» » » » Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1


Авторские права

Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1

Здесь можно купить и скачать "Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1
Рейтинг:
Название:
Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-358-12905-4, 978-5-358-12908-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1"

Описание и краткое содержание "Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1" читать бесплатно онлайн.



Учебник входит в учебно-методический комплекс по литературному чтению для начальной школы и предназначен учащимся 4 класса. В нём реализованы цели авторского курса, который продолжает традиции отечественного начального образования. Жанровые и тематические разделы содержат фольклорные тексты и художественные произведения, созданные авторами прошлого и современности, отечественными и зарубежными писателями и поэтами. К текстам предлагаются интересные вопросы и задания.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включён в Федеральный перечень.






Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвище Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра – так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту её ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.

2

Случилось купцу в одну из таких поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своём любимом коне через большой и тёмный лес. Дело было под вечер, лес был страшно тёмен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинёшенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперёд, своей широкой, сильной грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его под узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забежал вперёд и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня!

Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собой разъярённых злодеев.

3

Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своём добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал, что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.

Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, слабеть на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал своё обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчётливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Ещё прошло полгода: слепой конь был ещё молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере. Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шёл.

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля унтами. Наступила ночь, пошёл снег, спать на камнях было жёстко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте; но наконец голод заставил её искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадётся ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.

4

Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырёх столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Бродя по площади, слепая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за верёвку, привязанную к языку колокола, и стала дёргать; колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то, что было ещё очень рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина – и удивились, увидя посреди площади бедного коня – слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Скоро объяснилось, в чём дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить до самой её смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади.

• 1. Что ты узнал о жизни в старинном славянском городе Винета? Прочитай, что такое вечевой колокол.

К. Д. Ушинский придумал эту историю. Но колокол, который собирал горожан, чтобы сообща решать важные вопросы, действительно был на Руси. Такое собрание горожан называлось вече, поэтому и колокол вечевой. Вече было в старинном русском городе Великом Новгороде. Новгородское вече управляло городом вместо князя.

• 2. Когда произошла история со слепой лошадью? Как об этом пишет автор? Что ещё в тексте указывает на давность событий?

• 3. Какой он – Уседом? Выбери нужное: богатый, щедрый, благодарный, сильный, смелый, неблагодарный, жадный, скупой, чёрствый, добрый, умный, верный слову, безответственный. Свой выбор подтверди эпизодами из текста.

• 4. Справедливо ли было решение народа? Зачем в память об этом событии поставили на вечевой площади камень? О чём он должен был напоминать людям?

• 5. Озаглавь каждую часть рассказа по событиям или по персонажам. Затем каждую часть тоже раздели на части, озаглавь их. У тебя получится сложный план. Перескажи текст по этому плану.

6. Объясни смысл заголовка. Что изменится, если озаглавить рассказ «Догони-Ветер»?

7. Найди во фразеологическом словаре, что значит выражение «бить в набат».

Пословицы

Долг платежом красен.

Любишь брать, люби и отдавать.

Тонул – топор сулил; вытащили – и топорища жаль.

• Подходят ли эти пословицы к истории о слепой лошади? Какая из них подходит больше других? А какую пословицу можно использовать как название для этой истории?

М. Ю. Лермонтов. Нищий. Отрывок

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку…

• 1. Как бы ты назвал человека, который положил нищему камень вместо подаяния? Подлый, низкий, жестокий, шутник, насмешник, коварный, весёлый, озорник, скупой? Выбери нужное.

2. Какие чувства вызывает у тебя стихотворение? Постарайся выразить эти чувства при чтении.

• 3. Сравни: «У врат обители святой…»– у ворот церкви. Различаются ли эти выражения по значению? А чем они различаются? Какое из них интереснее и больше подходит для этого стихотворения?

4. Ворота – врата,

голод – глад,

золото —…,

голова —…,

берег —….

Назови старинные слова, парные современным. Может быть, ты подберёшь ещё такие пары слов?

Л. Н. Толстой. Ивины. Глава из повести «Детство»

– Володя! Володя! Ивины! – закричал я, увидев в окно трёх мальчиков в синих бекешах с бобровыми воротниками…

Ивины приходились нам родственниками и были почти одних с нами лет…

Второй Ивин – Серёжа – был смуглый, курчавый мальчик… Он никогда не улыбался, но или смотрел совершенно серьёзно, или от души смеялся своим звонким, отчётливым и чрезвычайно увлекательным смехом. Его оригинальная красота поразила меня с первого взгляда. Я почувствовал к нему непреодолимое влечение. Видеть его было достаточно для моего счастия… А он заметно больше любил играть и говорить с Володей, чем со мною… В первый раз, как Серёжа заговорил со мной, я до того растерялся от такого неожиданного счастия, что побледнел, покраснел и ничего не мог отвечать ему. У него была дурная привычка, когда он задумывался, останавливать глаза на одной точке и беспрестанно мигать, подёргивая при этом носом и бровями. Все находили, что эта привычка очень портит его, но я находил её до того милою, что невольно привык делать то же самое, и чрез несколько дней после моего с ним знакомства бабушка спросила: не болят ли у меня глаза, что я ими хлопаю, как филин…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1"

Книги похожие на "Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Клара Корепова

Клара Корепова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1"

Отзывы читателей о книге "Литературное чтение. 4 класс. Учебник (в 3 частях). Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.