» » » » Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник

Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник

Здесь можно купить и скачать "Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Когито-Центр, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник
Рейтинг:

Название:
Краткий психоаналитический словарь-справочник
Издательство:
Когито-Центр
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-442-9
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Описание и краткое содержание "Краткий психоаналитический словарь-справочник" читать бесплатно онлайн.



Краткий психоаналитический словарь-справочник содержит определения терминов психоанализа. Он представляет интерес для студентов, специалистов и всех тех, кто стремится понять бессознательную деятельность человека, причины возникновения психических расстройств и пути разрешения внутриличностных конфликтов.






АНАЛЬНАЯ ФАЗА – стадия инфантильного развития, на которой либидозное (сексуальное) влечение сосредоточено на анусе (заднем проходе); на этой стадии развития (от 2 до 4 лет) ребенок проявляет особый интерес к дефекации и мочеиспусканию, расширяет сферу управления собственным телом, приобщается к процессам социализации.

С точки зрения З. Фрейда (1856–1939), анальная фаза инфантильного развития оказывается полем столкновения двух противоположных установок ребенка: его ориентации на удовлетворение физиологических потребностей, доставляющей ему удовольствие, и на необходимость выработки тактики и стратегии поведения, связанных с положительными и отрицательными эмоциями взрослых на его действия; его восприятия ценности продуктов дефекации, мочеиспускания и процессов социализации, под воздействием которых эти продукты вызывают брезгливость, чувство отвращения. В результате столкновения между собой противоположных установок у ребенка могут возникнуть различного рода страхи, связанные с неспособностью осуществления контроля над дефекацией и мочеиспусканием (особенно во время сна), осуждением со стороны взрослых и возможным наказанием за «недостойное поведение». На этой почве у ребенка возникают внутрипсихические конфликты, обострение которых способно привести к последующим психическим расстройствам.

АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – разновидность невроза характера, являющаяся результатом фиксации либидозного (сексуального) влечения на анальной фазе (стадии) развития или формирования соответствующих реакций, служащих замещением анального эротизма. Особенности анального характера были описаны З. Фрейдом (1856–1939) в статье «Характер и анальная эротика» (1908). Согласно его взглядам, у людей с подобным типом характера обнаруживаются, как правило, следующие черты: аккуратность, проявляющаяся не только в физической чистоплотности, но и в добросовестности, с которой они относятся к исполнению любого дела; бережливость, способная переходить в скупость; упрямство, переходящее в упорство и сопровождающееся проявлением гнева, мстительности. Часто эти три свойства оказываются тесно связанными между собой и составляют одно целое, что позволяет говорить о специфическом типе характера. Нормальное протекание процессов инфантильного развития на анальной стадии способно привести к формированию таких позитивных черт характера человека, как решительность и упорство, любовь к чистоте и порядку, организаторский талант и деловитость, надежность и основательность, ярко выраженная индивидуальность в понимании и создании произведений искусства. Но фиксация на инфантильной анальной эротике ведет к образованию анального характера с присущими ему чертами раздражительности, мелочности, скупости, властолюбия, чрезмерного упрямства, расточительности, невротическое проявление которых осложняет жизнь не только самого человека, но и окружающих его людей.

АНАМНЕЗ (о т гр. anamnesis) – в психоанализе: воспоминание, восстановление в памяти пациента событий прошлого, предопределивших его заболевание.

Представление об анамнезе как воспоминании событий прошлого, оказавших воздействие на возникновение невротических симптомов, было выдвинуто австрийскими врачами Й. Брейером (1842–1925) и З. Фрейдом (1856–1939) в период их терапевтической деятельности, предшествовавшей становлению психоанализа. В дальнейшем З. Фрейд отказался от гипноза и стал использовать метод «свободных ассоциаций», открывавший простор для спонтанных воспоминаний пациента. Благодаря этому методу, который лег в основу психоанализа, удавалось добиться у пациентов таких патогенных воспоминаний, которые уходили своими корнями в раннее детство и оказывались связанными с реальными или воображаемыми событиями сексуального характера. Анамнез стал важной, необходимой составной частью аналитической работы, ориентированной на устранение симптомов заболевания и исцеление обратившегося за помощью пациента.

АНИМА (о т лат. anima – душа) – бессознательное представление, выступающее в образах женского начала в мужчине.

Понятия Анимы было использовано К. Г. Юнгом (1875–1961) для характеристики вечных образов наследственного опыта женственности, феминности. Анима – восходящий к древности, наследственно запечатленный и передаваемый поколениями предков образ женщины. Он бессознательно проецируется на другого человека, лежит в основе увлеченности противоположным полом, способствует возникновению чувств любви и ненависти. Анима представляет собой архетип (первоначальный образ) жизни и воспринимается мужчиной в качестве духа. Как соединение чувствований, влияющих на мужское миропонимание, Анима способствует созданию настроения. По своей природе Анима эротически-эмоциональна. С ее помощью мужчина пытается постичь природу женщины.

АНИМУС (о т лат. animus – дух) – бессознательное представление, выступающее в образе мужского начала в женщине.

Понятие Анимуса было использовано К. Г. Юнгом (1875–1961) для характеристики вечных образов наследственного опыта мужественности, маскулинности. Анимус – восходящий к древности, наследственно запечатленный и передаваемый поколениями предков образ мужчины. Этот образ бессознательно переносится на другого человека, лежит в основе увлеченности противоположным полом, способствует возникновению чувств любви и ненависти. Анимус является духовным образом у женщины, но принимается ею за Эрос. Он олицетворяет собой соединение спонтанных взглядов, оказывающих воздействие на эмоциональную жизнь женщины и ведущих к возникновению мыслей. Благодаря Анимусу женщина пытается понять мужчину.

АПАТИЯ – психическое состояние, характеризующееся отсутствием проявления эмоций и чувств; при апатии некоторые эмоции и чувства человека загнаны в глубины бессознательного, сохраняются в виде неосознаваемых привязанностей, но не ощущаются и не переживаются им, в результате чего он утрачивает способность к нормальному проявлению эмоций и жизненных сил, чувственному восприятию подавленных желаний и влечений.

С позиций психоанализа апатия представляет собой результат работы защитных механизмов Я, способствующих нейтрализации мучительных переживаний и рассасыванию внутрипсихических конфликтов путем такого изменения жизненных установок, при котором желания и потребности человека утрачивают для него какую-либо значимость. Она может быть своеобразной формой защиты, позволяющей избегать разрушающих психику переживаний, связанных с чувствами безнадежного отчаяния.

АРХАИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ – усвоенные при рождении человека содержания, имеющие не индивидуально-личностную, а филогенетическую природу.

Термин «архаическое наследие» был использован З. Фрейдом (1856–1939) для характеристики наклонности человека следовать определенным направлениям развития и его способности особенным образом реагировать на присущие ему возбуждения, впечатления и раздражения. Согласно его взглядам, архаическое наследие человека охватывает не только предрасположенности, но и содержания, следы памяти о переживаниях прошлых поколений. Это наследие не пассивно, оно может оказаться столь действенным в душевной жизни индивида, что его собственные переживания способны соотноситься не с реальными происшествиями, а с прообразами неких филогенетических событий.

АРХЕТИП (от гр. αρχέτυπον – первообраз) – прообраз, первоначальный образ, идея.

Понятие архетипа широко используется в аналитической психологии К. Г. Юнга (1875–1961) для характеристики всеобщих образов коллективного бессознательного. Архетипы – бессознательные образы самих инстинктов или образцы инстинктивного поведения. Это как бы корни, пущенные в мир в целом. По выражению К. Г. Юнга, архетипы являются «психическими аспектами структуры мозга». Они формируют инстинктивные предубеждения и в то же время представляют собой действенные средства инстинктивного приспособления к миру. Наряду с инстинктами архетипы являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного и составляющими основу общечеловеческой символики. Архетипы находят свое воплощение в мифах, сказках, сновидениях и психотических продуктах фантазии. Они служат питательной почвой для воображения, составляют исходный материал для произведений искусства и литературы.

АУТИЗМ (от гр. αυτός – сам) – отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя.

Данное понятие было введено швейцарским психиатром Э. Блейером (1857–1939) для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Для аутизма характерно иллюзорное восприятие внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При аутизме отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Книги похожие на "Краткий психоаналитический словарь-справочник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Лейбин

Валерий Лейбин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Отзывы читателей о книге "Краткий психоаналитический словарь-справочник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.