Павел Ефремов - Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания"
Описание и краткое содержание "Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания" читать бесплатно онлайн.
Писать о флоте всегда нелегко. А тем более о подводниках. Не говоря уже об атомных подводных лодках. Знатоки сразу разберут по косточкам, найдут массу огрехов. Иной маститый адмирал, давно забывший бурное лейтенантское прошлое, раздраконит любое повествование, которое не сходится с его прилизанными мемуарами и официальной точкой зрения. Когда читаешь оды некоторых заматерелых начальников и бывших замполитов, посвященные самим себе, становится неловко и очень обидно. В этих книгах все неудержимо радуются возможности написать заметку в стенгазету вместо заслуженного отдыха, ходят в отутюженных стерильных одеждах, корабли отшвартовываются от пирсов исключительно силой воли начальников, а не благодаря усилиям швартовной команды…
И мне до боли захотелось написать. И не так, как пишут флотоводцы, потерявшие флот. А как есть и как было. И смех и грех. Что получилось — перед Вами.
Погоду в 9-м отсеке делает, командир турбинной группы, старший лейтенант. Хлусов А. О. Его глобальные всеохватывающие знания материальной части, вежливость и тактичность с подчиненными вызывают всеобщее уважение.
Как рыба в мутной воде чувствует себя в 10-м отсеке его командир капитан-лейтенант Махалов А. В. И пускай 10-й отсек — самый маленький на корабле, этого он не замечает… Для Андрея 10-й отсек — большой и непознанный мир. И он в нем — Жак Ив Кусто.
Нельзя ничего не сказать о личном, составе контрактной и срочной службы… Всегда готовы помочь старшины, контрактной службы. Ворошилов, Краль, Захаров, Дюрдев. У них на любой вопрос — всегда положительный ответ… Как губка, впитывают знания от старших товарищей матросы: Загвоздкин, Калашников, Тарасов, Максименко, Юркин и другие.
И хотя в работе нашей боевой части бывают, досадные срывы, и промахи, день и годовщину 300-летия ВМФ и 35-летия дивизии ПЛ мы встретим без тяжелых ядерных аварий и поломок материальной части, с честью неся знамя электромеханической боевой части!
Капитан-лейтенант. Махалов А. В.
Мимоходом. Что-то упало?!
Двадцать шестые сутки похода. Все спокойно. Неторопливо текут вахты. Никаких происшествий, они, как правило, начинаются во второй половине плавания. А пока — ужин, перекур, просмотр фильма и сон.
Как-то ночью просыпаюсь от того, что кто-то осторожно трясет меня за плечо. Снимаю наушники от магнитофона. Уснул в них. На фоне освещенной двери фигура вахтенного, матроса Голованова.
— Тащ каплей! Тащ каплей!
— Голованов, что случилось?
Тот недоуменно разводит руками.
— Не знаю. Вас сказали позвать на пульт. Там у ваших что-то упало.
Ни черта не могу понять. Сел. Включил свет.
— Голованов! Что упало?
Голованов озадаченно поковырял в носу.
— Да не знаю я, что! Погудело, и свет мигнул. Они из центрального сразу — зови Белова, зови Белова, пущай поднимает! Я и позвал. Я пойду, тащ… Мне еще троих будить.
Конца фразы я уже не слышал, так как несся со всех ног на свой родной пульт ГЭУ. Упало не что-то, а аварийная защита АЗ! Вот так! Велика грамотность русского матроса. Что тот Чернобыль! «У вас упало, а мне народ будить…»
Сухо, тепло и уютно…
по словам врачей, 7-часовой сон оптимален для здоровья, а любое отклонение от этой нормы ведет к нарушению не только биологических часов организма, но и к развитию заболеваний, опасных для жизни.
Журнал «Здоровье», 1989 г.Как известно, должность первого и второго управленца на подводной лодке, с одной стороны, уважаема, тяжела и ответственна, с другой — вполне спокойна, нетороплива и даже выгодна. Ведь ты не имеешь практически никакого заведования, кроме как вахтенного журнала, ручки, кресла и сейфа под запасы чая, сала и печенья. Твоя сдача корабля другому экипажу происходит по сценарию, совершенно недоступному другим управленцам. А заключается он, скорее, в неторопливой и дружеской беседе со сменщиком, в процессе которой ты просто рассказываешь ему, что к чему, демонстрируешь вахтенный журнал с расчетом подъема решеток для следующего ввода ГЭУ в действие, передаешь пультовской чайник из рук в руки и заканчиваешь все это кулуарным банкетом в каюте.
А в это время все остальные управленцы, являющиеся по совместительству еще и командирами отсеков, заняты совсем другим. Они лихорадочно ищут замену утерянному или украденному водолазному белью, судорожно пересчитывают аварийный инструмент и даже тащат из дома консервы для добавления в съеденный в голодный час аварийный запас пищи и припрятанные на «черный» день запасные баллоны для идашек.
Меня на самом деле всегда удивляло то, что наш могучий Военноморской флот почему-то никогда не имел достаточного запаса топоров и кувалд и, что еще удивительнее, самых обыкновенных деревянных брусьев и досок, из-за чего каждая передача отсека превращалась в какую-то ярмарку плотников и столяров. Но сейчас не об этом. А о том, что в море первый и второй управленцы — и надежда и опора, а заодно еще и пробка, и попросту затычка. Как говорится, отстой вахту за себя и за того парня. На предмет того, как в море подводник должен стоять вахту, а как отдыхать, существует такое огромное количество приказов и директив, что, даю голову на отсечение, даже самые опытные ревнители буквы военного законодательства из отделов устройства службы всех их не знают. Однако доподлинно известно из некоторых первоисточников, что самые правильные и нормальные были изданы, а потом хоть и забыты, но, что самое удивительное, не отменены — в период зарождения нашего атомного флота. Нынешнему поколению подводников о них лучше и не знать. И что всплытия на сеанс связи должны быть не по тревоге, а силами боевой смены, и что разводы вахты в море не предусмотрены, и что операторам, управляющим реактором, перед вахтой ни в каких общекорабельных мероприятиях участвовать нельзя, а надо спать и только спать, после чего обязательно выпить перед заступлением стакан натурального кофе. И даже в базе никаких старших на борту не предусмотрено, а царь и бог корабля в это время — дежурный по ПЛ и никто другой. В те былинные годы никто из флотоводцев, наверное, и не предполагал, что малую тревогу на подводном крейсере, в недалеком будущем будут делать тоже по тревоге. Слава богу, хоть по учебной. В общем, много разных чудес, всего и не упомнишь.
Так вот, в море первый и второй управленцы стоят вахты за всех. Свою отстоял, и беги галопом поесть и перекурить. Можешь ведь и не успеть. Учебная тревога еще ладно, а вот любая приборка, занятие по специальности, да мало ли всякого случится. И сразу бегут управленцы на пульт подменять командиров отсеков. А те уже не спеша, с чувством собственного достоинства разбредаются по кораблю, успевая и перекурить, и даже посопеть в ватник в отсеке, пока личный состав порядок наводит. Так и приходится почти каждый день управленцам вместо восьми часов минимум 12 стоять. А если кроме ежедневных плановых «войн», тревог и приборок добавить еще и какоенибудь всплытие на сеанс связи под перископ, то могут и все 16 получиться. А уж если корабль вышел задачи сдавать, да еще и со штабом на борту, который просто по должностным обязанностям «крови» желать обязан, то бывало и по 20–22 часа.
Задачи в том году мы сдавали тяжело и со скрипом. То ли командир со штабом перегрызся по неведомым нам причинам, то ли нас решили на всякий случай взнуздать по самой полной программе, но все береговые задачи мы сдавали только с третьего захода, а уж когда приступили к сдаче морских — то тут начался сплошной кошмар. На десятидневный выход в море с нами пошли, судя по всему, все, кого смог мобилизовать штаб дивизии, начиная практически от всех флагманских и заканчивая самим комдивом. Даже наш НЭМС, позабыв на время возрастную мигрень и ревматизм, тоже загрузился в прочный корпус, и поделил с механиком каюту на двоих, а это автоматически означало, что самому хозяину каюты спать не придется. Так оно и случилось. «Бой с тенью» начался сразу после выхода корабля из Кольского залива. Такой безумной круговерти сменяющих одну за другой тревог я еще не наблюдал. «Каштан» просто раскалялся и негодовал от количества, да и качества отдаваемых в него команд. «Учебная тревога для прохода узкости. Учебная тревога для погружения корабля. Учебная тревога для приведения корабля в усиленное походное состояние. Учебно-аварийная тревога для проведения малой приборки. Учебная тревога для проведения зачетного развода вахтенной смены…» Тревоги шли и шли, слившись, по сути, в одну бесконечную и, самое главное, неотменяемую тревогу. Даже приемы пищи сопровождались опусами типа «.не снижая боевой готовности и не покидая боевых постов, экипажу ужинать! Первая и вторая смены остаются на боевых постах, третьей смене ужинать…». Флагманские метались по кораблю, словно борзые в погоне за ранеными зверями, проверяя все, что только возможно было проверить, и на каждом подведении итогов дня в центральном посту вываливали на экипаж ушаты помоев, то есть неполадок, которые мы сразу же доблестно бросались устранять.
Таким макаром прошло пять суток, после чего я боялся закрыть на вахте глаза, ибо мог сразу провалиться в такой глубокий сон, что меня, наверное, не разбудило бы и торпедирование нашего корабля самым вероятным противником. Утром шестого дня, сверившись с журналом, мы с Башмаком подсчитали, что в среднем спали все эти дни не более трех часов в сутки и что немного нам уже осталось, чтобы грохнуться лбами о пульт и заснуть крепко и надолго, невзирая на все «войны». На удивление, после завтрака очередных катаклизмов не последовало, изумленный Башмак грохнулся спать в каюте, а я остался бдить вахту до обеда, надеясь, что и мне карта ляжет так, что я смогу сегодня хоть пару-тройку часов послюнявить подушку. Но, увы, мои надежды не оправдались. Прошедшая вполне спокойно смена с вахты сменилась таким же обедом без гонок и «тревожных» трелей, а затем неожиданно под учебную тревогу объявили контрольное учение по осмотру корабля. И тут же по кораблю понесся «девятый вал», на самом гребне которого был сам отдохнувший командир дивизии. И уже через час, смотр был оперативно свернут, а в центральный пост начали спешно вызывать командиров боевых частей. А минут через двадцать вызвали и меня.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания"
Книги похожие на "Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Ефремов - Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания"
Отзывы читателей о книге "Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания", комментарии и мнения людей о произведении.