» » » Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие


Авторские права

Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-406-04434-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлена вся экспозиция теории и практики социальной работы: ее история в России и за рубежом, основы теории, место в структуре гуманитарных и общественно-политических наук, методология, общие и частные технологии. Пособие построено в виде вопросов по основным темам учебного курса «Социальная работа» и развернутых ответов на них.

Для студентов вузов и средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля, профессионально ориентированных на подготовку социальных работников различного уровня. Также будет полезно практикующим социальным работникам.






Одним из важных последствий социализации личности следует считать формирование социального характера. Под индивидуальным характером в социальной психологии понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Индивидуальный характер складывается в процессе общения. А общение – одна из разновидностей социального взаимодействия. Стало быть, индивидуальный характер есть не что иное, как продукт социального взаимодействия. Кроме того, именно в контактах с другими людьми индивидуальный характер проявляется в наибольшей мере. Необходимо иметь представление о национальном характере. Процесс социализации каждого из нас испытывает на себе определенное давление социального окружения, связанное с господством традиций, обычаев, ритуалов, в которых проявляются особенности национальной культуры того общества, в котором мы живем. К такому выводу приходили многие этнографические исследования, выявившие, что различные люди, живущие в одном обществе и воспитывающиеся в условиях одной и той же культуры, обладают некоторой суммой одинаковых черт своего поведения.

Таким образом, в поведении каждого из нас в той или иной мере проявляются черты как индивидуальной, неповторимой личности, так и национального характера, общие для всех людей, разделяющих приверженность традициям, обычаям и нравам того народа, к которому мы принадлежим. Социальный характер – это система правил взаимодействия любого индивида со всеми другими членами своей и смежных групп. Характеристика того или иного социального характера связана с определением типа социальной адаптированности и кофликтности.

38. В чем выражается девиантное поведение?

В понимании места человека и группы в системе социальных взаимодействий важным является осмысление отклоняющегося поведения и социального контроля. Само слово «девиация» – это прямая русскоязычная «калька» позднелатинского deviatio, т. е. отклонение. Этот термин используется для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального. Девиантное, т. е. отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три степени:

1) незначительные отступления от норм морали и этикета; мы будем называть такое поведение собственно девиантным;

2) нарушения норм права, но также не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением;

3) серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением.

39. В чем выражается делинквентное поведение?

Понятие делинквентное поведение охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А в криминологии оно определяется как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному или административному преследованию правонарушений, совершаемых молодыми людьми (чаще мужского пола) в возрасте между 12 и 20 годами.

В теории социальной работы принято следующее различие между собственно девиантным и делинквентным поведением: первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы – отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам данной страны.

40. Какие социальные концепции объясняют природу девиантного и делинквентного поведения?

Существуют различные концепции, объясняющие природу девиантного и делинквентного поведения. Так, Н. Смелзер в своем учебнике проводит краткий обзор самых разнообразных теорий объяснения девиантности поведения – от биологических, объясняющих отклонения генетически приобретенными качествами психики, до радикально-криминологических, трактующих девиацию как продукт противодействия отдельных социальных слоев господствующим нормам капиталистического общества.

Среди типов социального поведения необходимо разделять следующие:

1) конформность, которая являет собой, по сути, единственный тип поведения, не являющийся девиантным. От степени распространенности его в обществе зависит социальный порядок – стабильность и устойчивость социального развития. Более того, учитывая саму ориентацию массы людей на общепринятые культурные ценности, мы можем говорить о ней как о едином обществе;

2) инновация – это такая форма приспособления, которая возникает, когда индивид принимает для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели и разделяет их;

3) ритуализм предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей, большого денежного успеха и быстрой социальной мобильности там, где эти устремления могут быть удовлетворены. Другими словами, в тех случаях, когда содержание цели и возможности ее достижения для данного социального фактора приходят в противоречие, он предпочитает безусловное соблюдение институциональных норм и отказывается от цели;

4) ретритизм можно было бы охарактеризовать как стремление к уходу от действительности, неприятие социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не приемлют ни господствующих в сознании большинства социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди «не от мира сего» – отшельники, мечтатели, поэты. Чисто статистически число таких индивидов не может быть велико в любом обществе, оно просто не в состоянии вместить в себя достаточно много таких «странных» людей.

41. Что такое «социальный контроль»?

Для точного определения предмета теории и практики социальной работы важно осмысление социального контроля. Этот термин был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом. Он рассматривал его как важнейшее средство исправления криминального поведения и возвращения преступника в «нормальное» общество. В дальнейшем Тард расширил понимание социального контроля до одного из важнейших факторов социализации. Наиболее развернутую теорию социального контроля разработали американские социологи Э. Росс и Р. Парк. Росс пытался найти и изучить способы достижения равновесия между обеспечением социальной стабильности, с одной стороны, и индивидуальной свободы – с другой.

Толкотт Парсонс в своей работе «Социальная система» определял социальный контроль как процесс, с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется девиантное поведение и тем самым поддерживается социальная стабильность. Он проанализировал три основных метода осуществления социального контроля:

1) изоляция, суть которой заключается в том, чтобы поставить непреодолимые перегородки между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его;

2) обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы;

3) реабилитация, рассматриваемая как процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих ролей в обществе.

В типовую систему социального контроля входят восемь основных компонентов:

1) индивидуальные действия, которые проявляются в ходе активного взаимодействия индивида с окружающей его социальной средой, – это любые акты производительного, познавательного и приспособительного характера;

2) социальная шкала оценок, от объективного существования которой в обществе зависит реакция окружающей социальной среды на эти действия;

3) категоризация, выступающая результатом функционирования социальной шкалы оценок и отнесения того или иного индивидуального действия к определенной оценочной категории (в наиболее общем виде – социальное одобрение или социальное порицание);

4) характер общественного самосознания, от которого в свою очередь зависит категоризация любого индивидуального действия, в том числе общественная самооценка и оценка социальной группой ситуации, в рамках которой она действует (социальная перцепция);

5) характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций, который непосредственно зависит от состояния общественного самосознания;

6) индивидуальная шкала оценок, которая выступает производной от внутренней системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие"

Книги похожие на "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Курбатов

Владимир Курбатов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.