» » » » Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник


Авторские права

Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник

Здесь можно купить и скачать "Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Когито-Центр, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник
Рейтинг:
Название:
Краткий психоаналитический словарь-справочник
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-442-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Описание и краткое содержание "Краткий психоаналитический словарь-справочник" читать бесплатно онлайн.



Краткий психоаналитический словарь-справочник содержит определения терминов психоанализа. Он представляет интерес для студентов, специалистов и всех тех, кто стремится понять бессознательную деятельность человека, причины возникновения психических расстройств и пути разрешения внутриличностных конфликтов.






Данное техническое правило психоанализа было выдвинуто З. Фрейдом (1856–1939) в статье «Советы врачу при психоаналитическом лечении» (1912). Техническое предписание предаваться свободно парящему вниманию и фиксировать все услышанное в своей памяти совершенно одинаково (без выделения главного и второстепенного, наиболее существенного и неважного) соответствует требованию свободного ассоциирования, которое предъявляется психоаналитиком пациенту. В этом отношении техническое правило, которому должен следовать аналитик, является необходимой параллелью метода свободных ассоциаций, которым обязан руководствоваться пациент в процессе аналитической терапии. Если психоаналитик поступает иначе, он уничтожает большую часть добытого материала, являющегося результатом соблюдения пациентом метода свободных ассоциаций.

ВНУТРЕННИЙ ДИВЕРСАНТ (САБОТАЖНИК) – отщепленная, вытесненная часть Я, связанная с отвергающим объектом специфическими внутренними отношениями.

Термин «внутренний диверсант» введен У. Р. Д. Фэйрбейрном (1890–1964) в работе «Психоаналитические исследования личности» (1952). Согласно его представлениям, можно говорить о разделении первоначальной целостной Самости на центральное Я (выполняющее функцию вытеснения), либидозное Я (вытесненная часть Я, вступающая в либидозные отношения с возбуждающим объектом) и антилибидозное Я (вытесненная часть Я, вступающая в отношения с отвергающим объектом). Антилибидозное Я как раз и является внутренним диверсантом, своеобразным предшественником того, что у З. Фрейда (1856–1939) выступало в качестве Сверх-Я. Но если в представлении основателя психоанализа Сверх-Я – это та инстанция, в рамках которой наблюдается возникновение у человека страха совести и вины, то в модели У. Р. Д. Фэйрберна проводится различие между внутренним диверсантом, или антилибидозным Я, порождающим страх, и более поздним структурным образованием, ответственным за появление вины.

ВНУШЕНИЕ – эмоциональное и интеллектуальное воздействие, оказываемое одним человеком на другого, в частности врачом на пациента в процессе его лечения; в психоаналитической терапии под внушением понимается воздействие на пациента при помощи возможных у него феноменов переноса.

Психоаналитическое лечение основывается на принципе отказа от использования внушения как такового. Однако с обнаружением в процессе анализа явления переноса и с обоснованием З. Фрейдом (1856–1939) необходимости использования переноса в качестве важного, незаменимого средства аналитической терапии возник вопрос о том, что, подобно другим видам терапии, психоанализ не только не исключает, но, напротив, предполагает технику внушения. Часто перенос сам по себе оказывается в состоянии устранить симптомы болезни, но временно – пока он сохраняется. В таких случаях можно говорить о лечении внушением, а не о психоанализе. Как подчеркивал основатель психоанализа, «последнего названия лечение заслуживает только в том случае, когда перенос употребляет свою интенсивность для преодоления сопротивления».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЫТЕСНЕННОГО – психический процесс, при котором устраненные из сознания, ставшие бессознательными и забытые представления, впечатления и переживания прошлого под воздействием внешних обстоятельств или внутренних импульсов в измененной форме возвращаются к человеку, не понимающему их подлинного смысла и содержания.

З. Фрейд (1856–1939) соотнес возвращение вытесненного с третьей стадией общего процесса вытеснения: на первой осуществляется так называемое «первичное вытеснение», имеющее место в детстве человека и человечества и составляющее ядро бессознательного; на второй – последующие вытеснения («вытеснения в последействии», «вторичные вытеснения»); на третьей – возвращение вытесненного, способствующее образованию сновидений, ошибочных действий и невротических симптомов. Осуществленное средствами психоанализа и связанное с воспоминанием прошлого, осознанием его возвращение вытесненного способно привести к благоприятному исходу, т. к. вместо искаженного заместителя вытеснения, свидетельствующего, по сути, о безуспешном вытеснении, психоаналитическая терапия оказывается своего рода его «хорошим заместителем». В этом отношении способность к возвращению вытесненного может быть использована психоаналитиком в целях успешной терапии.

ВООБРАЖАЕМОЕ – одно из понятий, дающее наряду с реальным и символическим представление о психоаналитическом понимании субъекта деятельности.

Понятие «воображаемое» связано с раскрытием специфической функции Я, формирующейся на стадии зеркала и рассмотренной французским психоаналитиком Ж. Лаканом (1901–1981) в его докладе, прочитанном на ХVI Международном конгрессе по психоанализу в Цюрихе в 1949 г. Ж. Лакан считал, что центральная структура человеческого опыта – это структура воображаемого порядка. Данная воображаемая функция встречается во множестве различных форм. Однако настройка воображаемого зависит от символической связи между людьми. Собственное Я, функция воображаемого, участвует в психической жизни исключительно в качестве символа. И именно слово, символическая функция, определяет большую или меньшую степень совершенства, полноты, приблизительности воображаемого. В конечном счете проблема заключается в сопряжении символического и воображаемого при конструировании реального.

ВРЕМЯ – длительность и последовательность протекания процессов, смены состояний, структурных изменений и функционирования систем; в психоанализе понятие времени используется в двух смыслах: в теории для характеристики различных психических процессов; в клинической практике для установления периодичности психоаналитических сеансов и продолжительности лечения в целом.

К теоретическим проблемам времени относится представление о том, что существует интервал между возникновением болезни в настоящем и ее глубинными истоками, уходящими корнями в прошлое. В соответствии с этим представлением причины невротических заболеваний следует искать в том периоде времени, когда могли иметь место наиболее сильные детские переживания, вызванные различного рода реальными событиями или фантазиями. Проблема времени имеет важное значение и для клинической практики. Она включает три аспекта: точное время прихода пациента к психоаналитику, частоту и длительность психоаналитического сеанса, продолжительность лечения больного.

ВТОРИЧНАЯ ОБРАБОТКА – один из психических процессов, принимающих участие в образовании сновидений и невротических заболеваний.

Представление о вторичной обработке было выдвинуто З. Фрейдом (1856–1939), который в работе «Толкование сновидений» (1900) исходил из того, что перевод скрытых мыслей в явное содержание сновидения осуществляется благодаря таким психическим функциям (факторам, механизмам, процессам), как сгущение, смещение, превращение мыслей в зрительные образы и вторичная обработка. В результате вторичной обработки сновидение утрачивает характер абсурдности, нелепости, бессвязности: в нем устанавливаются логические связи и заполняются пробелы; оно приводится в порядок и становится более или менее гармоничным. Однако вторичная обработка не всегда оказывается успешной: она может осуществляться частично, неполно, а иногда отсутствовать вообще, давая тем самым сновидению «открыто обнаруживать все свои разрывы и трещины». Вторичная обработка учитывалась З. Фрейдом не только при рассмотрении работы сновидения, но и при исследовании невротических заболеваний. Он считал, что, если превращающиеся в симптомы фантазии наиболее явно проявляются при истерии, то так называемая вторичная обработка в сновидениях выступает на передний план в виде бреда при паранойе.

ВУАЙЕРИЗМ – стремление к разглядыванию обнаженных людей, их половых органов, интимных отправлений и сексуальных действий.

З. Фрейд (1856–1939) соотносил вуайеризм с получением удовольствия от разглядывания обнаженного тела, того разглядывания, которое является важной составной частью развития сексуальности ребенка, связанной с нормальным проявлением любопытства и любознательности. Вместе с тем нормальное сексуальное разглядывание может породить страсть к подглядыванию. Эта страсть становится перверсией в тех случаях, если она, во-первых, ограничивается исключительно гениталиями, во-вторых, связана с преодолением чувства отвращения (подглядывание при функции выделения), в-третьих, вместо подготовки к нормальной сексуальной цели, вытесняет ее. Перверсный вуайеризм является навязчивой потребностью в непосредственном или опосредованном (через порнографические журналы и видеофильмы) разглядывании половых органов и сексуальных действий других людей. Для перверсного вуайеризма характерны также навязчивые фантазии, сопровождающиеся сексуальным наслаждением от видения возбужденных половых органов и воображаемых сцен интимной близости. Такие фантазии могут порождать навязчивое желание к обнажению собственных половых органов и демонстрации их перед другими людьми, в результате чего вуайеризм становится питательной почвой эксгибиционизма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Книги похожие на "Краткий психоаналитический словарь-справочник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Лейбин

Валерий Лейбин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Отзывы читателей о книге "Краткий психоаналитический словарь-справочник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.