» » » » Леонид Бурлачук - Психодиагностика: учебник для вузов


Авторские права

Леонид Бурлачук - Психодиагностика: учебник для вузов

Здесь можно купить и скачать "Леонид Бурлачук - Психодиагностика: учебник для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Питер Пресс, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Бурлачук - Психодиагностика: учебник для вузов
Рейтинг:
Название:
Психодиагностика: учебник для вузов
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-91180-841-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психодиагностика: учебник для вузов"

Описание и краткое содержание "Психодиагностика: учебник для вузов" читать бесплатно онлайн.



Второе издание учебника (первое вышло в 2002 г.) переработано и дополнено. В книге детально рассмотрены история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Особое внимание уделено теоретическим и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.






Роберт Мене Йеркс

Родился в 1876 г. Получил степени бакалавра (1898) и доктора философии (1902) Гарвардского университета, где работал инструктором и ассистентом профессора (1902–1917). Профессор психобиологии Йельского (1924–1944) университета. Председатель Комитета по психологическому обследованию новобранцев, в который входили такие психологи, как Годдард и Термен (1917). Принимал непосредственное участие в создании знаменитых армейских тестов Альфа и Бета. Занимал различные административные должности в психологической службе США. Был избран президентом Американской психологической ассоциации (1917). Также известен своими исследованиями с гориллами и шимпанзе. Основал и руководил лабораторией биологии приматов Йельского университета (1929–1941), что позволяет считать его одним из основоположников сравнительной психологии в США. Умер в 1956 г.

Сфера исследований, проводимых комитетом, простиралась от изучения влияния больших высот до отбора разведчиков. В целях контроля над боевым духом как военных, так и гражданского населения, при Генеральном штабе армии было организовано Отделение морального состояния. В составе Медицинского отдела армии было создано специальное подразделение для проведения тестов на умственное развитие среди призываемых на службу солдат и офицеров. К основным задачам этого подразделения относились: выявление интеллектуально неполноценных рекрутов, подбор людей для выполнения специальных заданий и выявление лиц с эмоциональными расстройствами. Уже в начале работы армейские психологи столкнулись с тем, что требующие значительного времени на проведение индивидуальные тесты не позволяли справляться с огромным количеством лиц, подлежащих обследованию. Были определены критерии, которым должны были отвечать армейские тесты для определения уровня интеллектуального развития, среди которых наибольшее значение наряду с валидностью имели приспособленность к групповому использованию, быстрота подсчета результатов, неподатливость к обучаемости (т. е. тесты должны быть по возможности такими, чтобы нельзя было научиться выполнять их правильно, как, например, определенный класс математических задач), интерес и привлекательность, экономичность во времени проведения. Полученная в результате шкала для группового тестирования, «Групповой экзамен А», выявила значительное сходство со шкалой Отиса.

Интересны и поучительны те организационные мероприятия, которые осуществлялись в американской армии для того, чтобы охватить психологическими исследованиями всех и каждого. Так, была организована школа военной психологии (планировалась организация нескольких школ, но потребность в этом отпала в связи с завершением войны). Персонал школы состоял из 7 психологов, возглавляемых старшим инструктором. Примерно 100 офицеров и больше 300 курсантов получили специальную подготовку за четыре месяца существования этой школы.

Всего во время войны через тесты прошли 1,726 млн человек в группах и 83 тыс. – индивидуально. Было обнаружено свыше 500 тыс. неграмотных, около 8 тыс. рекомендовано к увольнению по причине низких умственных способностей, и примерно 20 тыс. направлено в специальные батальоны для наблюдения и последующего обучения или задействованы для выполнения задач, не требующих высоких умственных способностей. Столь массовые исследования позволили обнаружить весьма любопытный факт. Оказалось, что около 3 % молодых людей нации имеют умственный возраст ниже 10 лет, а средний умственный возраст американских солдат составлял только 13,5 лет. Полученные данные были обнародованы и вызвали буквально шок в широких кругах общественности. Позднее эти результаты пытались интерпретировать в том смысле, что, дескать, тесты обнаруживали весьма узкий круг способностей, не затрагивая многих важных составляющих интеллекта. Тем не менее следует признать, что призываемые в армию молодые американцы, как правило, выходцы из малообеспеченных слоев общества, порой просто не умели писать и читать, не имели даже элементарных возможностей приобщения к культуре своего общества (из 1 566 011 рекрутов, обследованных в период с 28 апреля 1918 г. по 31 января 1919 г., примерно 25,3 % не могли читать и понимать газетные статьи, написать письмо домой). Естественно, это не могло не отразиться на результатах тестирования. Свидетельством тому является и необходимость разработки для нужд американской армии того времени помимо теста «Альфа» его аналога для тех, кто не овладел грамотой, – теста «Бета» (групповой тест для определения умственных способностей, известный под названием Army Alpha, представлял собой вербальную шкалу, которая включала такие задания, как решение арифметических задач, подбор синонимов и антонимов, способность к суждению и др., в Army Beta включались только невербальные задания).

После Первой мировой войны, несмотря на сохраняющуюся популярность в США Стэнфордской версии шкалы Бине-Симона, разрабатывались и другие варианты этого теста. К наиболее известным из них относятся шкалы Кульмана (1922), Йеркса (1923), а также оригинальная версия Геринга (1922). Появилось также много новых, ориентированных на обследование нескольких человек, тестов.

Вероятно, наиболее известным тестом интеллекта в США послевоенного периода был «Национальный тест интеллекта» (National Intelligence Test, 1920). В его разработке участвовали такие известные психологи, как Л. Термен, Э. Торндайк, Р. Йеркс и др. Подобно армейскому тесту Альфа, он состоял из двух шкал и двух параллельных форм. Но его особенностью было включение пробных (тренировочных) заданий для испытуемого, которые предшествовали основным. Впоследствии такие задания стали включать и в другие тесты.

В течение года после публикации данного теста было продано свыше 540 тыс. экземпляров, а в 1922/23 учебном году – еще 800 тыс.

В 1920-е гг. было разработано и издано немало других тестов интеллекта. По мнению экспертов-психологов, наиболее надежным и валидным из них стал «Термена групповой тест умственных способностей» (Terman Group Test of Mental Ability), появившийся в 1920 г. и предназначенный для обследования лиц в возрасте от 7 до 12 лет. В последующие 25 лет этот тест служил стандартным инструментом для тестирования интеллекта младших и старших школьников. Он был пересмотрен Терменом и Макньюмаром в 1942 г. (Terman-McNemarTest ofMental Ability); новая редакция учитывала достижения в области измерения интеллекта, появившиеся между 1920 и 1940-ми гг.

Ришар Мейли

Родился в 1900 г. в Шафхаузене (Швейцария). Учился в Берлине у Келера и Вертгеймера. Курт Левин знакомил его с гештальт-психологией. По приглашению Клайпереда возглавил Институт Руссо и посвятил себя психологической диагностике, в частности диагностике интеллекта. Автор известных учебников по психодиагностике (1936, 1951, 1978). После шести лет руководства Институтом начинает работу в качестве профессора Бернского университета. С 1930-х гг. занимался изучением факторов интеллекта, которые понимает не столько как способности, сколько как независимые условия индивидуальных различий. В одной из последних работ (1981) обобщил свои исследования и указал на существование 4 фундаментальных факторов, устойчиво проявляющихся с 6-летнего возраста. В своих лонгитюдных исследованиях (1959) пытался отыскать первичные элементы многочисленных характерологических черт. В 1963 г. опубликовал исследования по влиянию среды на интеллект, также стремился раскрыть взаимосвязи между интеллектом и учебными достижениями. Умер в 1984 г.

Распространение тестов, особенно тестов интеллекта, в США по своей масштабности трудно сравнить с чем-либо. Фримен (1926) сообщает, что только одной издательской фирмой было продано свыше 2,5 млн экземпляров тестов для измерения интеллекта в течение лишь 1922/23 учебного года. Тесты становятся не только инструментом психологии, но и предметом коммерции. Впрочем, расцвет тестирования не исключал резкой критики, разумеется, это в первую очередь относилось к тестам интеллекта. Наиболее преуспели в ней журналисты. Упоминание об одном из них, В. Липпмане (W. Lippmann), можно встретить во многих зарубежных работах, посвященных истории тестирования.

В Европе также плодотворно работал в области диагностики интеллекта Ришар Мейли. Разработанный им Аналитический тест интеллекта (1928) базировался на развиваемой в его исследованиях теории о четырех важнейших факторах интеллекта: доступной трудности, пластичности, целостности и беглости. На учебниках психодиагностики Мейли, неоднократно переизданных на разных языках, воспитывались многие поколения европейских психологов.

Анализ исследований в области интеллекта в 20-е гг. был бы неполным без упоминания работ Жана Пиаже. В 1919 г. во время пребывания в Париже, Пиаже был рекомендован Теодору Симону в качестве сотрудника, который мог бы вести с ним совместную работу. Симон предложил ему заняться стандартизацией теста интеллекта Барта, с тем чтобы им можно было обследовать парижских детей. В этот ранний период своей научной деятельности Пиаже широко использует психометрические тесты. Работами этого периода им закладывается фундамент оригинальной концепции интеллекта, на основе которой были разработаны известные задачи Пиаже.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психодиагностика: учебник для вузов"

Книги похожие на "Психодиагностика: учебник для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Бурлачук

Леонид Бурлачук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Бурлачук - Психодиагностика: учебник для вузов"

Отзывы читателей о книге "Психодиагностика: учебник для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.