Айдын Али-заде - Исламский энциклопедический словарь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламский энциклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Исламский энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый вниманию читателей энциклопедический словарь является первым пособием на русском языке, в котором была сделана попытка разъяснения большинства основных понятий и терминов, которые используются в исламской традиции. Кроме того, в данном труде содержится достаточно подробная информация о различных правовых и вероучительных школах в Исламе, основах исламского вероучения, доктрине единобожия, содержится большой материал по различным мусульманским сектам. Здесь собраны также биографические данные о наиболее известных сподвижниках пророка Мухаммада и их последователях, об известных правоведах, мыслителях, толкователях Корана, каламистах. Даны и биографии многих членов семьи пророка Мухаммада. Имеется подробная информация по исламским первоисточникам - Корану и Сунне, их истории и методам толкования. Большинство из этих тем публикуется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.
Все темы и термины энциклопедического словаря изложены в алфавитном порядке. Помимо этого, книга дополнена тематическим разделом. В этом разделе, который приводится в конце словаря, все термины сгруппированы по темам. Читателям достаточно найти интересующую их тему, и ознакомиться с перечнем терминов, которые разъясняются в книге в алфавитном порядке. Таким образом, данный энциклопедический словарь задуман таким образом, чтобы он стал одновременно и кратким справочным пособием для любого человека, который желает ознакомиться с различными аспектами Ислама и мусульманской цивилизации. Такая структура книги также является новой и используется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.
В период правления Аббасидских халифов Харуна ар-Рашида и аль-Мамуна шарифы и саййиды носили специальные отличительные знаки в виде зеленных повязок. Однако затем эта традиция была отменена. Спустя некоторое время эта она была возрождена мамлюкскими правителями Египта и существовала в Османской империи.
Во времена правления первого Аббасидского халифа ас-Саффаха, были составлены первые списки людей, которые считались потомками пророка Мухаммада. Тогда же начали составляться и генеалогические древа этих людей. Шарифы и саййиды стали пользоваться определенными привилегиями в мусульманском обществе. Они освобождались от уплаты милостыни, получали государственные пенсии. Аббасидские халифы назначали в различные города и области халифата накибов, которые занимались этими делами.
В 802/1400 году, в период правления султана Баязида I, в Османской империи был учрежден специальный государственный орган, занимающийся делами саййидов и шарифов. Однако при султане Мехмете II он был временно упразднен.
С 900/1494 года, учитель (ходжа) султана Баязида II Саййид Махмуд был назначен на должность почетного накиба (накиб аль-ашраф). Эта должность сохранялась в Османской империи вплоть до ее конца.
Накиб аль-ашрафы имели большой штат работников, которые занимались различными делами саййидов и шарифов, вели книги, в которых регистрировали факт рождения и имена их детей, устанавливали их родословное древо, ведущее к пророку Мухаммаду. Каждому потомку пророка Мухаммада накибы выдавали специальный документ, подтверждающий этот факт. Накиб аль-ашрафы носили специальные одежды.
В обязанности накибов входило также установление личности различных людей, которые заявляли о себе как о потомках пророка Мухаммада. Дело в том, что по причине большого почета и привилегий, некоторые люди фабриковали свои родословные и приписывали себя к саййидам. Таких людей называли мутасаййидами.
В суфизме накибами называли помощников шейхов в завии (суфийской обители). Накибами являлись самые опытные дервиши, добившиеся значительных успехов на пути духовного совершенства.
Накир - один из ангелов могилы, который вместе с другим ангелом - Мункаром, является к умершему непосредственно после смерти и начинает с ним первые расспросы относительно его веры и деяний в земной жизни (См. Кабр).
Накшбендиты - последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем тариката является Мухаммад Баха ад-Дин Накшбенд аль-Бухари (ум. в 791/1389). Его также называют Шах-и Накшбенд. Он был родом из селения Каср-и Арифан, близ Бухары. Почти всю свою жизнь он прожил в районе Бухары. С детских лет он воспитывался в духе тасаввуфа. Первым учителем Баха ад-Дина был Хадже Мухаммад Баба Саммаси (ум. в 740/1339), который был шейхом суфийского пути «ходжаган». Перед своей смертью он поручил своему последователю Амиру Кулалу взять Баха ад-Дина своим учеником и ввести его в дервишский орден ходжаган. Духовным учителем Баха ад-Дина был также давно умерший Абд аль-Халик аль-Гидждувани (ум. в 595/1199), с которым, по преданию, он установил духовную связь. Именно Абд аль-Халик аль-Гидждувани сказал Шах-и Накшбенду о том, чтобы он предпочел тихий (хафи) зикр громкому (джахри). Баха ад-Дин Накшбенд также обучался у йасавитских шейхов Халила Аты и Касим Шейха. Таким образом, он возродил традиции и воззрения аль-Гидждувани и соединил их с учением йасавитов.
Шах-и Накшбенд отверг практику громких зикров, уединений (хальвы), странствий дервишей, публичных собраний с музыкой и песнями (сама). Стремление к Богу должно выполняться посредством тихих зикров, которые могут быть и коллективными. Он также считал, что благодать (барака) даруется суфию Богом и не передается цепью традиционной преемственности от основателя тариката. Он также проповедовал идеи добровольной бедности, отказа от материального накопительства. Особое значение он придавал состоянию духовной близости ученика с учителем (рабита). Шах-и Накшбенд также был строгим сторонником суннитского Ислама. Он требовал строгого соблюдения всех предписаний Шариата, неукоснительного следования Сунне пророка Мухаммада и его сподвижников.
Шах-и Накшбенд был последователем ханафитской правовой школы.
Основу учения ордена Накшбендитов составляют 11 принципов, первые 3 из которых сформулированы Шах-и Накшбендом, а остальные Абд аль-Халиком аль-Гидждувани:
1. Вукуф-и замани. Рассчитывать каждый свой миг и каждое состояние; довольствоваться им; раскаиваться за беспечно проведенное время. Духовный «путник» (салик) должен знать цену каждой прожитой им минуты;
2. Вукуф-и адади. Необходимо внимательно сконцентрироваться на произнесении зикра. Основой духовной практики является не количество произнесенных зикров, а их качество;
3. Вукуф-и кальби. Во время произнесения зикра необходимо обратить все свои помыслы только к Аллаху и не оставлять места ни для чего другого. Необходимо поминать Аллаха всем сердцем;
4. Хуш дар-дам. Ощущение близости Аллаха. Без этого нельзя делать даже вздоха;
5. Назар бар-кадам. Обращение своего взора на кончики пальцев ног. Это оберегает человека. Взгляд по сторонам отвлекает человека и может вводить его в грех;
6. Сафар бар-ватан. Отдаление от людей и приближение к Богу. Это и есть естественный дом, родина человека, где он спасается от пороков и приобретает высокую мораль;
7. Хальват дар-анджуман. Затворничество в миру среди остальных людей. При этом тело занимается обыденными мирскими проблемами, а сердце обращено к Богу. Ничто не может помешать человеку произносить зикры;
8. Йад-кард. Язык поминает Аллаха наряду с сердцем;
9. Баз-гешт. Во время зикра необходимо прогнать все воспоминания и мысли, которые отвлекают человека от поминания Бога;
10. Нигах-дашт. Защита сердца, в котором ощущается близость Бога, от вторжения посторонних ощущений;
11. Йад-дашт. Познание глубины ощущений в духовной практике и необходимость защиты достигнутого состояния возврата к Богу.
Накшбендийский орден получил распространение в Туркестане, Индии, Анатолии, Балканах, Аравии, Поволжье, Северном Кавказе. Последователями Шах-и Накшбенда стали Мухаммад Парса (ум. в 822/1419), Ала ад-Дин Аттар (ум. в 896/1400) и Убайдулла Ахрар (ум. в 986/1490), которые распространили этот орден в Мавераннахре. Они завершили процесс исламизации народов Мавераннахра и Восточного Туркестана.
Большое влияние на дальнейшее развитие ордена накшбенди оказал Ахмад аль-Фаруки Сирхинди (Имам Раббани), который подверг критике идеи Ибн Араби и концепции «единства бытия» (См. Вахдат аль-вуджуд), которые были популярны среди последователей этого тариката. Он был последователем суннитского Ислама и решительно выступил против различных ересей, которые были распространены в его время. Им была развита концепция «единства свидетельства» (См. Вахдат аш-Шухуд). Благодаря деятельности Ахмада аль-Фаруки обновленные накшбендийские воззрения (накшбендия-муджаддидия) распространились среди мусульман Индии.
В Анатолию идеи накшбендизма принес Мулла Абдулла Симави (ум. в 896/1491). После обновленческой деятельности Ахмада аль-Фаруки, на территории Османской империи стали популярными воззрения накшбендитов-муджаддидитов.
Позднее усилиями выдающихся теоретиков Абдуллы Дехлеви (Индия) и его ученика, курда Мавланы Халида Багдади (ум. в 1242/1826), тарикат Накшбенди стал самым распространенным орденом в исламском мире. Халид Багдади организовал в Османской империи свою ветвь нашбандизма - халидию.
На протяжении нескольких десятилетий XIII/XIX века орден накшбенди-халиди пользовался поддержкой османских султанов, которые заменили их шейхами представителей ордена Бекташи после упразднения корпуса янычар.
Орден Накшбенди ведет цепь своей духовной преемственности как к Абу Бакру ас-Сиддику, так и к Али ибн Абу Талибу. В ордене нет единого центра. Члены ордена носят колпаки преимущественно белого цвета.
Накшбенд Баха ад-Дин - См. Накшбендиты
Намаз (перс.) - мусульманская молитва (См. Салат).
Насаи Ахмад (215/830-303/915) - выдающийся суннитский мусульманский хадисовед и правовед. Полное имя - Шейх уль-Ислам Абу Абд ар-Рахман Ахмад ибн Шуайб ибн Али ибн Синан ибн Бахр аль-Хорасани аль-Кади.
Насаи изучал хадисы в Хорасане, Ираке, Хиджазе, Египте, Сирии.
Самой известной его книгой является сборник хадисов «аль-Муджтаба мин ас-Сунан». Этот сборник является одним из самых авторитетных сборников хадисов в суннитском Исламе и входит в Кутуб ас-Ситта. В этом сборнике имеются и «слабые» хадисы, но их немного. Он, также как и Абу Давуд, считал, что применение «слабого» хадиса предпочтительнее кыяса.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламский энциклопедический словарь"
Книги похожие на "Исламский энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Айдын Али-заде - Исламский энциклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Исламский энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.




















