» » » Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие


Авторские права

Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-406-04434-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлена вся экспозиция теории и практики социальной работы: ее история в России и за рубежом, основы теории, место в структуре гуманитарных и общественно-политических наук, методология, общие и частные технологии. Пособие построено в виде вопросов по основным темам учебного курса «Социальная работа» и развернутых ответов на них.

Для студентов вузов и средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля, профессионально ориентированных на подготовку социальных работников различного уровня. Также будет полезно практикующим социальным работникам.






В данном аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию. Представления о человеке как об открытой системе получили широкое распространение после исследований Л. фон Берталанфи, одного из основоположников общей теории систем. Он рассматривал человека в качестве открытой организованной динамической системы, способной функционировать независимо от нарушений начальных условий ее существования. Человек – это открытая система. Он существует, лишь непрерывно взаимодействуя со своим окружением, он открыт миру через свое поведение, деятельность, он что-то получает из мира и что-то ему отдает.

Интенциональность человека обозначает его повсеместную вовлеченность в окружающее, в нечто, находящееся за пределами его самого. Это может быть деятельность, другие люди, природа, техника и т. д. Вовлеченность связана с мотивацией, интересами, целями и ценностями субъекта. Жизнедеятельность человека определяется системой отношений, различающихся по степени устойчивости в зависимости от личностной значимости внешних объектов. Если система отношений является устойчивой, она определяет формирование психических новообразований у индивида – новых качеств, характеристик, свойств. Взаимодействие человека с окружением ведет не к восстановлению его устойчивых параметров, но к его непрерывному развитию, совершенствованию. Непрерывное становление – основная форма существования человека.

Человек уникален, поскольку в процессе социализации и воспитания он приобретает качества личности – сложную динамическую структуру, основной функцией которой является объединение и интеграция познавательных, эмоциональных, мотивационных и активно-волевых механизмов, регулирующих взаимоотношения с окружающим миром. Личность поддерживает иерархию целей человека в контроле собственной активности. При этом происходит управление не только собственным поведением, но и возможностями приспособления к окружающей среде и людям. Личность целостна и одновременно открыта, в чем и проявляется ее ключевое противоречие. С одной стороны, личностная целостность предполагает некоторую законченность, завершенность, с другой – ее открытость обусловливает определенную незавершенность. Целостность личности не представляет собой законченную раз и навсегда конструкцию, но она всегда неоднозначна, она существует одновременно реально и потенциально. Целостность и открытость выступают как интегральные характеристики человека, определяющие совокупность отношений между реальным и потенциальным. Чтобы понять, чем является личность, нужно адресоваться к тому, чем она может быть в будущем, потому что каждое состояние полноценно функционирующей личности ориентировано в направлении реализации возможностей. Потенциал, направление развития, перспективы становления выделяются как важнейшие характеристики личности.

В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не просто отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее. Человек развивает свой собственный взгляд на мир, ставит перед собой новые задачи и решает их новыми способами. Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее активности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения и достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Личность взаимодействует с миром на разных уровнях. Некоторые системы поддерживают равновесие организма с окружающей средой и снимают состояние напряжения, но личностная система стремится к нарушению равновесия и поддержанию определенного уровня напряжения. Возникновение новых интересов, желание приобретать знания, чувство ответственности и другие формы жизнедеятельности выходят далеко за пределы редукционистского функционирования. Диалектика этих двух тенденций личности – стремления к напряжению и стремления к редукции напряжения – является основным источником активности человека. Нарушение определенного баланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личности или начале социальной дезадаптации.

В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития. Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы, способной к саморазвитию. Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Система является сложной целостностью, заключающей в себе тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые, но имеющие опосредованную совместимость. Амбивалентные тенденции (подсистемы, особенности, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными способами. К. Юнг выделил три доминирующих способа такого взаимодействия: компенсация, противостояние, объединение.

Одна подсистема может компенсировать слабость другой. Отношения компенсации возможны и между функциями (в том числе социальными). Сам Юнг иллюстрирует компенсацию, определяя сущность противоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экстраверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсироваться через развитие вытесненной интровертированной установки, т. е. при фрустрации экстравертированной установки интровертированная начинает доминировать. Поэтому периоды активного экстравертированного поведения сменяются периодами интровертированного, и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невозможно у здорового, полноценно функционирующего человека. Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.

Вторым способом взаимодействия между разнонаправленными подсистемами является противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет которого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в человеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А. Ф. Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г. Ананьев); в проявлении каждой личностной черты и т. д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его специфика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.

Третий способ взаимодействия – объединение. Полярные феномены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но также притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объединение противоположных подсистем не просто сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, действие которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (например, появление нового смысла деятельности или существования).

Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Эти напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности. При реализации субординационного принципа более сложные и общие подсистемы личности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на паритетных началах, допуская относительную автономию каждого из них. В. Франкл отмечал, что в жестких условиях концентрационного лагеря заключенные выживали благодаря именно духовной активности, в то время как люди, утратившие смысл, даже при наличии физического здоровья очень быстро погибали. Выживали те заключенные, у которых сложное редуцирование значительно преобладало над простым редуцированием. Даже если человек не в состоянии изменить обстоятельства своей жизни, он может изменить свое отношение к ним.

Амбивалентными являются не только внутренние феномены личности как системы, но также и отношения к различным явлениям действительности, в частности отношения к временным характеристикам существования. Многие представители гуманистической психологии рассматривали личность как процесс, в котором существует феноменальное единство настоящего, прошлого и будущего (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Гольдштейн). Личность не представляет собой статическое состояние человека. Она как бы простирается сквозь время. Она существует в настоящем, помня о прошлом и предвосхищая будущее. Прошлое влияет на формирование диспозиций личности, будущее – на ориентации и цели. Амбивалентность между временными характеристиками существования человека заключается в том, что и прошлое, и настоящее, и будущее не остаются неизменными для самой личности. Прошлое может быть переоценено под влиянием актуального опыта. Перспективы будущего могут быть переосмыслены. Настоящее динамично само по себе. Точка соприкосновения прошлого и будущего существует в настоящем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие"

Книги похожие на "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Курбатов

Владимир Курбатов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Курбатов - 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.