» » » » Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник


Авторские права

Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник

Здесь можно купить и скачать "Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Когито-Центр, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник
Рейтинг:
Название:
Краткий психоаналитический словарь-справочник
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-442-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Описание и краткое содержание "Краткий психоаналитический словарь-справочник" читать бесплатно онлайн.



Краткий психоаналитический словарь-справочник содержит определения терминов психоанализа. Он представляет интерес для студентов, специалистов и всех тех, кто стремится понять бессознательную деятельность человека, причины возникновения психических расстройств и пути разрешения внутриличностных конфликтов.






АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – противоположность установок, чувств, импульсов, эмоций и влечений, направленных на один и тот же объект. Понятие «амбивалентность» введено в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) применительно к шизофрении, характеризующейся расщепленностью сознания больного в результате его противоречивого отношения к объекту. Различая волевую, интеллектуальную и аффективную амбивалентность, Э. Блейлер считал, что противоположность чувств и установок может наблюдаться не только у шизофреников, но и у нормальных людей. В понимании З. Фрейда (1856–1939) амбивалентность является удачным названием противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. При фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания) ненависть как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект.

АМНЕЗИЯ – нарушение, расстройства, провалы памяти, обусловленные пробелами в воспоминаниях человека.

В психоанализе объектом рассмотрения являются, как правило, выделенные З. Фрейдом (1856–1939) два вида амнезии: инфантильная и истерическая. Инфантильная (детская) амнезия связана не с функциональными расстройствами памяти, а с недопущением в сознание ребенка его ранних переживаний. Истерическая амнезия является непосредственным продолжением детской амнезии, имеющей место в душевной жизни нормальных людей. Задача психоаналитического лечения заключается в заполнении всех пробелов в воспоминаниях больного, т. е. в устранении его амнезии.

АНАГОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ – способ толкования мифов, ритуалов, сновидений и других символических образований с точки зрения их возвышенного, этического значения в отличие от аналитического толкования, ориентированного на выявление их сексуального содержания.

Важность анагогического толкования была обоснована психоаналитиком Г. Зильберером (1882–1923) в работе «Проблема мистики и ее символики» (1914). Он провел различие между материальными, функциональными и соматическими явлениями, соотнеся первые с символизацией объектов и представлений, вторые – с символизацией состояний и различных проявлений души, третьи – с символизацией телесных впечатлений. Общая направленность символики рассматривалась им в плане отражения универсальных ценностей этического, духовного порядка, а это давало основание говорить, в частности, о необходимости анагогического толкования сновидений.

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ – депрессивное состояние, возникающее у ребенка в результате устранения эмоциональных контактов с матерью.

Термин «анаклитическая депрессия» был введен в научную литературу австро-американским психоаналитиком Р. Шпицем (1887–1974). В статье «Анаклитическая депрессия» (1946) он высказал основанную на наблюдениях над детьми мысль о том, что, если в результате каких-либо событий (болезнь, смерть и иные серьезные происшествия) ребенок разлучается с матерью, то это ведет к возникновению у него депрессивного состояния, сопровождающегося плаксивостью, раздражительностью, безучастностью, уходом в себя. Через три месяца после отлучения младенца от матери у него может наступить такое состояние, которое характеризуется «окоченелостью» и невосприимчивостью по отношению к посторонним людям. В некоторых случаях последующий недостаток эмоциональных контактов способен привести к смерти ребенка. Если по истечении трех месяцев разлуки мать возвращается к ребенку, симптомы анаклитической депрессии ослабевают.

АНАЛИЗ БЕСКОНЕЧНЫЙ – процесс психоаналитической терапии, ориентированный на полное исцеление пациента и самосовершенствование аналитика.

В работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937) З. Фрейд (1856–1939) отмечал, что говорить об окончательно завершенном анализе можно лишь в том случае, если психическое расстройство обусловлено главным образом какой-либо травмой. Во всех других случаях возникновения психических расстройств оказывается, что завершенный, казалось бы, анализ в действительности требует продолжения. «Конституционная сила влечений», возникшие в защитной борьбе искривленность и суженность Я пациента, а также его сопротивление лечению являются факторами, неблагоприятно воздействующими на анализ и способствующими его продолжительности до бесконечности. Утешением может служить лишь то, что в теоретическом отношении анализ действительно не имеет конца, в то время как конечная цель психоаналитической практики состоит по возможности в успешном осуществлении лечения или во всяком случае в завершении анализа.

АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ – учебный анализ, который проходит кандидат в психоаналитики в процессе профессиональной подготовки и который является одной из трех составных частей психоаналитического обучения, включающего в себя освоение теоретического курса по психоанализу, прохождение учебного анализа и супервизии, т. е. разбор клинических случаев с опытным психоаналитиком. Знание теории и техники психоанализа само по себе оказывается недостаточным для осуществления эффективной терапевтической деятельности, поскольку в практике психоанализа каждый аналитик преуспевает в той степени, в какой позволяют ему его собственные комплексы, внутрипсихические конфликты, защитные механизмы, сопротивления, поэтому будущий психоаналитик предварительно сам должен подвергнуться анализу. Лишь в ходе такого личного анализа, когда кандидаты в психоаналитики на собственном опыте действительно переживают обнаруженные анализом процессы, они приобретают убеждения, которыми позднее руководствуются в качестве аналитиков.

АНАЛИЗ КОНЕЧНЫЙ – установление сроков завершения психоаналитической терапии в зависимости от успешного или, напротив, недостаточно успешного хода лечения пациента.

З. Фрейд (1856–1939) исходил из того, что предназначенная для освобождения человека от его невротических симптомов, внутренних барьеров и аномалий характера психоаналитическая терапия – это долгий по времени процесс и трудоемкая работа, требующая значительной затраты энергии со стороны врача и пациента. Не соглашаясь с теми психоаналитиками, кто предпринимал разнообразные попытки сокращения сроков лечения, он вместе с тем придерживался точки зрения, согласно которой аналитическая терапия не может длиться бесконечно. Если с помощью анализа удается создать благоприятные психологические условия для устойчивого функционирования Я пациента, то можно считать аналитическую работу завершенной.

АНАЛИЗАНД, АНАЛИЗАНТ (англ. analysand) – анализируемый, проходящий учебный анализ.

Термин «analysand» был введен в англоязычную психоаналитическую литературу для проведения различия между кандидатами в психоаналитики, проходящими учебный анализ, и пациентами, получающими аналитическое лечение. Данный термин не является общепринятым. Одни психоаналитики полагают, что учебный анализ отличается от терапевтического анализа пациентов и поэтому есть смысл ввести понятие «анализанд» (анализант), чтобы тем самым терминологически зафиксировать соответствующее различие. Другие считают, что учебный анализ не должен отличаться от терапевтического анализа пациентов и, следовательно, нет необходимости вводить в психоаналитическую литературу дополнительный термин. Третьи предлагают реформировать существующую систему психоаналитического образования и сделать акцент не на модели «анализанд-аналитик-наставник», а на новой модели отношений «начинающий-мастер».

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, основанное швейцарским психотерапевтом К. Г. Юнгом (1875–1961), первоначально возникшее в рамках психоаналитического движения, но впоследствии приобретшее самостоятельный статус.

Аналитическая терапевтическая практика К. Г. Юнга основывалась на: конструктивном (синтетическо-герменевтическом) подходе к психическим процессам, при котором анализ является наведением порядка в психике пациента; технике «амплификации», расширяющей и углубляющей образы сновидений путем исторических параллелей из области мифологии, алхимии, религии; методе «активного воображения», являющемся эффективным способом выведения на поверхность содержимого бессознательного и активизации творческой фантазии, благодаря чему становится действенной трансцендентная функция, инициирующая процесс индивидуации, дающая человеку возможность добиться своего освобождения, способствующая обретению им единства, полноты, целостности и приводящая к установлению внутренней гармонии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Книги похожие на "Краткий психоаналитический словарь-справочник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Лейбин

Валерий Лейбин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Лейбин - Краткий психоаналитический словарь-справочник"

Отзывы читателей о книге "Краткий психоаналитический словарь-справочник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.