РГИА СПб., ф. 14, оп. 3, ед. хр. 59 257, л. 6). Каких-либо свидетельств о крещении Л. Каннегисера не обнаружено; в студенческом деле его вероисповедание обозначено как иудейское (ЦГА СПб., ф. 3121, оп. 2, ед. хр. 1870; ср. также описание панихиды по Сергею в тексте воспоминаний О. Н. Гильдебрандт). Вывод И. Ф. Мартынова (Вестник РХД. 1990. № 159. С. 208) об «убежденном христианстве» Каннегисера (неоправданно абсолютизированный B. Г. Бондаренко, причислившим Каннегисера к «православным христианам» [День. 1992. № 1. С. 7]) не находит, таким образом, документальных подтверждений. Ср. в связи с этим позднее свидетельство О. Н. Гильдебрандт о Каннегисере («Хотел креститься и жениться на мне» [дневниковая запись 2 октября 1945 года. — ЦГАЛИ, ед. хр. 11, л. 10 об.; речь идет о 1915 годе]) и его стихотворение «Еврейское венчание» (1916). Известно в то же время об участии И. С. Каннегисера — отца Леонида — в деятельности Петербургской еврейской общины (см. воспоминания C. М. Дубнова «Книга жизни» [Рига, 1935. Т. 2. С. 267]).

74

Ср. запись в дневнике О. Н. Гильдебрандт, сделанную 2 октября 1945 года: «Сентябрь! Месяц Лёнички!.. Леонида!.. 30 лет назад… да, ведь это был 15 год. Черные глаза, матовая кожа, родинка на щеке… Дождь… Черный вечер… Запах прелых листьев… Почти танго на извозчике… запах духов, табака и кожи. Горячие руки, горячие губы. Горячие слова <…>» (ЦГАЛИ, ед. хр. 11, л. 10 об.).

75

Ю. И. Юркун жил в доме на углу Потемкинской и Кирочной улиц; ср. название сборника его рассказов 1916 года: «Рассказы, написанные на Кирочной улице, в доме под № 48».

76

О. Н. Гильдебрандт, согласно ее мемуарной заметке «Юркун» (наст. изд.), познакомилась с Ю. И. Юркуном в конце 1920 года. См. также январские записи в Дневнике М. А. Кузмина 1921 года, опубликованные Н. А. Богомоловым и С. В. Шумихиным (Минувшее: Исторический альманах. Вып. 12. Paris, 1991. С. 435, 437).

77

В Сосновке, одном из бывших петербургских пригородов, помещается Политехнический институт. Ср. в воспоминаниях Г. В. Адамовича: «Как-то, чуть ли не в первый месяц нашей дружбы, я вечером был у него в Сосновке. Он учился тогда в Политехническом Институте и, чтобы не возвращаться ежедневно в город к родителям, жил где-то поблизости» (Леонид Каннегисер. Париж, 1928. С. 56). На экономическом отделении Политехнического института Л. Каннегисер учился с 1 сентября 1913 года.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Девочка, катящая серсо...»"

Книги похожие на "«Девочка, катящая серсо...»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Гильдебрандт-Арбенина Николаевна

Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»"

Отзывы читателей о книге "«Девочка, катящая серсо...»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.