» » » » Игорь Петин - Механизм преступного насилия


Авторские права

Игорь Петин - Механизм преступного насилия

Здесь можно купить и скачать "Игорь Петин - Механизм преступного насилия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Петин - Механизм преступного насилия
Рейтинг:
Название:
Механизм преступного насилия
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-356-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Механизм преступного насилия"

Описание и краткое содержание "Механизм преступного насилия" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые в отечественной юридической науке сделана попытка глубокого интегрального подхода к механизму преступного поведения.

Автор на основании специальной литературы, обширной судебной практики в трех регионах (изучено и обобщено 1929 учетно-статистических карточек, 488 уголовных дел), традиционного и формализованного анализа уголовной судебной статистики, выборочного социологического исследования различных категорий населения комплексно и всесторонне анализирует механизм насилия.

Проблема насилия рассматривается на стыке теорий уголовной ответственности, виновности, справедливости и реализации их в поведении человека. В результате предложена целостная и логичная концепция механизма преступного поведения человека, а также вытекающих из него мер по устранению насилия.

Для научных работников, аспирантов и студентов юридических вузов, представителей законодательных и судебно-следственных органов, а также для всех интересующихся уголовным правом.






Наукой уголовного права до настоящего времени последовательно не воспринималась мысль древних, в частности Анаксагора, о единстве многообразного мира, включая материю и сознание. Анаксагор считал, что не было акта творения, а было и есть только устроение. Поскольку из ничего не может произойти ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. Элементы материи устраивает во всеобъемлющую гармоническую систему сила Вселенной, которую Анаксагор назвал Разумом[366]. Эта сила является самодвижущейся и всеведущей[367]. Отрицание ученым нравственности объединяющей силы говорит не столько о ее беспощадности, сколько о высшей справедливости устройства мира. Анаксагор считал, что суть материальных явлений невозможно понять из них самих[368].

Истину можно обнаружить лишь в сознании. Поэтому вряд ли будет эффективным и реальным регулирование поведения человека, если законодатель не будет затрагивать сферу сознания человека, считать психологический механизм личности неким «черным ящиком»[369]. Как утверждал К. Юнг, «тот, кто смотрит на мир – мечтает и грезит; тот, кто смотрит внутрь себя – пробуждается»[370]. Что касается предоставления доказательств существования духовного мира, по сути, означает требование доказать материальным способом нематериальное бытие. Но если человек не воспринимает радиоволны, это еще не является доказательством их отсутствия в эфире, а свидетельствует лишь об определенном несовершенстве конкретного индивида, его познавательного аппарата.

Результаты проведенных нами социологических исследований свидетельствуют о непонимании природы истины и смешивании субъективной стороны с объективной. До 70 % опрошенных нами респондентов (сотрудники РОВД и осужденные женщины) считают, что при квалификации преступления в первую очередь необходимо учитывать признаки субъективной стороны. Важно заметить, что у 50 % осужденных мужчин этот показатель несколько ниже – 50 %. Из опрошенных судей только 40 % указали на приоритет субъективной стороны при квалификации преступления. Данные результаты можно объяснить неполным изучением сущностных свойств сознания человека, их неотражением в юридической конструкции вины и разделением явлений единого мира на физические и психические проявления.

Для того чтобы оправдать любое насилие, необходимо сначала разделить единый мир на противоположности, на одной стороне которого будет субъект действия, а на другой – остальные. В этом и заключена формула насилия: «Разделяй и властвуй». Реальное единство мира было разрушено при помощи моральных категорий Добра и Зла.

Различение добра и зла для человека оказалось, пожалуй, самой сложной проблемой в истории его развития. Можно сказать иначе – все проблемы человека начались с момента, когда он решил выяснить разницу между добром и злом. С этого начинается история его грехопадения, так называемого первородного греха[371]. Человеку с самого начала был наложен запрет именно на этот вид познания. В. С. Соловьев считал, что Бог хотел предупредить, что проблема добра и зла – самая сложная, самая трудная и даже опасная, потому что в процессе ее мучительного разрешения человек может зайти в тупик, впасть в отчаяние, а то и усомниться в добре, поддаться коварному обаянию зла. И все же, несмотря на запрет, человек отведал яблоко с древа познания добра и зла[372].

До настоящего времени не в полной мере осознается смысл произошедших вслед за этим явлений. «Познание» Добра и Зла, по сути, разделило единый мир («рай») на «белое» и «черное», вследствие и благодаря чему и возникла вечная вражда в развитии человечества, насилие одних над другими[373]. Появилась возможность легко манипулировать сознанием людей, поскольку есть «Добро», которое имеет право на существование, и есть «Зло», которое такого права не имеет, и может или должно быть подавлено (уничтожено).

Разделение Добра и Зла возможно только при материальной картине миропонимания. Корпускулярная теория мироустройства, например, достаточно легко внедряется в сознание в силу ее «очевидности». За этим разделением скрываются интересы самых различных манипуляторов, сталкивающих стороны между собой. Происходящие события и явления при этом неизбежно искажаются. Как верно заметил М. Монтень, первый признак порчи общественных нравов – «это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели, как говорил Пиндар, и является первым требованием, какое предъявлял Платон к правителю его государства»[374]. Слова мыслителя о том, что «правда, которая ныне в ходу среди нас, это не то, что есть в действительности, а то, в чем мы убеждаем других»[375], произнесенные им в XVI в. свидетельствуют о том, что история учит тому, что ничему не учит.

Определяющей причиной возникновения насилия в человеческом обществе является стремление к власти и управлению другими. Такое желание свойственно именно разделенному сознанию личности и свидетельствует об отсутствии самодостаточности и внутренней гармонии, а также неверии в разумность внешнего мира, что является прямым следствием материального, разделенного понимания мира. Непонимание каждым индивидом единства и взаимосвязанности мира способствует сохранению насилия и вражды.

Поведение человека, как отмечает А. И. Долгова, зависит от всей совокупности внешних обстоятельств, и его изменение происходит постепенно, вместе с изменением «взглядов, убеждений, ориентаций, мотивов»[376]. В основу всех проводимых в России преобразований и реформ должно быть заложено «человеческое измерение»[377]. Следует признать необходимым и правильным переход науки государственного управления в 1980-е гг. с формального, нормативного на человеческо-гуманистический подход[378].

Особенно актуален данный переход для наук и законодательства криминального цикла. И. Я. Козаченко обоснованно отмечает необходимость достижения в уголовном праве функциональной взаимосвязи и взаимовлияния уголовной ответственности и проблемы свободы личности[379]. Для решения таких задач должно произойти объединение традиционных научных школ и их интеграция, способствующая «развитию фундаментального понимания единства и целостности мироздания»[380].

Ретроспективный взгляд на развитие уголовного права приводит к мысли, что оно зашло в исторический тупик. Чем иначе объяснить, что, например в США, выносят приговоры по 200–300 и более лет лишения свободы. Представляется целесообразным объединить все рациональные положения теоретических направлений в одной школе реального уголовного права. Из классической школы можно взять тщательно разработанную законодательную технику, из антропологической – взаимосвязь физических и психических явлений, из социологической – социальную обусловленность и т. д.

А. Шопенгауэр считал, что накоплять факты и объяснять их можно до бесконечности. Полнота знания заставит убедиться, что «множество следует искать в едином, правило – в случае, деятельность народов – в знании человека вообще»[381]. Как сказал А. Энштейн: «самое непонятное в природе – что ее можно понять»[382]. Осознание человеком единства с Миром одновременно препятствует развитию преступного насилия, так как начинает означать причинение насилия самому себе, что несовместимо с разумной природой человека. Для достижения такого осознания необходимо знание закономерностей явления и механизма реализации насилия.

В криминологической литературе такой механизм не предлагался. К механизму преступного поведения относят связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних психических процессов, определяющих и направляющих исполнение преступлениях[383]. В. Н. Кудрявцев в механизме умышленного преступления различал три основных звена: мотивацию, планирование преступных действий и исполнение преступления, приводящего к наступлению общественно опасных последствий[384]. В последующих работах В. Н. Кудрявцевым также рассматривались различные модели преступного поведения, в том числе, насильственного[385].

Предложенный механизм можно использовать и при рассмотрении различных форм насилия. Однако следует указать на некоторые его недостатки, препятствующие раскрытию сущности явления. Так, В. Н. Кудрявцев и С. Г. Келина считают, что «воздействие преступления на социальную среду исключительно негативно»[386]. В последнем случае не учитывается последовательно и полно социальный характер преступления, его обусловленность общественным устройством. Следовательно, исходя из предложенного механизма, мотив насильственного преступления является результатом взаимного действия внешней среды и личности, через внутренние установки которой произошло преломление реальной жизненной ситуации[387]. При этом упускается следующий момент: ценностные ориентации, вытекающие из мировоззренческих позиций, внутренние установки личности возникли изначально в обществе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Механизм преступного насилия"

Книги похожие на "Механизм преступного насилия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Петин

Игорь Петин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Петин - Механизм преступного насилия"

Отзывы читателей о книге "Механизм преступного насилия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.