» » » » Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник
Авторские права

Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник

Здесь можно купить и скачать "Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Когито-Центр, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник
Рейтинг:
Название:
Краткий психоаналитический словарь-справочник
Издательство:
Когито-Центр
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-442-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Описание и краткое содержание "Краткий психоаналитический словарь-справочник" читать бесплатно онлайн.



Краткий психоаналитический словарь-справочник содержит определения терминов психоанализа. Он представляет интерес для студентов, специалистов и всех тех, кто стремится понять бессознательную деятельность человека, причины возникновения психических расстройств и пути разрешения внутриличностных конфликтов.






БЕГСТВО В ЗДОРОВЬЕ – образное выражение, используемое для характеристики быстрого выздоровления, свидетельствующего не столько о действительном исцелении больного, сколько о его нежелании продолжать психоаналитическую терапию.

В процессе психоаналитической терапии имеют место такие случаи бегства в здоровье, когда пациенты оказывают сопротивление дальнейшему психоаналитическому исследованию, испытывают страх перед вскрытием их бессознательных влечений, заявляют о своем окончательном выздоровлении. Понимая природу бегства в здоровье, психоаналитик не должен обольщаться подобным успехом лечения. Напротив, в таких случаях он обязан переосмыслить происходящее с точки зрения появления у пациента сопротивления против продолжения психоаналитической терапии. По выражению З. Фрейда (1856–1939), в слишком быстрых успехах видишь скорее помеху, чем содействие аналитической работе.

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ – понятие, используемое для характеристики состояния человека, испытывающего страх перед свободой и прибегающего в жизни к бессознательным механизмам защиты, позволяющим ему реализовать скрытое желание, заключающееся в стремлении покончить со своей собственной свободой и избавиться от ее бремени.

Данное понятие было введено в научную литературу американским психоаналитиком Э. Фроммом (1900–1980) в работе «Бегство от свободы» (1941). Если, согласно З. Фрейду (1856–1939), человек всегда будет отстаивать свои притязания на индивидуальную свободу против воли масс, то, по мнению американского психоаналитика, свобода может превращаться в невыносимое страдание, у человека возникает непреодолимое желание избавиться от нее. Выбор пути избавления от свободы является следствием неуверенности и беспомощности изолированного индивидуума, который в попытках избавления от тревоги прибегает к таким психологически действенным и социально значимым механизмам бегства, как авторитаризм, разрушительность, конформизм.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – в психоанализе: не попадающие в поле сознания процессы и состояния психики; система психики человека, по своему объему, содержанию и закономерностям функционирования отличающаяся от системы сознания.

Если предшествующая академическая психология делала акцент на сознании человека, то З. Фрейд (1856–1939) не только обратил внимание на необходимость учета бессознательного как такового, но и выдвинул гипотезу о правомерности рассмотрения того, что назвал «бессознательным психическим». Раскрытие механизмов функционирования бессознательных процессов, выявление конкретных форм проявления бессознательного в жизни человека (ошибочные действия, сновидения, симптомы психических заболеваний), поиск в самом бессознательном различных его составляющих – все это представлялось важным и необходимым с точки зрения психоанализа. Причем З. Фрейд занимался не описанием и раскрытием бессознательного как чего-то негативного, отрицательного (психика минус сознание), а выявлением его позитивных составляющих.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ – одно из основных понятий психоанализа, используемое для описания и характеристики протекающих в психике человека первичных процессов в отличие от вторичных (сознательных) процессов.

С точки зрения З. Фрейда (1856–1939), бессознательное психическое – это тот объект исследования, который позволяет лучше понять как специфику протекания тех или иных процессов в психике человека, так и причины невротических заболеваний. В своих фантазиях невротик имеет дело не с материальной реальностью, а с такой, которая, будучи вымышленной, тем не менее оказывается реально значимой для него. В мире неврозов решающей является именно психическая реальность. Для понимания разыгрывающихся в душе человека внутрипсихических конфликтов важно выявить те элементы психической реальности, которые стали причиной возникновения этих конфликтов. Для успешного лечения нервных заболеваний необходимо довести до сознания пациента значение бессознательных процессов и сил, составляющих содержание психической реальности и играющих определенную роль в жизни человека.

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ – стремления человека, которые им не осознаются, но которые оказывают существенное воздействие на его мышление и поведение.

В период становления психоанализа З. Фрейд (1856–1939) полагал, что наиболее значимыми для развития и жизнедеятельности человека являются сексуальные (либидозные) влечения и влечения Я (влечения к самосохранению). В дальнейшем он показал, что сексуальные влечения могут быть обращены не только на внешний объект, но и на собственное Я. Исходя из этого им были введены понятия объектного и нарциссического либидо. Сексуальные влечения стали рассматриваться в плане объектного либидо, а влечения к самосохранению – как Я-либидо или любовь к самому себе. И наконец, в более поздних своих работах З. Фрейд сформулировал и выдвинул концепцию, согласно которой у человека проявляются два главных влечения – влечение к жизни, Эрос и влечение к смерти. В целом он признавал, что влечение является довольно темным, но в психологии незаменимым понятием и что влечения и их превращения – это конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию.

БИОФИЛИЯ – внутренняя ориентация, характеризующаяся любовью к жизни, ко всему живому и определяющая образ мышления и действия человека. Она противоположна некрофилии – любви к смерти, ко всему мертвому.

Психоаналитические представления о биофилии были выдвинуты Э. Фроммом (1900–1980) в противоположность идеи З. Фрейда (1856–1939) о влечении к смерти, высказавшего точку зрения, в соответствии с которой сохранение жизни – имманентное свойство любого живого организма. Тенденция к сохранению жизни и борьбе против смерти является элементарной формой биофильного ориентирования и присуща любой живой материи. Сохранение жизни и борьба против смерти – один аспект стремления к жизни. Тенденция к интеграции, объединению, росту – другой ее аспект. Продуктивное ориентирование, включающее влечение к процессу жизни и росту во всех сферах, – полное развитие биофилии. Цель человеческой жизни как раз и состоит в том, чтобы ощущать влечение ко всему живому и отказаться от всего мертвого, свойственного некрофилии.

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ – двойственность сексуальной ориентации человека, наличие в нем мужской и женской предрасположенности, маскулинных и феминных установок.

Восприняв биологические представления В. Флисса (1858–1928) о бисексуальности в период становления психоанализа, З. Фрейд (1856–1939) исходил из того, что, не отдавая должного бисексуальности, трудно и даже невозможно понять сексуальные проявления мужчин и женщин. При этом он придерживался точки зрения, согласно которой все люди являются бисексуальными и распределяют свое либидо в явной или скрытой форме на объекты обоего пола. В одном случае сексуальные ориентации на свой и противоположный пол легко уживаются между собой, в другом находятся в состоянии непримиримого конфликта. Склонность к конфликту обусловлена вмешательством части свободной агрессии, которая по пути развития от примитивного человека к культурному интернализируется, т. е. обращается вовнутрь.

БРЕД – болезненное состояние, при котором навязчивые представления, идеи, суждения всецело захватывают человека и оказывают такое воздействие на его мышление и поведение, в результате которого он утрачивает способность делать различие между вымыслом и реальностью, фантастическим и действительным миром.

Рассматривая причины возникновения бреда, З. Фрейд (1856–1939) полагал, что развитие психического расстройства начинается с того момента, когда случайное впечатление пробуждает в человеке забытое, чаще всего эротически окрашенное переживание детства. Это переживание приходит в движение, становится активным и начинает оказывать воздействие на человека, не доходя при этом до его сознания и оставаясь бессознательным. Симптомы бреда являются результатом компромисса между двумя противостоящими друг другу психическими процессами. При образовании бреда порожденная конфликтом внутрипсихическая борьба не завершается: натиск и сопротивление обновляются и активизируются после каждого компромиссного образования, которое создает лишь видимость удовлетворения.

В

ВИНА – состояние, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе.

В психоанализе речь идет, прежде всего, о чувстве вины, которое может возникнуть у человека как вследствие осуществления им преступного или противоморального деяния, так и вследствие имеющегося у него соответствующего намерения. Клинический психоанализ имеет дело с невротическим чувством вины, возникающим на почве внутрипсихических конфликтов, разыгрывающихся в душе человека. С точки зрения З. Фрейда (1856–1939), при неврозе навязчивых состояний чувство вины свойственно сознанию и играет значительную роль в жизни больного. В случае иных психических расстройств оно остается неосознанным, находит свое выражение в бессознательной потребности в наказании. Чаще всего чувство вины ощущается в качестве некой тревоги, т. к. оно является разновидностью страха. Нередко чувство вины может проявляться в виде сопротивления выздоровлению.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Книги похожие на "Краткий психоаналитический словарь-справочник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Лейбин

Валерий Лейбин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Отзывы читателей о книге "Краткий психоаналитический словарь-справочник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.