Ольга Минченко - Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски"
Описание и краткое содержание "Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски" читать бесплатно онлайн.
В настоящей книге предпринята попытка проанализировать конкретные проблемные точки государственного регулирования современной российской экономики. Авторы попытались собрать примеры законодательных требований и бюрократической практики, смысл и польза которых неочевидны, а издержки для бизнеса – значительны. Издание не претендует на академичность – скорее это сборник наиболее одиозных казусов, связанных с государственным регулированием, и экспертный комментарий к ним.
Книга предназначена для широкого круга читателей; ее цель – привлечь общественное внимание к проблемам ведения бизнеса в сегодняшней России.
Можно смело утверждать, что малый бизнес только бы выиграл, если бы в отношении деятельности по строительству сохранилось лицензирование. Это становится ясно, если сравнить размер денежных затрат, необходимых для преодоления соответствующего административного барьера: государственная пошлина за предоставление лицензии в 2013 году составила 6 тысяч рублей, что примерно в 60 раз меньше затрат на вступление в СРО.
Вывод о большем удобстве для бизнеса действовавшего ранее режима лицензирования становится более очевидным, если вспомнить о новеллах Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Такими нововведениями являются, например, бессрочное действие лицензии или подробная регламентация лицензионного контроля.
Что касается безопасности строительства, то абсолютно неочевидно, что возводимые объекты стали безопаснее и качественнее с появлением СРО. Лицензирование подразумевало наличие лицензионного контроля, который худо-бедно, но все же осуществлялся. СРО также имеют полномочия по контролю за деятельностью своих участников. Однако большинство из саморегулируемых организаций на практике такой контроль не осуществляют.
Мнение участника рынкаГенеральный директор ЗАО «Центр Элит Лифт Сервис» Сергей Грибанов[93] «Когда я получал лицензии, это и было на порядок дешевле, и выдавали лицензии профессионалы, которые хоть что-то понимали в моей работе. А сейчас что? Вовлечь как можно больше членов, потому что заработок руководства зависит исключительно от их числа. Для организаторов смысл понятен, а для отрасли – в лучшем случае ноль. В настоящее время технический контроль состояния отрасли со стороны надзорных органов практически полностью снят. Взамен внедрен принцип „Исправно и хорошо плати – и живи спокойно“».
История 16
Платный экзамен. Как пройти аттестацию в Ростехнадзоре
Учиться, как и лечиться, никогда не поздно.
Только иногда бесполезно…
Народная мудростьВсе специалисты, осуществляющие деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, должны быть аттестованы на знание правил промышленной безопасности в соответствующей области.
В большинстве случаев аттестация проводится самой организацией, где трудится аттестуемый работник. Для этого в организации создается аттестационная комиссия. Однако отдельные категории работников должны пройти аттестацию в Центральной или территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора. К таким категориям относятся руководители организаций и члены аттестационных комиссий организаций.
Аттестацию необходимо проходить раз в 5 лет, а также при смене работы (должности). В случае перехода из одной организации в другую ранее аттестованные специалисты, должностные обязанности которых не изменились либо изменились только формально, а по содержанию остались прежними (то есть относятся к тем же областям аттестации), снова подлежат первичной аттестации, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых издержек[94]. Ростехнадзор мотивирует необходимость переаттестации при смене работы тем, что аттестуется не сам по себе специалист, а специалист по отношению к занимаемой должности.
На рынке образовалось множество организаций, оказывающих услуги по предаттестационной подготовке и сопровождению процедуры аттестации. Распространено мнение о том, что такие организации имеют неформальные связи с соответствующим управлением Ростехнадзора и часть своих доходов направляют на «поддержание» таких связей. Занятия в центрах обучения часто проводят действующие сотрудники Ростехнадзора.
За период с 2007 по 2011 год только в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора (без учета региональных комиссий) было аттестовано 61 433 человека (без учета повторных аттестаций). Региональные управления Ростехнадзора проводят аттестацию специалистов в большем объеме. Так, только за первое полугодие 2013 года и только в Печорском управлении Ростехнадзора, действующем на территории только двух субъектов РФ (Республики Коми и Ненецкого автономного округа), было аттестовано более 1 тысячи человек.
Основным камнем преткновения при аттестации специалистов в сфере промышленной безопасности является отсутствие законодательных оснований для такой функции. По сути дела, Ростехнадзор сам наделил себя полномочием проводить аттестацию, выпустив 29 января 2007 года Приказ № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
В законодательных актах есть только обрывочные указания на необходимость аттестации специалистов. Так, Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает лишь обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, а также обязанность со стороны работников проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. При этом нигде в законе не сказано, что аттестацию организует и осуществляет Ростехнадзор.
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» вообще не упоминает аттестацию работников как обязательную процедуру (хотя данный приказ Ростехнадзора лукаво указывает его в качестве одного из документов-оснований устанавливаемого регулирования).
Федеральный закон «Об электроэнергетике» предусматривает лишь процедуру аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике. Во исполнение данной нормы Правительство РФ предусмотрело, что утверждение единых аттестационных требований и порядка проведения аттестации осуществляет Минпромэнерго России, а саму аттестацию проводит Ростехнадзор.
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» предусматривает полномочия федеральных органов исполнительной власти устанавливать процедуру аттестации специалистов лишь в регулируемой сфере, а именно специалистов в области использования атомной энергии.
Таким образом, согласно действующему законодательству, полномочия федеральных органов исполнительной власти ограничиваются утверждением правил аттестации и проведением аттестации в отдельных отраслях и применительно к работникам в определенных сферах деятельности[95].
Ростехнадзор же наделил сам себя полномочием по комплексному регулированию процедуры аттестации и распространил обязательность аттестации на все категории специалистов, работающих с опасными производственными объектами[96], а также объектами, на которых эксплуатируются тепло– и электроустановки и сети.
Минэкономразвития России проводило оценку регулирующего воздействия Приказа Ростехнадзора № 37. В итоговом заключении также указывалась проблема отсутствия законодательных оснований рассматриваемого регулирования.
Вопрос о неправомочности Ростехнадзора регулировать указанную сферу был предметом рассмотрения в Верховном суде РФ. Решением данного суда от 13 ноября 2008 года№ КАС08-716 Приказ № 37 был признан изданным уполномоченным органом. Суд при этом сослался на общую компетенцию органа в сфере промышленной безопасности, что является довольно спорным аргументом.
Несмотря на сомнительность правового регулирования обязательной аттестации специалистов, работающих с опасными производственными объектами, отсутствие такой аттестации является на практике основанием для привлечения к административной ответственности по статье 9.1 КоАП РФ, предусматривающей не только штрафы размером до 1 миллиона рублей, но и приостановление производственной деятельности на срок до 90 суток во внесудебном порядке.
Одной из наиболее неприятных практических проблем при аттестации специалистов в области промышленной безопасности является то, что в некоторых случаях аттестацию необходимо проходить в Центральной аттестационной комиссии, находящейся в Москве. На первый взгляд проблема незначительна, однако на практике она создает множество трудностей.
Только в Москве могут аттестовываться:
• руководители организаций и их заместители, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 2 тысячи человек;
• члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 2 тысячи человек;
• иные лица по усмотрению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя[97].
За период с 2007 по 2011 год Москву с целью аттестации посетило более 61 тысячи человек. По данным компании «Мечел», стоимость командировочных расходов на одного человека, направляемого на аттестацию, составляет около 60 тысяч рублей. Несложно посчитать, что с 2007 по 2011 год совокупные издержки бизнеса на эти цели составили ориентировочно 3 миллиарда 686 миллионов рублей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски"
Книги похожие на "Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Минченко - Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски"
Отзывы читателей о книге "Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски", комментарии и мнения людей о произведении.