» » » » Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века


Авторские права

Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века

Здесь можно купить и скачать "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Никея»c7f2fd80-50f1-11e2-956c-002590591ea6, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века
Рейтинг:
Название:
Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-91761-401-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века"

Описание и краткое содержание "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века" читать бесплатно онлайн.



В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю.

Четвертая книга серии охватывает XII–XV века. Этот драматичный исторический период стал для Церкви временем внутреннего подъема, возрождения духовной жизни и расцвета монашества.






«Я отец сирых и судья вдов», – говорила царица Тамара, особо ратовавшая за справедливый суд над бедняками.

И вот что удивительно: в летописях говорится, что во время царствования Тамары в Грузии не было ни одного случая смертной казни преступников или даже телесного наказания, хотя бы розгами.

В это трудно поверить, зная, как распространена была в то время во всех восточных странах практика нанесения изощренных телесных увечий в качестве наказания, но, по-видимому, в Грузии этим не увлекались. Основным наказанием для преступников была конфискация имущества и высылка за пределы страны.

Быть может, впечатление от печальной участи ее двоюродного брата вызвало у царицы Тамары стойкое отвращение к любого рода насилию?

Пока был жив царь Георгий, вопрос о замужестве Тамары благоразумно не поднимался. По всем законам муж коронованной царицы тоже становился царем, а это означало двоевластие (точнее, троевластие) в стране и могло привести к новым волнениям в Грузинском царстве. Зато теперь советники озаботились как можно скорее выдать царицу Тамару замуж. Возможно, это было и одним из условий ее вторичной коронации, ведь царь в те времена – всегда еще и предводитель войска, а на эту роль Тамара уж точно никак не подходила.

Рассказ в грузинской хронике «История и восхваление венценосцев» о том, как происходил выбор мужа для царицы Тамары, в наши дни воспринимается комично. Собравшиеся в отсутствие Тамары грузинские вельможи и военачальники стали рассуждать о том, какой царице Тамаре нужен муж. Конечно, самый что ни на есть доблестный, благородный витязь, к тому же способный на беззаветную рыцарскую любовь, – это тоже входило в грузинский средневековый кодекс чести. «Надлежало, чтобы явились герои из героев, или мужи, добрые и прекрасные вояки, проливавшие кровь, подобно язычникам, из-за возлюбленных, или подобные льву и солнцу влюбленные…» – рассказывает неизвестный автор хроники.

Стали перебирать всех царевичей, но никто не подходил на роль супруга царицы Тамары, так как «среди рожденных не было равной ей». Одни женихи были из недостаточно древнего рода, другие не годились по вероисповеданию, ведь Тамара с детских лет была православной христианкой.

Вдруг один из участников собрания, грузинский вельможа по имени Абусалан, вспомнил: «Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея, он остался малолетним после отца и, преследуемый дядею своим Савалатом, удалился в чужую страну, теперь находится в городе кипчакского царя Свиндж». Как считает Карамзин, речь идет о русском князе Георгии Всеволодовиче, но, по мнению большинства историков, это все-таки был князь Юрий (Георгий) Андреевич, сын владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского.

В Свиндж (скорее всего, принадлежавший в то время половцам город Сунджа в притоках Терека) был срочно послан тифлисский купец, некий Занкана Зорабабели, который быстро разыскал русича и привез его в Тифлис.

Молодой князь произвел на грузинских старейшин приятное впечатление «доблестного, совершенного по телосложению и приятного для созерцания». Духовенству понравилось то, что русский князь исповедовал Православие. На бедность жениха и его статус изгнанника члены совета решили благородно закрыть глаза. В те времена Грузия была как никогда богата, процветала и могла позволить себе царя даже без всякого «приданого».

Согласно средневековой летописи «Жизнь Грузии» («Картлис цховреба»), все горцы Кавказа, многие соседние мусульмане и армяне, и не только они, но и весь восток до Каспийского моря и Дербента, и запад до Азовского моря и Трапезунда, и север до границ тогдашней России, и юг до Тавриза находились в то время под скипетром царицы Тамары. А значит, все эти княжества и области ежегодно выплачивали Грузии громадную дань.

Когда советники сообщили царице Тамаре о своем решении сочетать ее с русским князем Юрием и представили ей незнакомого доброго молодца, она была сильно изумлена. Как пишет автор хроники, Тамара даже «совершенно отказывалась от брака и просила вообще освободить ее от необходимости выйти замуж». Но все в один голос говорили о том, что грузинскому войску срочно нужен предводитель, а ей необходимо родить наследника. Тетушка Русудан уже вовсю занималась подготовкой свадебного пира.

Свадебное торжество состоялось в 1189 году, и его размах, как говорит летописец, не то что описать, но даже и вообразить себе трудно. «Многочисленные зрелища, подношение драгоценных камней, жемчугов, золота кованого и в слитках, дорогих тканей, сшитых и в отрезах; веселье, развлеченье, подношение и одарение продолжались целую неделю», – сообщается в летописи.

После свадьбы князь Юрий, прозванный Георгием Руси (Русским), отправился в военный поход на север Армении и доказал там свое умение вести ратные дела.

Но вот частная жизнь нового царя очень скоро стала вызывать у подданных, мягко говоря, недоумение. Князь Юрий пустился во все тяжкие: пристрастился к грузинскому вину, стал без удержу предаваться пьянству, как сообщает летописец, даже начал обижать Тамару и, совершенно павши нравственно, заразился и содомским грехом.

Два с половиной года терпела Тамара бесчинства горе-супруга, пытаясь образумить его через Патриарха, влиятельных придворных и других своих доверенных лиц.

Конечно, ей сильно не хотелось «выносить сор из избы» и делать свои семейные проблемы предметом публичного обсуждения, но другого выхода не оставалось.

На одном из заседаний совета, куда был приглашен и Юрий, царица Тамара объявила, обращаясь к супругу: «Хотя Божественный закон и запрещает мне оставить супруга, но я не могу оставаться более за человеком, который нарушает чистоту супружества и оскверняет святость Божиего дома. Я не должна отдыхать под сенью оскверненного дерева; мне не грех стряхнуть с себя грязь, которой ты меня покрыл». После чего покинула собрание, предоставив советникам самим разбираться в той каше, которую они когда-то заварили.

В поэме Руставели бесстрашные витязи ради женщины совершают подвиги, удаляются в слезах в пустыню, вступают в великие битвы, хранят верность до последнего вздоха – в этой книге был дан идеал грузинского витязя, в то время ею зачитывалась вся Грузия. И вдруг царице Тамаре в мужья достался пьяница и развратник…

Незадачливого супруга царицы Тамары спешно посадили на корабль и отправили в Константинополь, дав ему в виде отступного, чтобы замять конфуз, всевозможных драгоценных камней и дорогих материй.

Но князь Юрий не желал мириться с участью дважды изгнанника и выпускать из рук удачу. Неожиданно для себя он сделался правителем богатейшего государства и, видимо, был совершенно не готов к тому, что грузины так решительно вступятся за честь своей царицы.

Довольно быстро Юрия разыскали в Византии враждебные к Багратионам грузинские феодалы и снова провозгласили царем всей Грузии.

По грузинским княжествам было собрано большое войско, которое двинулось в сторону Кутаиси.

Узнав об этом, царица Тамара тоже собрала верное ей войско, которое выступило против бывшего ее супруга. «С горестью, – пишет летописец, – потому что она страшилась братоубийственного кровопролития».

На равнине Нигали в верховьях Куры состоялось сражение, «напоминавшее бои древних голиафов и богатырей», в котором войско Тамары одержало победу.

Когда после битвы царица Тамара устроила смотр своим войскам «с сияющим лицом, полными любви глазами и спокойным сердцем», в числе пленных ей представили и бывшего мужа. Устроители мятежа были прощены, Юрий снова выслан за пределы Грузии.

Впрочем, через некоторое время он опять собрал войско и явился в Грузию, чтобы отвоевать трон, но во второй раз до битвы дело не дошло. Бывшего мужа царицы Тамары поймали и выдворили из Грузинского царства; дальнейшая его участь историкам неизвестна.

Тем временем, узнав, что трон возле царицы Тамары свободен, в Грузию из разных стран с богатыми дарами потянулись женихи. Ко двору Тамары везли редкие драгоценные камни, шелковые ткани, пригоняли стада великолепных коней, доставляли охотничьих собак и ручных барсов.

Многие царевичи, как пишет летописец, с ума сходили от желания добиться руки Тамары. Среди соискателей называют византийского царевича, сына и наследника императора Мануила, одного из сыновей султана Кызил-Арслана, который «с трудом был удержан отцом, боявшимся, что он из-за нее изменит вере своей», были и другие не менее именитые и настойчивые женихи.

Некий Мутафрадин, внук турецкого султана Салдуха, невзирая на противодействие родных, отказался от веры Магомета и прибыл в Грузию в сопровождении многочисленных евнухов, телохранителей и рабынь. Летописец сообщает, что иноверец был совершенно сражен красотой царицы и остался в Грузии на целую зиму.

Красота Тамары воспета во многих стихах, поэмах, грузинских сказаниях и народных песнях. Легендарную грузинскую царицу сравнивали с улыбающимся солнцем, стройным тростником, ливанской сосной, иерихонской розой, восторгаясь и ее улыбкой, и грациозной походкой «как у львицы, как у истинной царицы».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века"

Книги похожие на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Клюкина

Ольга Клюкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века"

Отзывы читателей о книге "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.