» » » Наталья Сухова - Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в.


Авторские права

Наталья Сухова - Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в.

Здесь можно купить и скачать "Наталья Сухова - Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Сухова - Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в.
Рейтинг:
Название:
Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-7429-0688-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в."

Описание и краткое содержание "Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в." читать бесплатно онлайн.



Монография Н. Ю. Суховой посвящена истории научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в. Вопрос научной аттестации в целом представляет немалую сложность для изучения, и менее всего изучена аттестация богословских исследований.

Автор выявляет предпосылки и истоки системы научно-богословской аттестации в России; изучает нормативно-правовое регулирование этой системы в XIX – начале XX в.; подробно рассматривает процесс подготовки научно-богословских кадров и их аттестации. Особое внимание уделено анализу проблем, возникавших при рассмотрении, защите и утверждении диссертаций, представляемых на соискание ученых богословских степеней.

В заключении приведены наиболее важные статистические результаты научно-богословской аттестации в России в 1814–1918 гг., сделаны выводы, кратко прослежена последующая судьба системы научной аттестации в России в целом и ее богословской составляющей. Кроме того, автор делает попытку оценить практическое значение дореволюционного опыта системы научно-богословской аттестации и его применение в наши дни.






Структура и методология

В представляемой монографии рассматриваются следующие вопросы, выделенные на основании изучения историографии и по общим соображениям:

1) предпосылки и истоки системы подготовки и аттестации научно-богословских кадров в России;

2) нормативно-правовое регулирование этой системы в XIX – начале XX в.;

3) формы и этапы подготовки научно-педагогических кадров в духовных академиях в XIX – начале XX в.;

4) практическая деятельность системы научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в.

Эти вопросы определили и структуру монографии. Первая глава монографии посвящена рассмотрению системы научно-богословской аттестации как института, то есть первых двух вопросов: его истории, устроению и нормативно-правовому регулированию. Здесь обращено особое внимание на вопросы, связанные с иерархией и специализацией ученых богословских степеней. Анализируются не только реализованные концепции, но и проекты, и дискуссии по этим вопросам.

Так как аттестация научно-педагогических кадров подразумевает их предварительную подготовку, вторая глава посвящена рассмотрению различных этапов этой подготовки. В процессе проведения исследования и написания монографии было решено включить в эту главу не только вопросы, связанные со специальной подготовкой научно-педагогических кадров в тесном смысле слова (2.2). Дополнительно были рассмотрены элементы научной подготовки или специализации в учебном процессе (2.1), а также возможности повышения научно-педагогической квалификации, предоставленные членам духовно-академических корпораций (научные командировки и пр.) (2.3).

В третьей главе система научно-богословской аттестации 1814–1918 гг. рассмотрена как процесс, через который проходит каждый диссертант: сдача степенных экзаменов, если они предусмотрены регламентом; выбор темы исследования, подготовка и представление диссертации; присуждение ученой степени; ее утверждение (3.1–3.4). Изучению подверглись проблемы, возникавшие на каждом из этих этапов в XIX – начале XX в. В этой главе систематизированы замечания, высказываемые по отношению к диссертантам их рецензентами и Святейшим Синодом, и реконструирована система требований, предъявляемых к соискателям ученых богословских степеней. Внимание уделено и особым случаям присуждения ученых степеней, которые выявляют некоторые важные черты системы научно-богословской аттестации, мало заметные при обычном процессе (3.5).

В заключении подведены историко-статистические итоги деятельности системы научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в. и сделаны выводы. Предпринята попытка определить место и значение системы научно-богословской аттестации в системе научной аттестации в России в целом. В качестве эпилога приводится краткая история института научной аттестации в России после 1918 г., и в частности его богословской составляющей. Наконец, оценивается применимость выводов в современной ситуации. Разумеется, при дальнейшем развитии исследований по данной теме все эти выводы будут уточняться, и значение достижений отечественной богословской науки XIX – начала XX в. будет пониматься яснее и оцениваться правильнее.

В монографии приводится много конкретных примеров: темы диссертационных работ, отзывы на эти работы, научно-педагогические судьбы их авторов, те или иные случаи отвержения работ, представляемых на соискание ученых богословских степеней. Эти примеры иллюстрируют тезисы, формулируемые в монографии, а также существенно корректируют официальные источники и концепции и помогают адекватнее понять сложные проблемы, связанные с научной деятельностью высшей духовной школы России. Разумеется, исследование строилось на более широком спектре ситуаций, и конкретных примеров можно было бы привести больше. Однако были выбраны те, которые, думается, наиболее показательны в тех или иных вопросах.

В приложениях к монографии приведены статистические и именные данные, отражающие результаты работы системы научно-богословской аттестации в России за 1814–1918 гг. по всем четырем духовным академиям. В Приложении 1 содержатся списки лиц, удостоенных докторской степени до преобразования системы научной аттестации в 1869 г., с указанием года присуждения степени; названия отмеченного научного сочинения. Если докторская ученая степень присуждалась по совокупности научно-богословских и духовно-просветительских достижений, то дается официальная формулировка этих достижений с указанием лиц, представивших работу и давших на нее отзыв.

До преобразования духовных академий 1869 г. кандидатские и магистерские степени были учебными и присуждались выпускникам духовных академий за общие учебные успехи и конкретное сочинение, но без защиты. Поэтому было решено привести в Приложении 2 лишь ежегодные статистические данные об этих степенях. Для полноты сведений приводятся и данные по лицам, выпущенным из духовных академий без ученых степеней, со званием действительного студента.

В Приложении 3 приведены полные списки по всем четырем академиям за 1869–1884 гг. докторов богословия, а с 1884 г., после дифференциации этой степени, – докторов богословских наук (богословия, церковной истории и церковного права) с указанием года утверждения в степени и темы диссертационного исследования.

В Приложении 4 такие же данные приведены по всем четырем духовным академиям по магистрам богословия за 1869–1918 гг.

Список диссертаций, защищенных в последние два года деятельности системы научно-богословской аттестации (1917–1918), восстанавливается с большим трудом. Поэтому, возможно, в дальнейшем он пополнится еще несколькими работами, сведения о которых удастся обнаружить в архивах.

Выбор методологической основы исследования был связан с немалыми сложностями. Эти сложности относились преимущественно к специальным методам, ибо на уровне общих методов вставали обычные проблемы историка Церкви: применение совокупности общенаучных и исторических методов с учетом богословского осмысления результатов. Так, институционное устроение системы научной аттестации подразумевало применение структурно-функционального метода для реконструкции составляющих этого института, изучения функций каждого из элементов и их взаимосвязей. Исследование предпосылок, процесса становления и развития системы научно-богословской аттестации было бы невозможно без применения историко-генетического метода. Чрезвычайно важно было сравнить деятельность системы на разных исторических этапах – для этого был использован сравнительный метод.

Кроме того, сравнительный метод применялся для понимания сходства и различия устройства и деятельности системы научно-богословской аттестации с системой аттестации, действующей в российских университетах. Проблемы, связанные с научно-богословской аттестацией, обсуждения и дискуссии, вызванные этими проблемами, потребовали анализа взглядов и позиций высшей церковной власти, епископата, обер-прокуроров, корпораций духовных академий и отдельных их представителей. Поэтому в работе активно применялся системно-аналитический метод. Система научно-богословской аттестации на протяжении столетнего периода ее деятельности претерпевала неоднократные преобразования: менялись и ее органы, и порядок их действий. Для понимания причин и последствий этих изменений потребовался причинно-следственный метод. Этот же метод необходимо было применять и при изучении судеб конкретных научных исследований. Типологический метод позволил, с одной стороны, определить единый тип богословской диссертации того или иного уровня, с другой стороны, не только рассмотреть, но и оценить особые ситуации, связанные с некоторыми из этих диссертаций.

Но специальные методы для данного исследования следовало найти у непосредственных предшественников или разработать. Специальные методы естественным образом разделились на две группы. Первую составили методы, ориентированные на изучение научной аттестации как исследовательского направления в истории, теории и методологии науки. Ко второй были отнесены те методы, которые учитывали специфику изучаемой области науки – богословия – и были выработаны применительно к этому исследованию и последующим ему. Первую группу методов можно условно назвать «научно-аттестационной», вторую – «богословской».

Первая – «научно-аттестационная» – группа включила в себя две методики. С одной стороны, изучалась система научной аттестации, действовавшая в определенной самостоятельной области науки. Поэтому автор использовал методику, разработанную и примененную А. Е. Ивановым в его исследовании системы научной аттестации в российских университетах. На основе сравнительного анализа законодательных актов, регулировавших порядок научной аттестации в российских университетах, А. Е. Иванов выделил шесть пунктов, определяющих эту систему как институт:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в."

Книги похожие на "Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Сухова

Наталья Сухова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Сухова - Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в."

Отзывы читателей о книге "Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.