» » » » Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века


Авторские права

Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Лениздат, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века
Рейтинг:
Название:
Архитектура Петербурга середины XIX века
Издательство:
Лениздат
Жанр:
Год:
1990
ISBN:
5-289-00602-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Архитектура Петербурга середины XIX века"

Описание и краткое содержание "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать бесплатно онлайн.



Книга известного историка архитектуры посвящена петербургскому зодчеству. На большом фактическом материале автор рассматривает сложную проблематику архитектуры Петербурга 1820–1860 годов, исследует изменения в творческом методе архитекторов, которые произошли в этот период и вызвали эволюцию архитектуры от классицизма к ретроспективному стилизаторству и эклектике.

На первой странице обложки — Исаакиевская площадь; на четвертой — Ново-Михайловский дворец. Фрагмент северного фасада.






Типичный пример такого фасада переходного, полуклассицистического — полуренессансного, типа — особняк Нарышкиных на Сергиевской улице (улица Чайковского, 7), спроектированный Боссе в 1841 году[205]. Перестраивая стоявшее на этом участке двухэтажное здание, Боссе сохранил прежнюю конфигурацию его стен, но удлинил здание вправо, разместив в первом этаже пристройки парадный подъезд и подворотню. В итоге композиция здания оказалась несимметричной. Отделка фасада (до перестройки — предельно лаконичная) была обогащена легким, графичным рустом и наличниками классицистического типа. Декор фасада в целом еще тяготеет к классицизму, но дополнен отдельными ренессансными мотивами. Характерно, что Боссе совсем иначе, чем архитекторы классицизма, трактовал саму плоскость стены: в 1840-х годах лаконичность классицизма уже казалась старомодной, и Боссе расчленил рустами всю поверхность стены в обоих этажах — от цоколя до карниза.

Дальнейшую эволюцию творческой манеры Боссе от классицизма к неоренессансу иллюстрирует особняк отставного штаб-ротмистра И. В. Пашкова на Литейном проспекте, 39, построенный в 1841–1844 годах. По сравнению с особняками Нарышкиной и генерал-майора А. В. Пашкова (современный адрес — набережная Кутузова, 10) в композиции фасада дома И. В. Пашкова Боссе уже почти отошел от классицизма — хотя форма наличников второго этажа и прием выделения центра фасада портиком восходят к классицистическим канонам. Однако и форма портика, и наличники первого этажа, и обильная рустовка, и мощный, тяжеловатый антаблемент, зрительно увеличивающий высоту здания, — все это были мотивы новые, несвойственные русскому классицизму и «перефразирующие» приемы итальянского ренессанса.

Интересно отметить, что большая часть поверхности стен особняка И. В. Пашкова оставлена неоштукатуренной. Однако это вовсе не означает, что отделка дома осталась незавершенной или что у владельца не хватило средств на штукатурку, — судя по пышной внутренней отделке, хозяин этого особняка обладал весьма солидным капиталом. В данном случае неоштукатуренность фасада — новаторский художественный прием, сознательно использованный архитектором. В нем отразилось возникшее в те годы стремление найти более рациональные способы отделки зданий. Обнаженная кирпичная кладка стен позволила избавиться от штукатурки, требующей периодической окраски и ремонтов. В то же время она создала и интересный художественный эффект: лейтмотивом архитектурной композиции стала естественная фактура кладки из высококачественного кирпича, красный цвет которого был удачно оттенен штукатурными деталями и гранитом цоколя[206]. Следует учесть и то, что обнаженная кирпичная кладка нередко использовалась архитекторами эпохи Ренессанса, особенно в Северной Италии, и сочетание обнаженного кирпича с ренессансными деталями Боссе рассматривал как признак «стильности» фасада.

Дом И. В. Пашкова — первый пример использования в архитектуре городских особняков Петербурга обнаженной кирпичной кладки. Это было интересным и рациональным художественным новшеством, знаменующим начало движения к «кирпичному стилю», который распространился в архитектуре последней трети XIX века.

Начиная с 1843 года Боссе все более настойчиво обращается к приемам ренессанса, избрав в качестве первоисточника ранний итальянский ренессанс, возникший в архитектуре Флоренции в XV веке. Для этого этапа в развитии ренессанса было типично, в частности, широкое использование рустовки и арочных окон. Применялись и двойные окна специфической формы — разделенные колонкой и охваченные сверху большой аркой, в тимпане которой размещалось либо круглое окошечко-люкарна, либо медальон. Первым в Петербурге примером обращения к мотивам «флорентийского ренессанса» был дом графа А. А. Закревского на Исаакиевской площади, 5, спроектированный Боссе в 1843 году[207]. Его фасад на всю высоту, от цоколя до карниза, был обработан рустом. Правда, в отличие от Флоренции, где русты исполнялись из камня, Боссе имитировал их штукатуркой, и поэтому фасад дома Закревского по сравнению с его итальянскими прототипами выглядел более сухим и графичным[208].

Безордерную разновидность неоренессанса иллюстрируют фасады особняков князей братьев Л. В. и М. В. Кочубеев.

Строительство особняка князя Л. В. Кочубея на Сергиевской улице (улица Чайковского, 30, — ныне в здании размещается Исполнительный комитет Дзержинского райсовета) началось в 1844 году по проекту архитектора Р. И. Кузьмина и было завершено в 1845–1846 годах архитектором Г. А. Боссе. Фасад здания выполнен в формах итальянского ренессанса: первый этаж рустован, стены прорезаны широкими арочными окнами, причем во втором этаже окна, в соответствии с традицией итальянской архитектуры XV–XVI веков, сдвоенные и охвачены поверху широкими арками, в тимпанах которых помещены круглые люкарны. Фасад завершает массивный карниз на арочках-машикулях (подобные карнизы типичны для построек итальянских архитекторов XIV–XV веков). Слева от главного корпуса размещена одноэтажная пристройка, выполненная тоже «в стиле ренессанс», — в ней был устроен зимний сад (ныне здесь размещается зал собраний).

Особняк Нарышкиных. Архитектор Г. А. Боссе. Проект. 1841 г. ЛГИА. Публикуется впервые.

Дальнейшее развитие безордерного неоренессанса в архитектуре петербургских особняков иллюстрируется домом князя М. В. Кочубея на Конногвардейском бульваре (дом № 7), перестроенным и расширенным Боссе в 1853–1855 годах. Лейтмотив композиции фасада — широкие арочные окна; обработанные рустом стены расчленены лопатками и завершаются массивным арочным карнизом ренессансного типа. Большие размеры ренессансных арочных окон, столь не свойственные классицизму, позволили обильно осветить комнаты, — таким образом, мотив, заимствованный в архитектуре Возрождения и «переаранжированный» в соответствии с петербургскими условиями, улучшил функциональные качества здания. Интересной особенностью дома М. В. Кочубея являются отдельно стоящие ворота, украшенные большими бюстами «арапов» с лицами из черного и чалмами из белого мрамора.

Особняк И. В. Пашкова. Архитектор Г. А. Боссе, 1841–1844 гг. Фотография автора. Особняк графа А. А. Закревского. Архитектор Г. А. Боссе. Проект. 1843 г. ЦГИАЛ. Особняк князя М. В, Кочубея. Архитектор Г. А. Боссе, 1853–1855 гг. Фотография автора.

В особняках Л. В. и М. В. Кочубеев хорошо сохранились многие интерьеры. Парадные залы, размещенные в верхних этажах, Боссе в обоих зданиях оформил в духе барокко и рококо. Это стилевое направление получило очень большое распространение в интерьерах особняков петербургской аристократии. Контраст между относительно сдержанными формами неоренессансных фасадов и роскошной отделкой парадных залов был одним из распространенных приемов в архитектуре особняков середины XIX века.

Если фасады особняков Л. В. и М. В. Кочубеев иллюстрируют безордерную разновидность неоренессанса, то другая его разновидность — ордерная — может быть представлена фасадами особняков двух других братьев — графов Г. А. и Н. А. Кушелевых-Безбородко, сыновей богатейшего сановника времени правления Екатерины II. Особняки расположены у начала улицы Фурманова (быв. Гагаринская) и образуют своеобразный микроансамбль.

Угловой участок (ныне угол набережной Кутузова и улицы Фурманова, дом № 24/1) в середине прошлого века принадлежал камер-юнкеру графу Григорию Александровичу Кушелеву-Безбородко. Стоящий на этом участке угловой трехэтажный дом, выходящий главным фасадом на набережную Кутузова, а боковым — на улицу Фурманова, свой современный облик получил в итоге перестройки, осуществленной в 1857–1858 годах архитектором Р. Р. Генрихсеном[209]. При перестройке особняка конструкции стен прежнего трехэтажного здания и форма оконных проемов были полностью сохранены, но фасад получил новую отделку, типичную для петербургского неоренессанса середины XIX века: первый этаж был обработан рустом, второй и третий — пилястрами, размещенными поэтажно. Второй этаж, в котором располагались парадные комнаты, выделен не только увеличенной высотой окон, но и барельефами с танцующими путти. Ренессансная система поэтажных пилястр и по-ренессансному трактованные барельефы довольно удачно сочетаются со строгой, классицистической формой наличников. Облик здания импонирует изяществом деталей, и только несколько грузные фронтоны, предназначавшиеся для установки герба и эмблем владельца, пожалуй, нарушают его пропорции.

Особняк графа Г. А. Кушелева-Безбородко. Архитектор Р. Р. Генрихсен, 1857–1858 гг. Фотография автора. Особняк графа Н. А. Кушелева-Безбородко. Архитектор Э. Я. Шмидт. Проект фасада. 1859 г. ЦГИАЛ. Публикуется впервые.

К особняку Г. А. Кушелева-Безбородко примыкает особняк, принадлежавший его брату — Николаю Александровичу (современный адрес — улица Фурманова, 3). Этот дом был построен в 1857–1862 годах архитектором Э. Я. Шмидтом. Фасад здания сплошь облицован мрамором. Это был уникальный случай в петербургской архитектуре: почти сплошная облицовка фасадов мрамором была применена только в Мраморном дворце, построенном в 1768–1785 годах, и в Исаакиевском соборе. Однако граф Н. А. Кушелев-Безбородко, один из богатейших людей Петербурга, мог позволить себе подобную роскошь — построить «палаццо» с фасадом из рускольского мрамора. Некоторые орнаментальные детали (капители пилястр, львиные маски, «зонтики» над подъездами) были отлиты из чугуна. Автор проекта архитектор Э. Я. Шмидт проявил себя хорошим знатоком форм итальянского зрелого ренессанса. Спроектированный им фасад — одна из лучших интерпретаций этого стиля в петербургской архитектуре. Несомненно, что удаче архитектора во многом содействовал и сам материал — мрамор: благодаря ему формы здания приобрели особую законченность, декоративность и благородство.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Архитектура Петербурга середины XIX века"

Книги похожие на "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Пунин

Андрей Пунин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века"

Отзывы читателей о книге "Архитектура Петербурга середины XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.