» » » » Андрей Косарев - Римское частное право


Авторские права

Андрей Косарев - Римское частное право

Здесь можно купить и скачать "Андрей Косарев - Римское частное право" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Юриспруденция»f52f92f6-56d8-11e5-8380-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Косарев - Римское частное право
Рейтинг:
Название:
Римское частное право
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9516-0216-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Римское частное право"

Описание и краткое содержание "Римское частное право" читать бесплатно онлайн.



Римское частное право оказало существенное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений обществ, основанных на частной собственности, и поэтому оно должно быть знакомо каждому студенту, получающему юридическое образование.

В учебнике рассматриваются понятия и основные черты римского права, отрасли и институты римского частного права, рецепция римского права. Особое внимание уделяется двум современным формам права – романо-германскому и англосаксонскому.

Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также читателей, интересующихся историей права.

Косарев Андрей Иванович, доктор юридических наук. Автор многих научных и учебных изданий по римскому праву, истории и теории государства и права.

Первому изданию учебника, вышедшему в свет в 1998 г., был присвоен гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений».






Они различаются как исторические и логическое. Юридическая специфика дисциплины, ее цивилистический аспект предполагают расширение сферы логического в изложении.

Между понятиями периода и этапа есть много общего. Если период – это отрезок времени, в который происходят те или иные качественные изменения, то этап есть определенное качество, складывающееся в данный отрезок времени. Такое качество формирует, выделяет период, оно – его организующий стержень.

В рамках периода реальное воспроизводится со случайностями, зигзагами, здесь находят отражение и переходные, промежуточные состояния права, подчас нехарактерные, нетипичные для данного периода факты, а закономерности завуалированы пестротой, многообразием действительности. Этапы же отражают решающие факты, ведущие тенденции. В них сложность истории упрощается, но закономерности становятся очевиднее. Так, если в рамках начального периода истории римского права конкретный фактический материал располагается в строгой хронологической последовательности, то при характеристике первого этапа те же факты излагаются с точки зрения выраженности в них начального, упрощенного состояния права, логики развития.

Более того, факты одного и того же периода могут быть отнесены к различным этапам. Так, дуализм квиритского и преторского права периода Республики как характерная черта неразвитости права относится к раннему этапу, но тот же дуализм в аспекте его преодоления и утверждения преобладающей роли преторского права – факт, который включается во второй, классический этап.

Предклассическое право нами не выделяется в качестве особого этапа, так как оно лишено целостности определенного качества. Это скорее некоторый переходный период, в котором черты прошлого переплетаются с тем, что предвосхищает, а отчасти составляет содержание классического права. Еще один пример. Периодизация римского права обрывается VI в. – созданием Свода законов императора Юстиниана. Однако ряд сторон последующего движения римского права в таких правовых памятниках, как Прохирон, Эклога, Василики, – типичные, закономерные явления упадка и разложения римского классического права – могут быть рассмотрены в рамках постклассического этапа.

Одно из оснований выделения этапов развития римского права составляет проводимая с использованием сравнительного метода (на основе выделения сходств и различий) классификация и систематизация конкретного историко-правового материала с установлением характерных черт каждого этапа. Другое основание – применение к римскому праву того общего положения, что правовая система, как и любой общественный организм, проходит в своем развитии стадии возникновения, расцвета, разложения и гибели. Рассмотрение римского права в качестве системы, включающей в себя качественно различающиеся состояния – этапы, обогащает его знание, делает понимание римского права более полным.

Раннеримское право

Первый этап римского права соответствовал ранним ступеням развития римского общества (VI–III вв. до н. э.).

Ранний Рим – сравнительно небольшое государственное образование, государство-город – был экономическим и политическим центром, в котором преобладало натуральное хозяйство с мелким крестьянским и ремесленным производством. Основную массу производителей материальных благ составляли свободные мелкие земледельцы и ремесленники. Рабов было сравнительно немного. Их удельный вес в общественном производстве был незначительным.

Постепенно в Риме складываются основы простого товарного производства. На центральной площади – форуме – устраивались еженедельные базары, а также приуроченные к религиозным праздникам ярмарки. Увеличиваются размеры как внутрииталийской, так и внешней торговли.

История Раннего Рима изобилует фактами борьбы плебеев за равные права с патрициями. Традиция гласит, что в 494 г. до н. э. плебеи отказались выступить в военный поход в составе римского войска и в полном вооружении удалились на Священную гору, где разбили свой лагерь. Такой уход (сецессия) плебеев из Рима, сопровождавшийся угрозами основать собственный город, вынудил патрициев начать переговоры и пойти на уступки. Плебеи включаются в состав римского народа.

Первоначально в Риме существовала царская власть – форма монархии. Заметной вехой в уравнивании прав патрициев и плебеев в переходе от монархии к республике были реформы Сервия Туллия. Свержение в 509 г. до н. э. последнего римского царя Тарквиния Гордого приводит к установлению республиканской формы правления.

Квиритское, цивильное право, подобно праву других раннеклассовых обществ, характеризовалось аморфностью – право не вполне выделилось в самостоятельную область регулирования общественных отношений, не отделилось от религии, обычаев, простых норм нравственности; недифференцированностью – не сложилась структура права, даже уголовное право еще не отделилось от гражданского, не образовало самостоятельной отрасли. Не сложились многие основные правовые понятия. В праве сохранялись коллективистские, общинные начала. Так, право частной собственности было ограниченным, преобладающее значение имели коллективные формы собственности (семейная, общинная)[7].

Кроме того, в раннеримском праве четко представлены такие черты, как формализм, консерватизм, замкнутость, сравнительно узкая сфера действия, казуальность норм. Ему были присущи резко выраженные сословные деления и яркая этическая самобытность, окрасившая всю целостность римского права. Право действовало на ограниченной территории и имело местное значение.

Связь права с религией проявлялась, в частности, в том, что его применение сопровождалось произнесением сакраментальных слов и фраз, совершением ритуальных действий[8]. В принципе, обычаи, религия, а вместе с ними и право не распространялись на представителей других народов. От племенной и религиозной замкнутости в Риме сохранялся взгляд на чужака как на врага (hostis). Кроме того, связь права с религией, обрядностью и символикой, традициями и условностями старых обычаев делала его непонятным и чуждым для других народов. Все это определяло замкнутость раннего римского права.

Пример формализма права – особый торжественный обряд манципации (mancipatio), применявшийся, в частности, в сделке купли-продажи. Манципация состояла в том, что покупатель в присутствии пяти свидетелей и весовщика (обязательно полноправных римских граждан) произносил определенную формулу: «Я утверждаю, что этот человек (вещь) принадлежит мне по праву квиритов, и да будет он куплен мною за эту медь и посредством медных весов». Затем он ударял куском меди по чаше весов и передавал этот кусок меди продавцу вместо покупной цены. Манципация возникла тогда, когда Рим еще не знал чеканной монеты и в качестве денег употреблялась медь в слитках, которые действительно рубили и взвешивали. Наличие пяти свидетелей, как полагают, – пережиток участия всей общины в отчуждении. Свидетели – не просто очевидцы, а гаранты действительности сделки, ее прочности. Передача денег совершалась вне самого обряда манципации, но без соблюдения манципации собственность на вещь не переходила к приобретателю. Торжественная форма с участием пяти свидетелей, весовщика и с произнесением формулы «Приобретаю за кусок меди» начинает обслуживать почти весь тогдашний оборот, хотя бы и несложный. Обряд «посредством меди и весов» стали применять даже при совершении брака и при распоряжении имуществом на случай смерти.

Неразвитость социально-экономических отношений обусловливала и относительно замедленный характер изменений в праве. Религия, влияя на правовую форму, придавала ей черты консерватизма, ограничивала возможности ее совершенствования. Однако консерватизм, замкнутость, а также ригоризм (категоричность предписаний, требование безусловного соблюдения прежде всего формы) соседствовали и перемежались в квиритском праве с гибкостью и пластичностью – допускали возможность вкладывать в правовую норму новое содержание.

Еще одна существенная черта квиритского права – казуальность норм. Отсутствовали общие правовые решения, т. е. правила поведения, пригодные для большинства сходных ситуаций. Право возникло из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное определенное действие, не охватывало всего круга однородных отношений. Сфера действия права была сравнительно узкой.

Рассматривая с высоты современности упрощенную форму – квиритское право, нельзя видеть в нем только примитивизм. Правовое детство человечества нужно мерить его же мерками, простота и упрощенность формы права для своего времени были наилучшими. Право не может быть выше достигнутого уровня культурного и экономического развития общества, иначе оно не будет действенно. А причудливость формы, почерпнутая из обычаев и вековых традиций, делала право понятнее. Примитивность оказывалась совершеннее сложного. Когда, например, не была развита письменность, форма манципации наилучшим образом способствовала фиксации в памяти присутствующих мельчайших деталей сделки. Связь права с религией обеспечивала надежность договора. Даже торжественность религиозной обрядности в судебном процессе при безграничной вере в потусторонний мир активно служила изобличению неправого.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Римское частное право"

Книги похожие на "Римское частное право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Косарев

Андрей Косарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Косарев - Римское частное право"

Отзывы читателей о книге "Римское частное право", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.