» » » » Айдын Али-заде - Исламский энциклопедический словарь


Авторские права

Айдын Али-заде - Исламский энциклопедический словарь

Здесь можно скачать бесплатно "Айдын Али-заде - Исламский энциклопедический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Ансар, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Айдын Али-заде - Исламский энциклопедический словарь
Рейтинг:
Название:
Исламский энциклопедический словарь
Издательство:
Ансар
Год:
2007
ISBN:
5-98443-025-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исламский энциклопедический словарь"

Описание и краткое содержание "Исламский энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемый вниманию читателей энциклопедический словарь является первым пособием на русском языке, в котором была сделана попытка разъяснения большинства основных понятий и терминов, которые используются в исламской традиции. Кроме того, в данном труде содержится достаточно подробная информация о различных правовых и вероучительных школах в Исламе, основах исламского вероучения, доктрине единобожия, содержится большой материал по различным мусульманским сектам. Здесь собраны также биографические данные о наиболее известных сподвижниках пророка Мухаммада и их последователях, об известных правоведах, мыслителях, толкователях Корана, каламистах. Даны и биографии многих членов семьи пророка Мухаммада. Имеется подробная информация по исламским первоисточникам - Корану и Сунне, их истории и методам толкования. Большинство из этих тем публикуется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.

Все темы и термины энциклопедического словаря изложены в алфавитном порядке. Помимо этого, книга дополнена тематическим разделом. В этом разделе, который приводится в конце словаря, все термины сгруппированы по темам. Читателям достаточно найти интересующую их тему, и ознакомиться с перечнем терминов, которые разъясняются в книге в алфавитном порядке. Таким образом, данный энциклопедический словарь задуман таким образом, чтобы он стал одновременно и кратким справочным пособием для любого человека, который желает ознакомиться с различными аспектами Ислама и мусульманской цивилизации. Такая структура книги также является новой и используется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.






Выступая в качестве рационалистического мировоззрения, калам был призван стимулировать развитие мысли в средневековом мусульманском обществе, вывести его из состояния догматизма, отсталости, слепого следования (См. Таклид) за словами и мнениями различных религиозных авторитетов и богословов. В каламе считалось, что интерпретация Божественного откровения должна удовлетворять разум человека, не противоречить его доводам. Таким образом, одной из важнейших целей калама было достижение гармонии между доводами Божественного Откровения и разума. Еще одной важнейшей целью калама была классификация различных вероучительных положений Ислама, создание взаимосвязи между различными исламскими науками.

Одной из причин возникновения калама было нарастание внутренних противоречий в мусульманском обществе к концу правления Праведных халифов. Другой причиной было развитие мусульманского общества, его бурный прогресс. После того, как Халифат распространил свою власть на огромных территориях, где прежде находились основные центры мировой цивилизации, мусульмане стали сталкиваться с другими культурами. В результате, появилась насущная необходимость рационального обоснования положений своей религии, ответов на доводы оппонентов. Также появились многие новые проблемы, которые не были дословно разъяснены в исламских первоисточниках. Для вынесения суждений по этим ним, был необходим мыслительный процесс, который находясь в полном соответствии с положениями Божественного Откровения, разъяснял бы свое отношение ко всем этим проблемам.

Различные политические конфликты вывели на первый план проблему власти в Исламе. Эта проблема привела к возникновению различных мнений и групп. Затем появились различные толкования и мнения по проблемам сущности и атрибутов Аллаха, Божественного предопределения и свободы воли человека, состояний грешников, сотворенности или несотворенности Корана и многим другим вопросам. По всем этим проблемам выделились различные секты и течения (См. Хариджиты, Джабриты, Мурджииты, Кадариты). Поиски ответов на все эти вопросы привели к возникновению рационалистических школ. Первой такой фундаментальной школой стала мутазилитская (См. Мутазилиты), которая была основана Василом ибн Атой (ум. в 131/748) и Амром ибн Убайдом (ум. в 144/761). Мутализиты внесли неповторимый и уникальный вклад в возникновение и развитие калама.

Ортодоксальные сунниты, несмотря на конфликты с мутазилитами, также заимствовали у них многие их методы и взгляды. Они понимали, что обойтись без определенной доли рационализма в религии, в условиях общественного прогресса, становится невозможным. Поэтому начался процесс некоторого сближения положений ортодоксальной религии с мутазилитскими методами, так как ортодоксия была заинтересована в рациональной интерпретации некоторых положений религии. Этот процесс был завершен трудами выдающегося мусульманского мыслителя Абу аль-Хасана аль-Ашари, который был мутазилитом, но затем перешел в лагерь суннитов. Он классифицировал основные положения мусульманского вероучения, попытался дать ответы на многие спорные проблемы с позиции калама, но, при этом, не нарушая основных принципов ортодоксальной религии (См. Ашаризм). Одновременно с ним почти аналогичную работу провел и другой выдающийся мусульманский мыслитель Абу Мансур аль-Матуриди (См. Матуризизм). Аль-Ашари и аль-Матуриди заложили фундаментальные основы суннитского калама. Развивался также салафизм (См. Салафизм), который, несмотря на свою критику положений мутазилизма, ашаризма, матуридизма также не избежал рационализации некоторых своих положений (См. Салафизм).

Суннитский калам условно разделен на четыре временных периода:

1. Мутакаддимин. Это период древних мутакаллимов, от Абу аль-Хасана аль-Ашари до Аль-Джувайни (ум. В 478/1085), который был учителем Мухаммада аль-Газали.

2. Мутааххирин. Последующий период, который начался с Мухаммада аль-Газали и окончился в VIII/XIV веке. Это был период наибольшего развития калама.

3. Период упадка, который начался с VIII/XIV века и продолжался до XIV/XXвека. В этот период калам более не развивался, никаких принципиально новых идей развито не было. Писались только комментарии на труды мутакаллимов прошлого и повторялись их мысли.

4. Современный калам, который стал развиваться с XIV/XXвека. Причиной нового развития калама стали изменившиеся условия современного мира; появление новых, неисследованных ранее проблем, связанных с реалиями нового времени.


Каландариты - последователи суфийского братства, которые проповедовали нищенство, бродяжничество, безразличное отношение к предписаниям Шариата. Они уклонялись от обязательных молитв, не соблюдали постов, не имели собственности, не работали. Кадандаритов отличал экстравагантный внешний вид: они брили волосы, брови и ресницы, носили короткую хирку и мохнатый волосяной колпак, тяжелые ожерелья и кольца, жили в своих обителях. Бродячих, нищенствующих дервишей называли каландарами. Образ жизни и учение каландаритов истытали сильное влияние индуизма и буддизма.

Основателем братства был перс Джамал ад-Дин Мухаммад Йунус ас-Саваджи (ум. в 630/1232), который приехал в Дамаск из Саве в период монгольского нашествия. Деятельность каландаритов охватила большинство регионов мусульманского мира. Многие мистико-аскетические группы заимствовали положения их учения.


Калиб ибн Йукна - Халев. Один из помощников пророка Мусы, друг и соратник Йуши ибн Нуна (Иисуса Навина) и посланник Аллаха. Калиб стал после Йуши правителем народа Израиля. Согласно толкователям Корана, о нем упоминается в аяте 5: 23, где одним из упомянутых там двух благочестивых людей является Калиб ибн Йукна, а вторым Йуша ибн Нун. См. также Йуша ибн Нун.


Калима - ясное и внятное слово, законоположения Аллаха. Выражение «слово Аллаха» применяется по отношению к пророку Исе (Иисусу). Пророка Мусу называли Калиматуллахом, т.е. человеком с которым «...разговаривал Аллах» (Коран 4: 164).

В то же время понятие Слава Божьего в Исламе, так же как и в Христианстве, означает постоянное присутствие (имманентность) Бога в сотворенном Им мире. Дело в том, что во всех монотеистических традициях существует проблема устранения противоречия между бесконечно удаленным (трансцендентным) Богом и Его одновременным присутствием в мире. То есть, если Бог велик и находится вне мира, то возникает вопрос о том, как же Он одновременно и присутствует в нем. И вот это присутствие в Исламе, как и в Христианстве, происходит посредством Слова Божьего. Это же понятие Слова (Логоса) было и в античной традиции, где оно являлось выражением любой закономерности в мире. По сути античный Логос был олицетворением судьбы, рока, законам которого подчиняются и люди, и боги и вообще все бытие. В Христианстве этот безликий Логос был персонифицирован и им стали называть Иисуса, который стал посредником между Богом и миром и выражением его вечного присутствия в тварном мире.

В Исламе же, Калима (Слово) - это не античный Логос, вошедший в Христианство из античной традиции. Словом в Исламе являются ангелы Божьи, которые исполняют Божественные повеления. В Коране Словом Божьим является ангел Джибрил. Конкретно по отношению к Иисусу, именно Гавриил выполнил приказ Божий о зачатии Мариам. Поэтому и Иисус назван в Корана «Словом Божьим». Однако называясь Словом, он не стал посредником между трансцендентным Богом и тварным миром. Бог не нуждается в людских посредниках, воплощении, так как вечно действует и присутствует в мире посредством своего Слова, которыми являются безвольные ангелы, исполняющие Его повеления. Именно этим, понятие Слова (Калима) отличается от заимствованного Христианством Логоса, который чужд монотеистической традиции и представляет собой античное понятие.


Кандиль - вывешиваемые огоньки на минаретах мечетей по случаю почитаемых мусульманами ночей. Первые кандили вывешивались в период правления Османского султана Салима I (973/1566-982/1574).

Словом «кандиль» называют и сами эти почитаемые ночи к которым относятся:

1. Кадр (27-я ночь месяца Рамадан);

2. Мирадж (27-я ночь месяца Раджаб);

3. Бараа (15-я ночь месяца Шабан);

4. Рагаиб (первая пятничная ночь месяца Раджаб);

5. Маулид (12-я ночь месяца Раби аль-Авваль).

Первым стал почитаем Маулид. Впервые он отмечался в Египте спустя 300 лет после хиджры. После этого в Кудсе (Иерусалиме) стали отмечаться ночи Мирадж, Рагаиб и Бараа. После этого эта традиция распространилась во многих регионах исламского мира.

По поводу проведения этих ночей в исламских первоисточниках нет никакой достоверной информации и они не проводились первыми поколениями мусульман. Исключение составляет только ночь Кадра, относительно святости, которой имеются достоверные данные. Имеются также хадисы относительно святости ночи Бараа. По этой причине многие исламские улемы не признавали правомочность проведения этих ночей и считали их нововведением (бид’а). Другие же, признавая их нововведениями, тем не менее, считали их допустимыми.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исламский энциклопедический словарь"

Книги похожие на "Исламский энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Айдын Али-заде

Айдын Али-заде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Айдын Али-заде - Исламский энциклопедический словарь"

Отзывы читателей о книге "Исламский энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.