» » » » Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне


Авторские права

Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне

Здесь можно скачать бесплатно "Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство "Седа", год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне
Рейтинг:
Название:
Чеченцы в Русско-Кавказской войне
Издательство:
Издательство "Седа"
Жанр:
Год:
1998
ISBN:
5-85973-012-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чеченцы в Русско-Кавказской войне"

Описание и краткое содержание "Чеченцы в Русско-Кавказской войне" читать бесплатно онлайн.



Хожаев Далхан (1961—2000) — чеченский полевой командир, бригадный генерал, соратник Ахмеда Закаева. 






Выздоровевший Байсунгур вновь возглавил Беноевское наибство.

В 1847 году при защите дагестанского аула Гергебиль был взят в плен раненый, потерявший сознание Байсунгур. Эта леденящая весть пришла в Беной одновременно с известием о том, что русские врачи ампутировали Байсунгуру ногу. Солтамурад со своими братьями, братом Байсунгура Бирой и беноевскими муртазеками напали на отряд, перевозивший Байсунгура в крепость Грозную, и отбили искалеченного наиба. Одноглазый, однорукий и теперь уже одноногий Байсунгур был освобожден из плена и вскоре, залечив раны, вновь сел на коня.

В конце мая 1854 года во главе беноевского отряда муртазеков Солтамурад принял участие в походе на Грузию, откуда вернулся с тяжелым чувством, недовольный тем, что чеченцам пришлось участвовать в пленении в Цинандали женщин и детей из имения князей Чавчавадзе. Солтамурад с презрением и отвращением смотрел на учиненный в Грузии грабеж. Он был воин, защищающий свободу Отечества, а не мародер, богатеющий за счет войны. Свое недовольство Солтамурад высказал открыто сыну Шамиля Гази-Мухаммеду, командовавшему походом.

После пленения Шамиля в 1859 году Солтамурад вместе с Байсунгуром и непокорными беноевцами продолжали борьбу, в которую постепенно включались и другие районы Чечни. Борьба эта, то затухая, то разгораясь вновь, продолжалась до 1878 года.

В декабре 1861 года, во время Аргунского восстания раненый Солтамурад попал в плен, но сумел бежать. Вернувшись домой, он ушел в беноевские леса и стал абреком.

Братья Солтамурада Муна и Ханмурад с семьями, выселенные из Беноя, жили в Урус-Мартане. Но уже через год Муна убил в городе одного начальника, речь которого изобиловала оскорблениями в адрес чеченцев. Бросившись в реку Сунжу, Муна сумел спастись и в наступивших сумерках пробрался домой. Но павшее на него подозрение вынудило его с братом и семьями бежать в Беной, в лесах и пещерах которого они скрывались и стали абреками под началом старшего брата Солтамурада.

Когда царские власти, опасаясь новых восстаний, стали агитировать чеченцев переселяться к единоверцам в Турцию, Солтамурад сумел удержать беноевцев от опрометчивого шага. Урус-мартановские беноевцы, уже начавшие было по примеру гехинских (малочеченских) и карабулакских чеченцев готовиться к переселению, после переданных им слов Солтамурада отложили сборы. «Настоящие мужчины умирают, защищая Родину, а не спасаются бегством на чужбине. Если начнут переселять силой, будем сопротивляться и умрем все до последнего человека на нашей родной земле» — передавали друг другу слова Солтамурада.

В марте 1878 года было потоплено в крови восстание чеченцев под предводительством имама Алибека-хаджи Алдамова. 70-летний Солтамурад был главнокомандующим повстанческой армией. Поверив обещаниям начальника Терской области генерала Лорис-Меликова о помиловании сложившим оружие, Алибек-хаджи, пытаясь спасти жизни своих соратников и их семей, принял решение выйти к русским.

Солтамурад отлично знал цену этим обещаниям, но не смог предотвратить сдачу имама и его наибов в руки врагов. Для него их плен был большим ударом.

Вместе с наибом Сулейманом из Центороя Солтамурад скрывался в беноевских лесах, с ними были и их семьи. Получив известие об аресте руководителей восстания, Солтамурад через своих близких распространил слух о том, что он вместе с Сулейманом ушел в Турцию. На самом деле Солтамурад продолжал скрываться в Чечне. Секретарь Алибека Расу писал: «Нужно заметить, что стоявший во главе этих наибов Солтамурад сын Сулумгири из Беноя не примирился с русскими и не пошел к ним. Никому кроме своих родственников не давая знать, где он находится, будучи все время в бегах, так и не примирившись, он заболел и умер и с очень большими почестями был похоронен на беноевском кладбище».

70-летний Солтамурад, живший в нелегких условиях в лесу, зимой сильно заболел. Родные отвезли его в селение Мелч-хи, поближе к целебным водам.

Больной Солтамурад, тоскуя о своих соратниках, часто слушал одну и ту же песню:

С темного того лесистого склона, с холма высокого
Волчий вой услышав, думали,
Что воет он, изнуренный голодом, от горящей утробы,
Для добычи вечера страстно дожидаясь.
Нет, не выл он, изнуренный голодом,
Для добычи вечера страстно дожидаясь,
А выл он, от стаи отбившись.
Так и молодцы тоскуют, от друзей оторванные.

...Солтамурад умирал молча, без страха и стонов. В его воспаленном мозгу проносились прошедшие годы бесконечной жестокой борьбы за независимость, сражения и битвы, горе и страдания. Перед его взором из тьмы возникали то шейх Ташу-хаджи, то обезображенный Байсунгур, то имам Шамиль, Ума-хаджи и Алибек. Они молча смотрели на Солтамурада. И тут Солтамурад, почувствовав на себе чей-то пристальный взгляд, оглянулся. Это был его отец Солумгири. Солумгири строго посмотрел на сына и произнес:

— Что разлегся? Вставай и прими газават!

Сердце Солтамурада гулко забилось. Он вскочил с постели, машинально схватив со стены клинок. «Я — Аллах!» — были его последние слова...

Весть о смерти Солтамурада мгновенно разлетелась по окрестностям, дошла она и до царских властей.

По преданию, спешно прибывший царский отряд окружил Мелч-хи (Исти-су). Уважив славу мужественного чеченца, царский генерал приказал положить тело Солтамурада на могилу святого Асандра, где продержал его трое суток. Затем наместник разрешил его похоронить. Родные отвезли Солтамурада в Беной, где похоронили с большими почестями.

Через три года было найдено письменное завещание Солтамурада, где он просил похоронить его на фамильном кладбище. Тело Солтамурада вырыли и перезахоронили на том кладбище, которое он указал, на повороте от Беноя в Гуьржийн-мохк.

Такова была славная судьба несгибаемого борца за свободу Чечни Солтамурада Беноевского.

Байсунгур Беноевский



В 1794 (?) году (точный год рождения неизвестен) в семье чеченца Баршкхи из рода Эди-некъи, проживавшего в ауле Беной (современный Ножай-юртовский район), родился мальчик. Назвали его Байсунгуром (БойсагIар).

Еще свежи были в памяти народа битвы восставших горцев Северного Кавказа под предводительством жителя селения Алды Ушурмы Шаабазова (имама Мансура) с царскими войсками. В год рождения Байсунгура «первый кавказский революционер» — 34-летний Ушурма умер в каземате в Шлиссельбургской крепости, став для потомков вечным примером пламенной борьбы за свободу и независимость Родины, за справедливость и равенство всех людей.

Разгромив последователей Ушурмы, царизм стремился к захватам новых земель, покорению и дальнейшему закрепощению горцев Кавказа. Год от года маленькую Чечню сотрясают сражения с царскими захватчиками. В 1818 году на реке Сунже, стерев с лица земли чеченские селения, генерал А. П. Ермолов ставит крепость Грозную. 12 февраля 1819 года он пишет царю Александру: «Горские народы примером независимости своей в самых подданных Вашего Императорского Величества порождают дух мятежей и любовь к независимости». Бросая на Кавказ все новые и новые силы, сменяя командующих и генералов, царизм разворачивает неприкрытый геноцид против свободолюбивых горцев.

О периоде жизни Байсунгура до 1839 года ничего неизвестно. Но очевидно: он не мог быть в стороне от той борьбы за свободу, в которой активнейшее участие принимали члены беноевского общества.

В это время в Ичкерии (Нохчи-мохк) чеченцы под руководством Ташу-хаджи из селения Эндери ведут военные действия против царских карателей. 10 мая 1839 года генерал-лейтенант Граббе докладывал военному министру генерал-адъютанту Чернышеву, что Ташу-хаджи «волнует горские общества, обитающие между Аргуном и Акташем, и преимущественно ичкеринцев, самого сильного и воинственного чеченского племени... Желая воспользоваться расстройством партии Ташев-хаджи, чтобы нанести ему решительный удар, я намерен сего же числа в 5 часов пополудни, двинуться в самый центр земли ичкеринцев к главному аулу Беной, наиболее содействовавшему замыслам Ташев-хаджи и наказать как это селение, так и все прочие непокорные деревни, лежащие в этом пути». Однако нелегко было добратьсякарательным отрядам до главного селения Ичкерии — Беноя.

Именно здесь, в Нохчи-мохке, где расположился Беной с хуторами, окруженный горами, сокрытый от недоброго взгляда девственными вековыми лесами, населенный радушными и приветливыми хозяевами, а в бою неукротимыми и бесстрашными воинами, зрели многие восстания, разгоравшиеся в Чечне. Не зря в Чечне до сих пор в ходу поговорка о том, что когда непреодолимо наседают враги, то изможденные воины просят Всевышнего: «Ва везан дела, бенойн орца лолахь!» («О всемогущий Боже, дай в помощь беноевское войско!»). Считалось, что распалившегося беноевца и пушкой не остановишь (чуьра-ваьлла бено йоккха топ тоьхча а сацалурвац).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чеченцы в Русско-Кавказской войне"

Книги похожие на "Чеченцы в Русско-Кавказской войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Далхан Хожаев

Далхан Хожаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Далхан Хожаев - Чеченцы в Русско-Кавказской войне"

Отзывы читателей о книге "Чеченцы в Русско-Кавказской войне", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.