» » » » Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов


Авторские права

Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Филология, издательство «УЧПЕДГИЗ», год 1963. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов
Рейтинг:
Название:
Краткий словарь литературоведческих терминов
Издательство:
«УЧПЕДГИЗ»
Жанр:
Год:
1963
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий словарь литературоведческих терминов"

Описание и краткое содержание "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать бесплатно онлайн.



«В „Словарь“ включено около 500 терминов, охватывающих в основном минимальный круг теоретических понятий, с которыми могут встретиться учащиеся старших классов и которые составляют в своей совокупности известный цикл знаний по теории литературы.

Авторы „Словаря“ стремились к тому, чтобы сжато и по возможности доступно для учащихся изложить теоретические понятия, снабдить их примерами, дать им определённую оценку, связать с вопросами, возникающими при изучении современной советской литературы. Пользуясь при помощи учителя „Словарём“, учащиеся могут расширить круг своих теоретических знаний.»






Айты́с — песенное состязание акынов (см.) в устной казахской народной поэзии, поэтический турнир.


Акмеи́зм (от гр. akmē — вершина) — течение в русской поэзии, возникшее в России незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции.

Акмеизм, как и символизм (см.), был явлением дворянско-буржуазной культуры в эпоху её разложения и упадка, но в отличие от символизма отказывался от мистицизма и стремился к конкретному изображению вещного и природного мира, простых человеческих чувств и т. д. Однако крайний индивидуализм акмеизма вел к тому, что поэтический мир его представителей был очень беден и ограничен, далёк от реальной жизни.

Выступая в своих литературных манифестах против символизма (см.), акмеисты были, как и символисты, приверженцами теории «искусства для искусства» (см.). Их индивидуалистическое творчество было также далеко от общественной жизни, чуждо и враждебно народу.

После Великой Октябрьской социалистической революции группа акмеистов распалась.


Акрости́х (от гр. akrostichon — крайняя строка) — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию какого-либо лица, слово или целую фразу. Например:

Лазурный день
Угас, угас.
Ночная тень
Ах! скрыла нас.

Из первых букв стихотворных строк складывается слово луна. Так пишут иногда стихотворные загадки — разгадка в первых буквах стихов. Акростих иногда представляет собой посвящение произведения какому-либо лицу.


Акт (от лат. actus — поступок, действие) — в драматургических произведениях и спектаклях законченная часть произведения, отдельное действие драмы или комедии.

Говорят: «четырёхактная пьеса», «трёхактная драма» и т. п.


Акце́нтный стих (от лат. accentus — ударение) или Тони́ческое стихосложение (от гр. tonos — ударение) — система стихосложения, основанная на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями. Этим акцентное стихосложение отличается от других систем стихосложения, основанных либо на одинаковом числе слогов в стихе (силлабическое стихосложение, см.), либо на одинаковом расположении и числе ударных и безударных слогов в стопах, образующих стих (силлабо-тоническое стихосложение, см.).

А́рмйя̆ про̆лӗта́рйӗв,[2]
                                       вста́нь, стро̆йна́!
Дӑ здра́вствўӗт рӗво̆лю́цйя̆,
                                                   ра́до̆стнӑя̆ й ско́рӑя̆!
Э́то̆ ӗди́нствӗннӑя̆
                                  вӗли́кӑя̆ во̆йна́
йз все́х,
              кӑки́ӗ зна́лӑ йсто́рйя̆.

(В. В. Маяковский, Владимир Ильич Ленин)

Ритм стиха, его размеренность определяют здесь только ударения; между ударениями, как легко подсчитать, то один, то два, то четыре безударных слога, но в каждой строке — четыре ударения.

При наличии в большинстве строк одинакового числа ударений акцентный (или тонический) стих допускает в отдельных строках меньшее или большее их число, а иногда даёт устойчивое чередование строк с различным количеством ударений, например в стихотворении В. В. Маяковского «Марксизм — оружие, огнестрельный метод» (4–3-4-3).


Акы́н — народный поэт-певец у казахского народа. Свои стихи акыны читают нараспев под звуки струнного инструмента — домбры.

Выдающимся акыном был Джамбул Джабаев (1846–1945).


Александри́йский стих — в русской поэзии двустишие шестистопного ямба (см.) с цезурой (см.) после третьей стопы. Стихи связаны смежной рифмой.

Такими двустишиями была написана в XII в. французская поэма об Александре Македонском. Отсюда название — александрийский стих.

Русские поэты, в том числе А. С. Пушкин, не раз обращались к александрийскому стиху:

Угрюмый сторож муз, || гонитель давний мой,[3]
Сегодня рассуждать || задумал я с тобой.
Не бойся: не хочу, || прельщённый мыслью ложной,
Цензуру поносить || хулой неосторожной…

(А. С. Пушкин, Послание цензору.)

Алке́ева строфа — см. Античное стихосложение.


Аллего́рия (от гр. allegoria — иносказание) — один из видов тропов (см.) — иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Черты и признаки этого образа, соответствуя основным чертам иносказательно изображённого понятия или явления, вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель.

Так, правосудие иносказательно изображалось в образе женщины с завязанными глазами и весами в руках; аллегория надежды — якорь; аллегория свободы — разорванные цепи и т. п. На значках и воззваниях сотен миллионов трудящихся, борющихся за мир, изображён белый голубь — аллегория мира во всём мире.

Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи и т. п.


Аллитера́ция (от лат. ad — к, при lit(t)era — буква) — повторение в стихах или — реже — в прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Аллитерация подчёркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особенно выразительное значение.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…

(А. С. Пушкин, Медный всадник.)

Аллитерация, когда она не служит определённой выразительной цели, приводит к пустой, бессмысленной игре звуками, например у поэта-символиста:

Чуждый чарам чёрный чёлн…

Альмана́х (от араб. al mana — время, мера) — так в XIV–XV вв. назывались сборники календарных таблиц с астрономическими вычислениями; позже, с XVI в., их издавали ежегодно, дополняя различными справочными сведениями, маленькими рассказами, стихами, шутками и т. п.

Впоследствии альманахом стали называть сборник литературно-художественных произведений различного содержания.

Из русских старинных альманахов известен литературно-художественный сборник «Полярная звезда», издававшийся в 1823–1825 гг. писателями-декабристами А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым; в этом альманахе принимали участие А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, И. А. Крылов и другие выдающиеся писатели того времени.

По инициативе А. М. Горького при Советской власти стали издавать альманах, который именовали по текущему году Великой Октябрьской социалистической революции: «Год XXXI», «Год XXXIV». Позднее этот альманах стал носить название «Литературный современник».


Амфибра́хий (от гр. amphibrachys — с двух сторон краткий) — трёхсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении (см.), в которой ударение падает на второй слог — ударный между двумя безударными (ᴗ′ᴗ).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий словарь литературоведческих терминов"

Книги похожие на "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Тимофеев

Леонид Тимофеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов"

Отзывы читателей о книге "Краткий словарь литературоведческих терминов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.