» » » » Авторов Коллектив - История этических учений


Авторские права

Авторов Коллектив - История этических учений

Здесь можно купить и скачать "Авторов Коллектив - История этических учений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Гардарики, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Авторов Коллектив - История этических учений
Рейтинг:
Название:
История этических учений
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История этических учений"

Описание и краткое содержание "История этических учений" читать бесплатно онлайн.



 Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов – по школам и этапам развития, что составляет структуру книги. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия».






233

Пусть даже тебе придется глодать - то есть даже если будешь в одиночестве глодать… А у Ибн Маджи в передаче Абд ар-Рах-мана Ибн Курта сказано: “Умереть, глодая пень, для тебя лучше, чем последовать за одним из этих”…

И так [встретить кончину] - иносказательное обозначение [приказания] держаться общины верующих и подчиняться ее правителям, даже если те допускают ослушания [Закона]. Аль-Байдави говорит: Смысл этого выражения в том, что, если на земле нет халифа, ты должен уединиться (‘азль) и терпеливо пережидать невзгоды эпохи. А “глодание ствола дерева” - метонимия для переживания невзгод, ведь говорят: “Он грызет камни от боли”. …А Ибн Битал говорит: Этот хадис - аргумент для группы факихов в пользу обязательности предписания держаться [общины] мусульман и не восставать против несправедливых имамов. Ведь он назвал последнюю группу “призывателями при вратах геенны”, не сказав, что “одних ты признаешь, а от других отречешься”, как сказал о первых, а это может быть, только если они не придерживаются истины, и вместе с тем он приказал держаться общины. Ат-Табари говорит: В этом вопросе и в вопросе о том, придерживаться ли общины, возникли разногласия. Одни говорили, что здесь выражена обязательность этого, а под “общиной” понимается “подавляющее большинство”; да и через Абу Мас’уда от Мухаммада бен Сирина приводят его завещание, когда был убит Осман: “Держись общины, ведь Бог не даст общине Мухаммада единодушно держаться неправды”. А иные говорили, что под “общиной” подразумеваются сподвижники, но не те, кто жили после них. Другие считали, что подразумеваются ученые, поскольку их Бог поставил как назидание людям, и все следуют им в делах религии. Ат-Табари говорит: На самом деле имеется в виду необходимость держаться общины, которая повинуется тому, кого единодушно признала повелителем; а кто нарушает присягу, выходит из общины. Он говорит: В другом хадисе говорится, что когда у людей нет имама и они разбиваются на партии, то не идут ни за кем в группировке и все уединяются, если могут, из боязни впасть в зло. К этому же сводится толкование того, что сказано в других хадисах, и так соединяется то, что по явному своему разноречиво. Это подтверждается и уже упомянутой передачей ‘Абд ар-Рахмана бен Курта. Ибн Аби Джумра говорит: В этом хадисе выражена мудрость [попечения] Бога о Своих рабах: как наставил Он каждого в том, что

234

тому было дорого. Большинству сподвижников было важно спросить о том, каким бывает благо, дабы узнать это и передать другим, а Хузайфе захотелось узнать, что такое зло, дабы сторониться оного и стать причиной удаления его от тех, кого Бог пожелает спасти. В нем явлена необъятность мудрости пророка (да благословит и приветствует его Бог!), который каждому отвечает соответственно. Отсюда мы знаем, что кому что полюбилось, тот в том превосходит других. Далее, Хузайфе были открыты тайны, другим неведомые. Он знал имена лицемеров (мунафик) и многое из того, что должно было случиться. От него мы переняли, что благопристойность в обучении (адаб ат-та’лим) состоит в том, что ученика из всего многообразия наук стоит учить тем разрешенным (мубаха) наукам, к которым он проявляет склонность, поскольку он скорее это поймет и усвоит. А также, что все, что ведет к благу, также называется благом, и наоборот. От него мы знаем, что следует осуждать тех, кто основой (асль) религии полагает иное, нежели Писание и сунну, а их полагает ветвью той основы, ими же изобретенной. А также - необходимость отвергать неправильное (ба-тыль) и все, что противоречит пророческому руководству, даже если это будут говорить высокопоставленные и значительные люди.

Поскольку благо полагается прежде всего в следовании Закону, логичной оказывается точка зрения, согласно которой первым и главным, и в принципе достаточным благим поступком является признание единобожия (тавхид). Признание Бога, даже косвенное - в приводимом ниже хадисе оно выразилось в тайном опасении человека, - оказывается достаточным основанием для прощения. Характерно, что речь идет о заядлом злодее (это подтверждают различные редакции хадиса и комментарии), не совершившем ни единого благого поступка.

Пророк (да благословит и приветствует его Бог!) сказал: “Однажды жил человек, доходивший до крайностей. Когда к нему пришла смерть, он сказал своим чадам: “Сожгите меня, разотрите [пепел] в порошок и развейте по ветру: как бы не взял надо мной верх Господь и не подверг такой муке, какой не знал еще никто”. Когда он умер, они так и сделали. Тогда Бог приказал земле: “Собери-ка воедино все его остатки, что в тебе”. Она так и сделала - и вот он пред Ним. Он спросил его: “Что подвигло тебя к тому, что ты сотворил?” И тот ответил: “Господи, трепет (хашйа) пред Тобой”. И Он простил ему”.

235

А другие передавали: “Страх (махафа) пред тобой, Господи” (аль-Бу-хари 3222; параллели: аль-Бухари 6952, Муслим 4949, 4950, ан-Насаи 2052, Ибн Маджа 4245. Характерно начало этого хадиса у Ибн Ханбала (7697): “Пророк (да благословит и приветствует его Бог!) сказал: “Один человек, живший прежде вас, не сотворил никакого блага, кроме утверждения единобожия (тавхид)”…”).

Комментарий (“Фатх аль-бари” Ибн Хаджара аль-Аскаляни):

Однажды жил человек, доходивший до крайностей - ранее в хадисе Хузайфы говорилось, что он был грабителем, а в варианте, что в книге “ар-Рикак” (раздел “ас-Сахиха” аль-Бухари. - Л.С.) - что поступал плохо, и там же - что он не сделал ни одного доброго дела. Там с Божьей помощью мы и расскажем о разногласиях по поводу трактовки этого пересказа. А в хадисе Абу Саида говорится: “Человек, живший прежде вас”.

Сожгите меня, разотрите [пепел] в порошок и развейте - в хадисе Абу Саида говорится: “По приближении - то есть по приближении к нему смерти - он сказал своим чадам: “Каким отцом был я вам?” Те ответили: “Лучшим отцом”. Он сказал: “Но я не сделал никакого добра. Если я умру, сожгите меня, разотрите в порошок и развейте””…

Как бы не взял надо мной верх Господь- …аль-Хитаби говорит: Толкование этих слов может показаться трудным. Ведь кто-нибудь может спросить: Как же Он простил этому человеку, когда тот отрицал воскрешение и способность [Бога] оживить мертвых? Ответ тут такой: он не отрицал это, но был в неведении об этом. Вот он и решил, будто таким образом он не будет воспроизведен и сможет избежать наказания. А вера его выявилась вполне его признанием в том, что сделал он это из страха пред Богом. Ибн Кутайба говорил: Некоторые мусульмане могут ошибаться по поводу каких-то атрибутов [Бога], но на этом основании их не объявляют неверующими. Но это опровергает Ибн аль-Джавзи, когда говорит: Согласно консенсусу (иттифак), отрицание (джахд) им могущества [Бога] является неверием. Но говорили, что смысл этих его слов - “как бы Бог не стеснил меня” или “как бы мне избежать этого”… Вероятно, этот человек сказал это в спешке и в состоянии сильного страха, - так известный муж ошибся, сказав “Ты мой раб, а я твой господь”. А может быть, в “кадара” из “ла-‘ин кадара ‘алаййа рабби” была двойная буква даль, а значит, он сказал: “Мне написано на роду”, то есть - написано на роду испытать муку.

236

А может, дело было так, что он утверждал Творца, но жил в эпоху вялости (заман ал-фатра) и не знал всех условий настоящей веры. Скорее всего, правы те, кто говорит, что он сказал это в замешательстве, под влиянием страха, так что потерял голову и сам не знал, что говорит, но вовсе не имел в виду на самом деле то, что сказал, поскольку был подобен тем, кто вне себя и не отвечает за свои слова. А самое далекое от истины - мнение тех, кто говорит, что согласно Закону неверующий мог получить прощение [Бога].

Тогда Бог приказал земле: “Собери-ка воедино все его остатки, что в тебе”. Она так и сделала - в хадисе Сальмана аль-Фариси, что передает Абу ‘Авана в своем “ас-Сахихе”, сказано: “Бог сказал ему: Будь! - И он возник, быстрее, чем мгновение ока”. Все это, как говорил Ибн Акиль, возвещает нам о том, что произойдет в День Воскресения. Не правы те, кто считает, будто говорил дух того человека, поскольку это не соответствует Его слову “и собрал его Бог”, ведь подвигать и разъединять можно именно тело, и именно оно будет собрано и воспроизведено при воскрешении:

А другие передавали: “Страх (махафа) пред тобой, Господи” - Абд ар-Раззак так передал со слов Му’аммира, и так передает это Ахмад [Ибн Ханбал]. В хадисе Абу Саида сказано “страх”, а в хадисе Хузайфы “трепет”.

§ 2. УТИЛИТАРИСТСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАМЕРЕНИЙ-И-ДЕЙСТВИЙ

Бинарная классификация

Как уже говорилось, намерение означает устремленность к конкретной цели, получающую выражение в непосредственном действии. Все многообразие таких целей может быть охвачено в единой классификации, опирающейся на понятия “польза” (манфаа) и “вред” (дарар), которые близки или тождественны категориям “благо” и “зло”, как они описаны в предыдущем параграфе. Цель любого поступка состоит в привлечении пользы или удалении вреда, и только если действователь имел в виду одно из двух, поступок является ненапрасным. “Избегай вреда и плохого, старайся действовать на пользу” составляет общеизвестный, универсальный и нормативный для мусульманской культуры регулятив поступков.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История этических учений"

Книги похожие на "История этических учений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора авторов Коллектив

авторов Коллектив - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Авторов Коллектив - История этических учений"

Отзывы читателей о книге "История этических учений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.