» » » Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)


Авторские права

Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Гангут, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)
Рейтинг:
Название:
У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)
Издательство:
Гангут
Год:
2011
ISBN:
978-5-904180-22-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)"

Описание и краткое содержание "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)" читать бесплатно онлайн.



Монография А.А. Лебедева «У истоков Черноморского флота России» — первое в отечественной историографии комплексное исследование истории Азовской флотилии (1768-1783 гг.). В работе затрагивается широкий круг вопросов внешней и морской политики Российской империи в Черноморском регионе на протяжении второй половины XVIII в.






И, наконец, еще один интересный момент. Описывая барону Гримму увиденный в Севастополе 22–23 мая 1787 г. Черноморский флот, Екатерина II писала: «Здесь, где тому назад три года ничего не было, я нашла довольно красивый город и флотилию, довольно живую и бойкую на вид (курсив наш. — Авт.); гавань, якорная стоянка и пристань хороши от природы, и надо отдать справедливость Потемкину, что он во всем этом обнаружил величайшую деятельность и прозорливость».{1675} Однако спустя всего лишь несколько месяцев в письме Г.А. Потемкину предлагала: «…Но есть ли хочешь, я тебе дюжинку фрегат велю построить на Дону. Вить и Севастопольский флот (курсив наш. — Авт.) ими же пользуется и ныне».{1676} Как видим, здесь имеет место всего лишь произвольное употребление терминов, явление весьма распространенное в XVIII в., с его во многом не устоявшейся терминологией.

Так что же произошло в 1783 г., если его действительно принимать за веху в истории Черноморского флота России? Всего лишь назначение вице-адмирала Ф.А. Клокачева новым командующим морскими силами России на Черном море, только с официально присвоенным статусом командующего флотом, «заводимым на Азовском и Черном морях», для придания политического веса этому соединению. То есть, в сущности, было произведено лишь переименование соединения, составленного из главных сил Азовской флотилии, которую, как мы и указали выше, современники часто называли флотом. Событие, повторимся, важное, но отнюдь не судьбоносное.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, намного логичнее вести отсчет истории русского Черноморского флота с 9 ноября 1768 г., когда Екатерина II поручила донскую экспедицию А.Н. Сенявину, так как с этого времени история русских военно-морских сил на Черном море больше не прерывалась до 1918 г. Соответственно, следует рассматривать донское судостроение, наравне с днепровским, в качестве одной из двух составляющих единого процесса создания Черноморского флота (ведь рассматривается же судостроение в Архангельске в рамках истории Балтийского флота!). Иными словами, вести историю Черноморского флота необходимо с азов, как это и принято по отношению к Балтийскому, Северному и Тихоокеанскому флотам. Как отсчитывают историю своих флотов англичане, испанцы, португальцы, хотя и у них морские силы вначале состояли не из линейных кораблей!

Военно-морской флот невозможен без духовной составляющей, которая, в свою очередь, немыслима без крепких традиций. Традиций, построенных на прочном фундаменте истории, опирающемся как на большие, так и на малые события. Обратный вариант, когда из контекста времени произвольно вырываются эпизоды, начинается игра с понятиями и терминами, иногда дает некоторый пропагандистский эффект, но при этом разрушаются как сами традиции, так и возможность для осмысления всей истории в целом, за что России уже пришлось дорого заплатить.

В этой связи предпринятым исследованием мы попытались восстановить справедливость по отношению к весьма обделенной вниманием Азовской флотилии 1768–1783 гг. Флотилии, которую из-за названия и отсутствия в ее составе классических линейных кораблей долго выводили за рамки официальной истории Черноморского флота, но которую, в силу изложенных фактов, вполне можно назвать его родоначальницей, а ее историю — первыми страницами истории флота. Причем страницы эти весьма богаты на значимые в жизни Российского государства события: достаточно сказать, что именно Азовская флотилия была второй, помимо армии, «рукой» России в борьбе с Турцией за Крым в 1768–1783 гг., именно она положила начало победам на Черном море над турками, именно она впервые вышла на просторы Черного моря.


Глава VII.

Восстановление и развитие Таганрогского порта в 1770–1783 гг.

Альфред Тайер Мэхэн, формулируя свою теорию, указал среди элементов морского могущества и на военно-морские базы.{1677} Это абсолютно. справедливо. Удобно расположенная, надежно защищенная и хорошо оборудованная военно-морская база — важная опора военного флота.

В отечественной историографии, при рассмотрении истории Черноморского флота, традиционно говорится лишь о Севастополе, как главной его базе. Однако такой подход ошибочен. Рождение русскому флоту на Черном море дала, как указывается выше, Азовская флотилия, основанная в 1768 г. Именно ее история в 1768–1783 гг. составила первый период истории Черноморского флота, закончившийся переходом из Керчи в Ахтиарскую бухту 2 мая 1783 г, эскадры Ф.А. Клокачева из 11 кораблей флотилии. Моряки этой эскадры 3 июня 1783 г. и заложили в данной бухте город и порт Севастополь.

Главной же базой Азовской флотилии на протяжении всей ее истории являлся Таганрогский порт. Восстановлению его истории в 1769–1800 гг. и посвящена данная глава. Кроме того, стоит отметить, что история Таганрогского порта в данный период — это еще одна иллюстрация обычного в России отношения к проблемам базирования боевых кораблей и способа ведения хозяйственных дел.

* * *

Начало Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Россия встретила, не имея выходов на южные моря. Азов и Таганрог являлись буферными землями и Российскому государству не принадлежали. Более того, Екатерина II, стремясь оттянуть начало вооруженного столкновения, пошла даже на прекращение строительства крепости Св. Дмитрия Ростовского в низовьях Дона. Это не помогло — турки все равно развязали войну.

С началом войны занятие этих пунктов приобрело ключевое значение: они контролировали выход на Азовское море. Переход их в руки неприятеля не только запирал Азовскую флотилию на Дону, но и предоставлял туркам прекрасный плацдарм на глубоком фланге русско-турецкого фронта. Поэтому уже в ноябре 1768 г. в Петербурге было принято решение о занятии русскими войсками Азова, а в январе 1769 г. эту задачу дополнили и необходимостью занятия Таганрога.

Уже в марте 1769 г. войска генерал-поручика Вернеса из армии П.А. Румянцева сумели без боя занять Азов (6 марта) и Таганрог (19 марта он был занят передовыми частями, а 2 апреля основными силами).{1678} В них разместили гарнизоны и сразу же приступили к восстановлению укреплений. А в июле З.Г. Чернышев представил в Совет мнение о включении Азова и Таганрога в число прочих государственных крепостей и об учреждении в первой из них трех, а во второй — четырех гарнизонных батальонов, с принадлежащими к оным крепостям артиллерийскими и инженерными командами.{1679} Решение было одобрено, и в сентябре 1769 г. военная коллегия сообщила об официальном учреждении в Азове и Таганроге гарнизонных батальонов.{1680} Тем временем с июня 1769 г. оборону дельты Дона осуществляли суда Азовской флотилии.

Однако прежде всего этого, когда Таганрог еще был ничейной территорией, в поисках базы для своей флотилии в феврале 1769 г. в нем побывал и произвел тщательный осмотр гавани А.Н. Сенявин. При этом он выяснил, что она весьма мелководна (максимальная глубина составила 4 фута), практически подтвердив данные 1737–1738 гг., когда по этой причине отказались ее восстанавливать. (По данным тех лет ситуация с глубинами в районе Таганрога была следующей: от устья Дона до Таганрога они равнялись 5–7 футам, при входе в Таганрогскую гавань — 7 футам, внутри гавани — 41/2 футам; глубины в 11 футов начинались в 2 верстах от гавани, а в 25 футов — с 32 верст от гавани.{1681}) Да и сама Таганрогская гавань предстала в очень разоренном виде.{1682} Тем не менее, можно было рассчитывать на ее восстановление, пусть и с приложением изрядного труда, поэтому А.Н. Сенявин принял решение о создании базы флотилии именно здесь.{1683}

10 ноября 1769 г. Екатерина II, своим рескриптом передав Таганрогскую гавань в распоряжение А.Н. Сенявина, повелела ее восстановить. На это выделялось 200 тыс. рублей.{1684} Для руководства работами посылался инженер-подполковник И. Збородов. Кроме того, тем же рескриптом Сенявину предписывалось и воссоздание береговых построек порта. В декабре же 1769 г. было решено, что будущая контора Таганрогского порта станет главным органом руководства тыловым хозяйством флотилии. Ей в подчинение, в качестве «главного магазина» флотилии, передавалось Новопавловское адмиралтейство. Определили и штат адмиралтейств: он должен был насчитывать 1002 человека (878 человек в Таганроге и 124 в Павловске). На содержание отпускалось в год 26 123 руб. 40 коп.{1685}

Большая часть 1770 г. ушла на борьбу за доставку к Таганрогу необходимого строительного материала. Тем не менее, в сентябре 1770 г. А.Н. Сенявин приступил к возрождению порта, а 1 октября того же года началось и восстановление гавани. «По получении первых доставляемых через подряд лесов и материалов, — писал А.Н. Сенявин, — из оных по планам начато портовое построение сентября 9-го, а гаванное октября 1-го числа…».{1686} Кроме того, в сентябре 1770 г. была образована и Контора Таганрогского порта, приступившая к управлению тылом флотилии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)"

Книги похожие на "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Лебедев

Алексей Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Лебедев - У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)"

Отзывы читателей о книге "У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 — 1783 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.