Александр Оришев - Политика нацистской Германии в Иране

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Политика нацистской Германии в Иране"
Описание и краткое содержание "Политика нацистской Германии в Иране" читать бесплатно онлайн.
В работе исследуются малоизученные аспекты политики нацистской Германии в Иране во время Второй мировой войны. Анализ много численных источников позволил выделить основные методы экономической и политико-идеологической экспансии нацистской Германии Иран, раскрыть причины первоначальных успехов гитлеровцев в это стране. Результаты глубокого исследования внешнеполитических, военных, экономических, разведывательных механизмов действия национал социалистской диктатуры позволяют говорить о существенном вклад автора в разработку истории германского фашизма.
Книга предназначена для историков и политологов, студентов и аспирантов, а также всех интересующихся историей Второй мировой войны.
Автор выражает глубокую признательность ректору Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина В. П. Кузовлеву, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н. И. Борцов администрации ОАО «Экспериментальный консервный завод «Лебедянский» без помощи которых издание этой книги было невозможным.
Центральное место в пропаганде германского фашизма в Иране заняли теории об общем, арийском, происхождении немцев и иранцев[123]. Представляет интерес уже тот факт, что в первоначальном варианте расовой таблицы, составленной нацистами еще до прихода к власти, на ее верхних этажах не было места народам Востока. Однако политические соображения заставили их внести изменения в эту структуру, после чего избранными, арийскими, нациями были объявлены японцы, а затем иранцы и некоторые другие народы.
Специальным декретом германское правительство освободило иранцев как «чистокровных арийцев» от ограничительных положений нюрнбергских расистских законов. Для того, чтобы возвеличить роль Ирана как места рождения арийской расы, в декабре 1934 г. по рекомендации германской дипломатической миссии название государства «Персия» было официально изменено на «Иран», а подданные этого государства стали именоваться иранцами. В Тегеране здание Национального банка было спроектировано немецким архитектором в неоперсеполисском стиле, а стены железнодорожного вокзала украсили узоры из свастик[124]. Принятие этого знака в качестве символа НСДАП истолковывалось нацистами как признак духовного родства между арийцами севера и «нацией Зороастры», общностью интересов Ирана и Германии[125]. Подтвердить тезис об общем, арийском, происхождении немцев и иранцев должны были санкционированные расовым управлением СС браки германских, чистокровных арийских девушек с видными представителями политической, военной и экономической элиты Ирана[126].
Расчет фашистских пропагандистов оказался точным. Иранцам гораздо больше импонировала идея о превосходстве арийцев над другими народами, чем советская пропаганда интернационализма, поскольку национализм, в отличие от лозунгов классовой борьбы, имел в Иране прочную почву. На страницах авторитетной газеты «Иран» один из авторов заявлял, что если арийская раса сохранилась где-нибудь, то только в такой стране, как Иран, который считается «очагом возрождения этой расы»[127]. В 1938 г. в Иране вышла брошюра «Раса и язык», автор которой, в свою очередь, утверждал, что «все ученые, изучавшие вопрос о первоначальной родине арийцев, единогласны в том, что среди арийцев именно иранцы составили группу, больше всех создавшую государственность в стране, называемую Ираном»[128]. Надо сказать, что подобные высказывания были не единичны и довольно точно отражали отношение иранской общественности к расовому вопросу.
Под непосредственным влиянием нацистов официальные круги Ирана разрабатывали и широко пропагандировали идеи персидского шовинизма, реваншизма и паниранизма[129]. Среди молодежи и военнослужащих широкое распространение получили идеи «священной миссии по освобождению 17 пленных городов» (имелись в виду города Советского Закавказья, отошедшие России в результате русско-иранских войн. – А. О.).
Популярными в Иране стали антисемитские лозунги германских фашистов. Как и в Третьем рейхе, в Иране стали открыто обсуждать положение евреев. Относительно их будущего было выдвинуто несколько проектов. Предлагалось разрешить им проживать только в трех иранских городах, лишить права обладания недвижимым имуществом и т. д.[130] С целью усиления антиеврейских настроений немцы распространяли по Тегерану слухи о похищении детей местными евреями. Одно время эти слухи приобрели настолько возбуждающий характер, что в городе стали опасаться еврейских погромов. Главное полицейское управление Тегерана даже было вынуждено выступить с официальным опровержением подобной информации.
Успехи фашистской пропаганды объяснялись и тем, что к середине 30-х гг. идеологические конкуренты нацистов в Иране – коммунистические организации – были ликвидированы, а в 1938 г. состоялся судебный процесс по «делу 53-х», который на несколько лет приостановил деятельность коммунистов в этой стране[131].
Немецкая пропаганда поднимала и другие вопросы. Нацистские пропагандисты заверяли иранцев, что именно Германия призвана защитить их государство от угрозы со стороны Советского Союза и Великобритании. Провозглашались антиимпериалистические лозунги, объявлявшие Германию заступницей народов Востока[132]. Одним из аргументов, которым пользовались немецкие пропагандисты, было то, что Третий рейх – не сосед Ирана, как СССР и Британская империя, и вследствие этого не может представлять для него какой-нибудь серьезной опасности.
С целью привлечения правителей Ирана на свою сторону германские пропагандисты ставили их даже на один уровень с самим Гитлером. Особых похвал удостоился иранский шах. Примером тому может служить книга Г. Мельцига, в которой не только восхвалялись личные качества иранского монарха, но проводились параллели между Реза-шахом Пехлеви и фюрером нацистов[133].
Действительно, между Гитлером и Реза-шахом было немало общего. Единство жизненного пути, который они прошли от солдата до главы государства, стремление к широкомасштабным акциям, неприятие ценностей западной демократии сближали диктаторов. Осенью 1938 г. в иранской прессе циркулировал слух о том, что Гитлер пригласил Реза-шаха посетить Германию и что приглашение принято[134]. Однако Реза-шах в обстановке приближавшейся войны предпочел быть более осторожным и не решился совершить поездку в Берлин.
Одним из факторов, обеспечившим успех нацистской пропаганде, было обращение к религиозным чувствам иранских мусульман. Однако, чтобы успешно вести пропаганду в религиозной сфере, немцы не могли не учитывать антиклерикальные настроения Резашаха. Поэтому был сделан ловкий пропагандистский трюк – шиитское направление в исламе было объявлено истинной арийской религией, противостоящей арабскому исламу семитского суннитского толка. Такой подход не вызывал сопротивления со стороны правящих кругов и одновременно позволял найти новых сторонников германского фашизма[135]. Не ограничиваясь этим, немецкие пропагандисты распространили среди иранцев-шиитов слух, что будто бы Гитлер является Махди – скрытым двенадцатым имамом, и даже точно определили дату его пришествия[136].
Проводя параллели между Аллахом и древнегерманскими богами, гитлеровцы внушали иранцам, что Гитлер по происхождению лур, о чем свидетельствует якобы окончание его фамилии[137]. Также сообщались сведения о принятии им ислама и нового имени – Гейдар[138]. На базарах немцы рассказывали, что будто бы фюрер родился с зеленой каймой вокруг пояса – несомненным признаком мусульманской святости. Они активно пропагандировали идею мирового еврейского заговора и необходимости войны с ним. Нацисты проводили параллель между борьбой, которую пророк Мухаммед вел с евреями в VII в., и борьбой Гитлера за окончательное решение еврейского вопроса.
Немцы распространяли листовки, в которых говорилось, что Германия в годы Первой мировой войны воевала на одной стороне с другой страной Востока – Турцией и никогда не имела мусульманских колоний. Запугивая иранцев советской угрозой, германские агенты распускали слухи о зверствах большевиков в населенных мусульманами районах Советского Союза, об унижениях, которым будто бы подвергались правоверные в СССР. Они убеждали простых иранцев, что провозглашенный еще В. И. Лениным лозунг об отсутствии противоречий между социализмом и исламом является всего лишь ловким тактическим ходом коммунистической пропаганды, и что истинные друзья ислама находятся в Берлине.
Устная пропаганда дополнялась и конкретными делами, когда на улицах немцы раздавали деньги иранской бедноте, создавая тем самым образ процветающей Германии. В день рождения Гитлера рабочим на объектах совместного германо-иранского строительства выдавалось по десять риалов. В Бабольскую больницу немцы поставили лекарства на 4000 риалов. Все это облекалось в форму помощи немцев народам Востока[139]. Немалый пропагандистский эффект имела функционировавшая в Иране немецкая больница, где во время приема больных не только велась агитация за Третий рейх, но и собирались ценные сведения для германской разведки. Демонстрируя таким образом искренность взаимоотношений с иранцами, нацисты создавали «климат завышенных ожиданий», что позволяло им формировать у общественности нужные политические мифы и образы. В результате в Иране о германских фашистах пошла слава как о самых щедрых друзьях.
Немецкие пропагандисты серьезное внимание уделяли насаждению нацистской идеологии среди иранской молодежи, наиболее восприимчивой для принятия ценностей фашизма. Этому способствовал сам Реза-шах, отличавшийся особой слабостью к военизированным молодежным бойскаутским организациям и культивировавший у себя в стране националистические чувства. В июне 1935 г., выполняя его указания, Министерство просвещения Ирана направило местным отделам циркулярное письмо, в котором ставилась задача сформировать бойскаутские организации по всей стране[140].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политика нацистской Германии в Иране"
Книги похожие на "Политика нацистской Германии в Иране" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Оришев - Политика нацистской Германии в Иране"
Отзывы читателей о книге "Политика нацистской Германии в Иране", комментарии и мнения людей о произведении.