Айдын Али-заде - Исламский энциклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламский энциклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Исламский энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый вниманию читателей энциклопедический словарь является первым пособием на русском языке, в котором была сделана попытка разъяснения большинства основных понятий и терминов, которые используются в исламской традиции. Кроме того, в данном труде содержится достаточно подробная информация о различных правовых и вероучительных школах в Исламе, основах исламского вероучения, доктрине единобожия, содержится большой материал по различным мусульманским сектам. Здесь собраны также биографические данные о наиболее известных сподвижниках пророка Мухаммада и их последователях, об известных правоведах, мыслителях, толкователях Корана, каламистах. Даны и биографии многих членов семьи пророка Мухаммада. Имеется подробная информация по исламским первоисточникам - Корану и Сунне, их истории и методам толкования. Большинство из этих тем публикуется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.
Все темы и термины энциклопедического словаря изложены в алфавитном порядке. Помимо этого, книга дополнена тематическим разделом. В этом разделе, который приводится в конце словаря, все термины сгруппированы по темам. Читателям достаточно найти интересующую их тему, и ознакомиться с перечнем терминов, которые разъясняются в книге в алфавитном порядке. Таким образом, данный энциклопедический словарь задуман таким образом, чтобы он стал одновременно и кратким справочным пособием для любого человека, который желает ознакомиться с различными аспектами Ислама и мусульманской цивилизации. Такая структура книги также является новой и используется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.
Кади - назначающий, приговаривающий. Так называют судью, либо государственного чиновника, который уполномочен вершить суд на основании законов шариата. Законность людского суда на основании Божественных повелений закреплена в следующих аятах Корана:
- «О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя [Своим] наместником на земле. Так суди же среди людей по справедливости и не поддавайся чувствам, ибо они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сходит с пути Аллаха, уготовано суровое наказание за то, что запамятовали о дне расплаты» (38: 26);
- «Так суди же между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, а не потворствуй их желаниям и остерегайся, дабы они и на малую толику не совратили тебя [с пути], ниспосланного тебе Аллахом. Если же они сойдут [с истинного пути], то знай, что Аллах хочет наказать их за некие грехи их, ибо, воистину, многие из людей - нечестивцы» (5: 49);
- «Внимающие лжи, пожирающие запретное! Если придут к тебе [такие на суд], то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, они не смогут повредить тебе в чем-либо. Если же станешь выносить судебное решение, то суди их по справедливости. Воистину, Аллах любит справедливых» (5: 42);
- «Воистину, Мы ниспослали тебе [, Мухаммад,] Писание как истину, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми посредством того, чему тебя учил Аллах. Так не будь же на стороне изменников» (4: 105).
По поводу законности судов имеется также много хадисов и по этому поводу в мусульманском обществе разногласий не существует. Более того, судебные разбирательства спорных дел и преступлений являются обязанностью для уммы (фард аль-кифая).
В ранний период истории Ислама судебными функциями был наделен только пророк Мухаммад. Однако после того, как мусульман становилось все больше, он стал назначать для решения спорных проблем своих ближайших сподвижников: например, Муаза ибн Джабала или Али ибн Абу Талиба. Абу Бакр и Омар были назначены им судьями в Медине.
В период халифата Омара, судьи в большинстве случаев назначались лично им и отправлялись в различные регионы Халифата. Но были и некоторые исключения из этого правила.
Первоначально кадии разбирали дела в мечетях. Однако затем для них стали отводиться отдельные помещения и здания. В период правления династии Омейядов, кадии назначались халифами или наместниками провинций. В период правления Аббасидских халифов, впервые был введен титул верховного кади (Кади аль-Кудат) и после этого всеми делами судов и назначением судей занимался этот государственный орган. Первым верховным кадием стал выдающийся ханафитский правовед Абу Йусуф. В Кордовском халифате также был создан аналогичный орган под названием Кади аль-Джамаа.
Согласно исламскому праву кадием может стать свободный совершеннолетний образованный мусульманин, который обладает здравым рассудком. Необходимо также, чтобы он не имел физических недостатков. В шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах оговаривается, что судьей может быть только праведный, набожный и справедливый человек. Нечестивец не может быть кадием, так как в аяте Корана говорится: «О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, [в чем дело], чтобы не поразить по неведению [невинных людей], а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили» (49: 6).
В ханафитском же мазхабе праведность, набожность и справедливость кадия не является обязательным условием. То есть любой мусульманин может исполнять эту функцию, если он назначен на должность судьи. Однако весьма нежелательно назначать на такую должность нечестивца, так как в этом случае ответственность за возможные недостатки в работе кадия будет нести тот человек, который назначил его на это место.
Также в шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах кадий обязательно должен быть мужчиной. В качестве доказательства они приводят коранический аят: «Мужья - попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими» (4: 34).
Но в ханафитском мазхабе женщины могут быть судьями. Дело в том, что согласно всем мазхабам их свидетельства во многих вопросах мусульманского права являются действительными, особенно по проблемам, относящимся к разделу муамала (См. Муамала). Показания женщины не имеют решающего значения только в исключительных случаях, когда речь идет об особых преступлениях, входящих в категорию хадда (См. Хадд). Кроме того, женщина может выдавать и фетвы, как это делала жена пророка Мухаммада Аиша. Несмотря на то, что нет прямых свидетельств того, что в период жизни сподвижников женщины были судьями, тем не менее, есть пример из жизни пророка, когда он назначил женщину по имени Самра бинт Нухайк аль-Асади на государственную должность в Медине, на которой она находилась до периода правления халифа Омара. На этой должности она участвовала в некоторых спорных делах, связанных с торговыми операциями.
Различные позиции имеются между мазхабами и относительно того, должен ли судья обладать навыками ведения иджтихада или нет (См. Иджтихад). Шафииты, ханбалиты, некоторые ханафиты и маликиты считают, что судья должен быть обладать этими навыками. Аш-Шафии считал, что судьей обязательно должен быть муджтахид (См. Муджтахид). Другая часть маликитов и большинство ханафитов же считают, что судье необязательно быть муджтахидом. Достаточно, если он следует фетвам какого-то конкретного муджтахида. Шафииты также стоят на этой позиции, в случаях, если в округе нет муджтахида.
Кадианиты - приверженцы синкретического религиозного учения, в которое вошли положения Ислама, языческих религий Индии, мистицизма и христианского гностицизма. Их также называют ахмадитами. Последователи кадианизма мусульманами не являются.
Идеи слияния положений индийских верований и Ислама в различные времена выдвигались со стороны некоторых мистиков. После колонизации Индии англичанами, они стали поощрять такие идеи, так как пытались извлечь из них свою политическую выгоду. Дело в том, что мусульманское население Индии представляло наибольшую угрозу для оккупационных властей и они стремились «разбавить» положения исламского учения идеями более лояльных к ним приверженцев индийских культов.
Движение кадианитов было учреждено в 1308/1889 г., Мирзой Гулямом Ахмадом Кадиани (1245/1835-1318/1908) в небольшой пенджабской деревне Кадиан (Индия). Семья Мирзы Гуляма состояла на службе у британских властей, и до своей смерти Мирза открыто демонстрировал свою преданность британскому правительству, заявляя о том, что мусульманам нельзя оказывать сопротивление английской оккупационной власти. Он являлся автором ряда книг.
Первоначально деятельность Мирзы Гуляма не противоречила постулатам ортодоксального Ислама. Однако затем, побывав в Кашмире, он объявил, что нашел там гробницу Исы (Иисуса), который избежал казни в Палестине и приехал в Кашмир, где умер и больше не вернется в этот мир. Этим самым, он отверг коранические аяты о том, что Иса был вознесен к Аллаху и в будущем ожидается его второе пришествие. После этого он стал утверждать, что дух и сила Исы перешли к нему.
Затем, Мирза Гулям объявил себя «обновителем» веры (муджаддидом), приводя в подтверждение этого хадис, согласно которому в конце каждого столетия Аллах посылает обновителя (муджаддида) веры. Этот хадис приводится в сборнике хадисов Абу Давуда.
Позднее он заявил, что является Махди аль-Мунтазаром (См. Махди), который совместил в себе функции муджаддида и мессии. Он также утверждал, что получает откровения от Бога. После этого, не ограничившись и этим, он объявил себя воплощением Бога на земле. Идеи боговоплощения в неразрывной связи с силой Исы, которую он якобы имел, Мирза Гулам заимствовал из Христианства и индийских культов. Более того, ссылаясь на библейского Ису, он заявил о том, что следует по его стопам и считает исламский джихад более не актуальным, и не нужным для мусульман. Он даже называл себя воплощением индийского божества Кришны.
Мирза Гулям также заявил о себе как о новом пророке. Но исламская доктрина не допускала появления нового Божьего пророка после Мухаммада, так как в Коране он назван «печатью пророчества» (хатм аль-анбия), то есть последним и окончательным пророком. Однако этот коранический стих он трактовал в том смысле, что каждый новый пророк признает Мухаммада, и приходит обновить его шариат. Признание Мухаммада «печатью пророчества», согласно Мирза Гуляму, вовсе не означает того, что Бог не может явиться к другим людям, общаться с ними, воплощаться в них и передавать им откровения. Признавая его пророчество, кадианиты считают Мирзу Гуляма самым возвышенным из всех пророков.
Мирза Гулям утверждал, что способен создавать чудеса. В частности, солнечное и лунное затмение, которое произошло в 1312/1894 году, он приписывал себе и утверждал, что они являются подтверждением его «пророчества».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламский энциклопедический словарь"
Книги похожие на "Исламский энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Айдын Али-заде - Исламский энциклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Исламский энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.