» » » » Сергей Дмитренко - Морские тайны древних славян


Авторские права

Сергей Дмитренко - Морские тайны древних славян

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Дмитренко - Морские тайны древних славян" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Полигон, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Дмитренко - Морские тайны древних славян
Рейтинг:
Название:
Морские тайны древних славян
Издательство:
Полигон
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-89173-251-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морские тайны древних славян"

Описание и краткое содержание "Морские тайны древних славян" читать бесплатно онлайн.



Несмотря на то что история России и Европы нам кажется очень хорошо изученной, все-таки в ней остаются «белые пятна» и возникают вопросы, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Рассмотрение истории морских культур народов Северной и Восточной Европы, а также народов Востока могло бы помочь найти ответы на некоторые из них. Автор выдвинул ряд предположений, позволяющих разрешить одну очень важную проблему — происхождение славян.






Парусная реюшка. Теоретический чертеж; разрезы и план палубы


Подвязанный к рейку парус поднимают, предварительно закрепив галсовый угол за одну из трех веревочных петель, прикрепленных в носовой части бударки (две по бортам у шп. 1, а одна — на форштевне у рыма). Шкот продевают в специально просверленное отверстие в борту, под буртиком, около шп. 11, называемое шпигатом.

Бударки с успехом используют не только рыбаки, но и многие туристы. Лодка имеет четыре крытых помещения. Под парусом бударка показывает отличные качества. Достаточной длины фальшкиль (иногда его увеличивают до 100 мм) и узкие обводы кормы хорошо противостоят дрейфу. Благодаря наклонным фальшбортам бударка не черпает воду даже при большом крене, когда подветренный фальшборт находится наполовину в воде.

Должен заметить, что благодаря небольшой высоте мачты ванты обычно не ставят» [73].

Реюшка

«Парусное рыбацкое судно, предназначенное для самостоятельного поискового (фырочного) лова рыбы. Имела полубу и две мачты с косыми парусами: фок-мачту в носу и грот-мачту, иногда съемную, близко к миделю. Площадь парусов — 16–35 м2. В носовой части располагался кубрик, в средней хранили снасти, в корме был открытый отсек. Способ лова требовал быстрых переходов с места на место, и реюшки хорошо лавировали (реяли) на ветру. Улов обычно сдавали на рыбницу. Реюшки были распространены на Каспийском море (длина — 8—11 м, ширина — около 3 м, осадка — около 0,7 м, грузоподъемность — 5–6 т, экипаж — 3–4 человека)» [84].

Подчалок

«Лодка, которая при совместной работе с большим судном, стоящим на якоре, удерживается от сноса ветром и течением на бакштове — конце растительного троса, спущенного для этого с кормы судна, — называется подчалком.

Кормовой подчалок. План, продольный и поперечный разрезы и теоретический чертеж

Главные размерения и элементы местных типов рыбопромысловых судов Северного Каспия


Это парусно-гребная одномачтовая рыбацкая лодка. Предназначалась для лова рыбы сетями или крючковой снастью. Подчалки вели лов самостоятельно или базировались на рыбницах. Были распространены на Каспийском море (длина — 6–7,5 м, ширина — 1,6–1,8 м, высота борта — 0,7–0,9 м, осадка — около 0,4 м, площадь люгерного паруса — около 18 м2)» [84].

Казацкая чайка

«Для морских походов запорожские казаки строили плоскодонные чайки — суда смешанной конструкции. Основой судна была выдолбленная из дерева колода длиной до 15 м, к концам которой крепили с уклоном наружу концевые опруги (фор- и ахтерштевни). Внутри устанавливали опруги высотой до 4 м, а уже к ним крепили доски бортовой обшивки. Доски старались тесать длиной до 4 м и шириной до 30 см, добиваясь тем самым уменьшения числа пазов и стыков. Пазы и стыки плотно конопатили и заливали варом. Внутри судна настилали второе дно, или слань, из тонких досок; набор и обшивку судна обильно смолили. Вдоль борта привязывали толстый канат из пучков сухого камыша. Камыш служил поплавком: благодаря ему чайка могла держаться в море при любой погоде.

Казацкий челн


Постройку новых судов и всю подготовку к походу проводили спешно, в строжайшей тайне. Артель из 15–20 опытных мастеров и такого же количества подсобных рабочих могла построить чайку за две-три недели. Суда приводили в движение с помощью весел (до 15 пар) и ветром, для чего на мачте устанавливали прямой парус. Численность экипажа достигала 70 человек; кроме личного оружия воинов на судне имелось до шести небольших пушек с боеприпасами. В походе запорожцев участвовало обычно до 100 судов» [76].

«Поражали в особенности те ничтожные средства, с какими казаки вступали в борьбу с могущественным турецким флотом. Вот что рассказывает Боплан о морской технике казаков: „Прежде всего высылают они на Запорожье всякие принадлежности, необходимые для похода и постройки лодок, затем отправляются сами на Запорожье и занимаются постройкой лодок. За одну лодку принимаются человек шестьдесят и изготавливают одну в две недели — так как они мастера на все руки. Основой служит ивовый или липовый челн, длиной в 45 футов; на него набивают из досок борты так, что получается лодка в 60 футов длины, 10–12 футов ширины и такой же глубины. Кругом челн окружается валиком из плотно и крепко привязанных пучков камыша. Затем устанавливают два руля — правила, сзади и спереди, ставят мачту для паруса и с каждой стороны по 10–12 весел. Палубы в лодке нет, и при волнении она вся заполняется водой, но упомянутый камышовый валик не дает ей тонуть. Таких лодок в течение двух-трех недель 5–6 тыс. казаков могут изготовить от 80 до 100. В каждую лодку садится 50–70 человек. В бочках — провиант: сухари, пшено, мука. Снарядившись таким образом, плывут по Днепру: впереди атаман с флагом на мачте.

От чаек запорожцев суда донских казаков отличались лишь своими размерами; они имели до 21,5—24,5 м в длину и до 5,5–6,5 м в ширину“» [18].

Чертеж шитика

Путесь (прави́ло)

Одним из главных отличий русских и вообще славянских судов от судов других народов, например от скандинавских, было применение потеси вместо бортового весла (бортового руля).

«Потесь — это прави́льное весло, вытесанное из бревна длиной 21–25 м, навешиваемое на стальных штырях с кормы и с носа барок и других речных судов барочного типа. Им правили, загребая в поперечном относительно курса судна направлении. Иногда сбоку имелась третья потесь, называемая заносной. К середине XIX в. потеси были повсеместно вытеснены навесными рулями. В настоящее время сохранились лишь на плотах при сплаве леса по мелким и бурным рекам, где невозможна буксировка» [84].

Глава III. Великий трансконтинентальный Волжский путь

Согласно принятому в истории взгляду, государство (Русь) возникло в районе, где население разбросано изолированными группами, живущими натуральным хозяйством, основу которого составляли примитивное земледелие с бортничеством на юге, охота и рыболовство с подсечным земледелием на севере. Какие могут быть предпосылки всемирно-исторического характера при таком исходном убожище?

Однако возникает ряд вопросов. Неужели многочисленные клады арабского серебра конца VIII — начала IX в. — это результат деятельности всего лишь немногочисленных ватаг купцов-норманнов, которые на свой страх и риск время от времени пробирались этими местами? Откуда и куда?

В. И. Паранин. Историческая география летописной Руси

Водные пути являлись, если так можно выразиться, костяком экономики средневековой Руси и России. А их становым хребтом были Днепровский и Волжский пути. В образовании и становлении того государства, в котором мы живем, не последнюю роль сыграла Волга-матушка, Волга-кормилица: она кормила всю Европейскую Россию и не только ее. Именно в Нижнем Новгороде определялись мировые цены на хлеб и другие продукты. Недаром Нижний называли карманом и кошельком России.

«На территории Восточной Европы можно выделить несколько крупных водных магистралей, но самой важной несомненно являлась Волга. Вместе с реками бассейна Онежского и Ладожского озер Волга составляла знаменитый Восточный трансконтинентальный путь, соединяющий Балтику с Каспием, а через них Западную и Северную Европу со Средней Азией и Кавказом, из которых шли пути на Индию и Китай.

Восточный путь во все времена играл огромную роль в жизни обширнейшего региона… Первоначально это был путь, по которому происходило заселение освободившихся от ледника областей Европейского Севера и осуществлялись связи вновь освоенных территорий с прародиной. В последующем эта водная магистраль послужила стержнем формирования обширного массива родственных финских народов… Согласно лингвистическим, археологическим и антропологическим данным финно-угорская общность народов Поволжья, Озерного края и Прибалтики существовала уже в конце неолита (III–II тыс. до н. э.). Именно в это время прослеживается экспорт кремня с Валдая в Финляндию. В дальнейшем значение Волжского пути, видимо, сохранялось, вместе с тем расширилась география торговли, которую обслуживала магистраль.

Й. Херман со ссылкой на ряд источников отмечает наличие в эпоху бронзы обмена между областью озера Меларен в Скандинавии и Средним Поволжьем (Херман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона//Славяне и скандинавы, с. 40). Отныне вся жизнь населения Верхней Волги, Озерного края и Карелии в большей степени становится ориентированной на Балтику. Очевидно, уже в это время по Волжскому пути поступали на Балтику восточные экспорта, а в район Каспия — западные.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морские тайны древних славян"

Книги похожие на "Морские тайны древних славян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Дмитренко

Сергей Дмитренко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Дмитренко - Морские тайны древних славян"

Отзывы читателей о книге "Морские тайны древних славян", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.